Нью-Йорк заполонили огромные орды гигантских крыс

Крысы! Они едят нашу еду, пережевывают нашу собственность и распространяют всевозможные неприятные болезни. И они отвратительны, с этими голыми хвостами и быстрыми, непредсказуемыми движениями. Крысы вторгаются в наши дома- единственное место, где мы должны быть в безопасности и контролировать ситуацию, — пишут возмущенные горожане.


На протяжении тысячелетий, что мы жили с ними, крыс оказалось практически невозможно уничтожить. Они настолько умны, что избегают ловушек и ядов и размножаются с такой ошеломляющей скоростью, что попытки истребления обычно заканчиваются ни чем.

 Всюду, где живем мы, живут и крысы – благоденствуют в наших отходах.
Крысы – наши тени. Мы живем в городе, а они, как правило, под ним. Мы в основном работаем днем, а они выходят из нор по ночам. Однако живем мы рядом, и практически везде, где есть люди, водятся и крысы.

В Сиэтле, где я вырос, крысы превосходно умеют пробираться по канализационным трубам. И наверняка в эту минуту где-то в моем родном городе мокрый пасюк, или серая крыса, высовывает подрагивающий розовый нос из сливного отверстия унитаза. Обитают здесь и крысы другого вида – черные, которые селятся на деревьях и умеют бегать по телефонным проводам. В Средние века они могли бы переносить чуму. От Сиэтла до Буэнос-Айреса популяции городских крыс расширяются: по данным одного эксперта, за последние десять лет прирост составил от 15 до 20 процентов. Наши города переполнены зверушками, чью численность нам никак не удается сдерживать, хотя мы стараемся изо всех сил.

Крысы вызывают у нас страх и отвращение куда большие, чем любые другие существа, процветающие в созданном нами мире (голуби, мыши, воробьи, мухи). Их считают грязными и хитрыми, воспринимают как признак упадка в городе и переносчиков заразы. Короче: люди ненавидят крыс.

Но в самом ли деле маленькие зверьки заслуживают такого отношения? Некоторые из их качеств, которые вызывают у нас наибольшее отвращение (нечистоплотность, плодовитость, настырность, способность выживать в тяжелых условиях), присущи и нам. Нечистоты, в которых живут крысы, – это все наше собственное: крысы благоденствуют, наслаждаясь всем, что мы выбрасываем.

«Это мы, люди, не держим свой дом в чистоте», – говорит специалист по грызунам Бобби Корриган из Нью-Йорка.
Корриган – ведущий эксперт по городским крысам: изучает их с 1981 года и работает консультантом по истреблению грызунов – к его услугам прибегают городские власти и коммерческие компании по всему миру. Именно он рассказал мне о массовом проникновении крыс в квартиры через канализацию в Сиэтле.

Я встречаюсь с Бобби теплым апрельским днем в парке Южного Манхэттена – одной из крысиных столиц мира. На Бобби светоотражающий оранжевый жилет, на голове – каска, в руках – папка с зажимом для бумаг. Эти атрибуты власти позволят нам беспрепятственно ходить по клумбам и туннелям метро. Корриган, человек отнюдь не выдающегося тело-сложения, но завидной целеустремленности, вырос в большой семье ирландцев-католиков на Лонг-Айленде, и говорит он точь-в-точь как типичные ньюйоркцы из кинофильмов.

Жители Нью-Йорка любят рассказывать друг другу щекочущие нервы истории о крысах размером с собаку. Однако самая большая реально существовавшая крыса, о которой когда-либо слышал Корриган, весила 816 граммов и прибыла из Ирака. Бобби уже давно объявил, что готов заплатить 500 долларов тому, кто доставит ему килограммовую крысу, но сомневается, что ему когда-нибудь придется расстаться с назначенной суммой.

Несмотря на дурную репутацию, крысы обладают и подкупающими «чертами характера». Они сообразительны и, возможно, способны испытывать сочувствие. В ходе одного исследования крысы освобождали собратьев из клеток, хотя это не могло принести им никакой выгоды, и спешили на помощь даже в том случае, когда сами могли вместо этого спокойно съесть шоколад. Нейробиолог Пегги Мейсон из Чикагского университета, проводившая эксперимент, рассказывает, что обычно после освобождения узника крыса-освободительница бросалась к нему и начинала облизывать – видимо, чтобы утешить.

И все же многие из нас ненавидят крыс. Может быть, дело в их ночном образе жизни и скрытности – они словно постоянно от нас прячутся, в отличие, скажем, от белок, которые могут грабить птичью кормушку и при этом нахально смотреть вам в глаза.

«Все дело в хвосте, – говорит Лоринда Уиль-ямс, хозяйка крысиного питомника на Лонг-Айленде (расположенного в одной из комнат дома ее родителей), которая продает крыс в качестве домашних питомцев. – Если бы не хвост, все завели бы крыс». Лоринда показывает мне грызунов самого разного окраса и рассказывает, как непросто содержать крыс здоровыми и скрещивать их так, чтобы потомство приобрело покладистый характер. В комнате стоит сильный мускусный запах, который не очень-то перебивает ароматическая свеча. Уильямс подходит к большой клетке и достает из нее толстую крысу с серой спинкой и брюшком цвета слоновой кости – Декстера. «Это мой любимец, – говорит Уильямс, передавая мне дрожащую одноухую крысу. – Я очень к нему привязана».

Будет ли нам их не хватать? Без крыс в крупных городах станет меньше ястребов и сов. Тонны беспечно выброшенных продуктов останутся гнить там, где их бросили, – отряды грызунов-чистильщиков не унесут их прочь. А в YouTube никто уже не выложит набравшее огромное количество просмотров видео, на котором нью-йоркская крыса стаскивает по лестнице метро кусок пиццы. В одном из комментариев ее назвали «настоящим нью-йоркцем».
#ИнтересноеПроГрызунов

Комментарии