ИСТОРИЯ МОЕГО РОДА+
-------------------------------------------
РОДОПЛЕМЕННОЙ СОСТАВ КАЗАХОВ. МЛАДШИЙ ЖУЗ.
Один из трех основных племенных союзов казахов, сложившийся на территории Западного Казахстана на рубеже XV–XVI вв. Первые известия о его родоплеменном составе принадлежат М. Тевкелеву, который писал в 1748 г., что основу жуза составляет «сильный род алчин, а алчин разделяется надвое, т.е. каракисяк и байулы… Байулы против каракисяк посредственны, а исчисляются 12 родов… Жетыру, т.е. семь родов в Меньшой орде…».
По источникам начала XX в. родоплеменная структура Младшего жуза состояла из трех поколений: алимулы, байулы и жетыру.
ЖЕТЫРУ.
Этническая группа в составе казахов Младшего жуза, включающая в себя следующие племена: жагалбайлы, кердери, кереит, рамадан, табын, тама, телеу. Компактно проживали в северных районах Актюбинской, юго-западных районах Кустанайской, северо-восточных районах Западно-Казахстанской областей Казахстана и смежных районах Оренбургской и Челябинской областей РФ. Отдельные группы проживали дисперсно в Южном Казахстане и Узбекистане.
Впервые о них писал А. Левшин: «Малая Орда состояла прежде из сильного рода алчин и 7 малых родов, которые Тауке-ханом соединены в поколение семиродцев – кердери, джагалбайлы, тама, табын, кереит, телеу, рамадан». Подробные «числовые» по названию объединения хорошо известны у кочевников: у половцев – «жеты-оба» (етобичи, четеевцы в древнерусских летописях; едисан – у ногайцев).
Этноним кердери исследователи возводят к гуннам-кидаритам, проживавшим в «Кердере – местности в области Хорезма или на границе ее с областью тюрок» (Якут). Это подтверждается и данными арабского историка Масуди о борьбе огузов с четырьмя тюркскими племенами, в числе которых значится племя наукерде (от иранского «нау» – «новый», «керд» – город). В Х в. Аральское море называлось Кердерийским. Правобережная часть Хорезма также называлась Кердерийской. Именно здесь археологами был раскопан город, называвшийся Янгыкент («новый город»).
В фольклорных материалах, собранных Н. Баскаковым в 1930 г., среди каракалпакского племени муйтен встречается упоминание рода кердери (по его записям, народная этимология этого этнонима означает «гостеприимный» – буквально: «говорящий войди» // «Кир-дерли»).
Интересно, что некоторые исследователи (например, Т. Жданко) связывают этот этноним с названием одного из основных родов племени муйтен – кентенау (с иранских языков – «Новый город»), возводя от него прямые параллели к кидаритам-эфталитам и казахскому племени кердери.
Одним из веских аргументов, подтверждающих данную гипотезу, эти исследователи приводят сохранившиеся в фольклоре этих родов реминисценции матриархата скифско-массагетской эпохи, наиболее ярко выраженные в муйтенском эпосе «Кырк кыз» (Сорок девушек). Но как бы это ни было, племя муйтен (кстати, в его составе присутствует и название другого значительного племени жетыру – телеу) занимает особое место в родоплеменной структуре каракалпаков, благодаря четко сохранившимся воспоминаниям в их среде о былом проживании в Крыму и на берегах Идиля и Жаика, т. е. в Ногайской Орде.
В этой связи обращают на себя внимание имена двух основных родоначальников кердери – Смайыла и Шагыра, приведенные в одном из устных генеалогических преданий, историческими прообразами которых, возможно, послужили вполне реальные лица, известные ногайские мирзы, сыновья Муса-бия – Исмаил и Алшагыр (потомки знаменитого темника Золотой Орды, основателя Ногайской Орды – Едиге бия). Примечательна и муйтенская легенда о их первопредке Муйтене (перс. муй – «шерсть» + тен – «тело») и его дружбе с двумя пери, перекликающаяся с аналогичным казахско-ногайским преданием об отце Едиге бия – мифическом Баба Тукты Шашты Азизе (дословно «волосатый, покрытый шерстью дед»), в свете которой гипотеза о родственной близости каракалпакских муйтенов и казахских кердери приобретает большую убедительность. По родословному шежире самих кердери, основатель племени кердери (вместе со своими единоутробными братьями Жагалбайлы, Кереитом и Рамаданом) родились от второй жены легендарного Алау-батыра, сына эпонима Младшего жуза – Алшына (от первой жены – Телеу, от третьей – Тама и Табын).
ОСНОВНЫЕ РОДОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПЛЕМЕНИ КЕРДЕРИ -- ЖАБАГЫ И СМАИЛ.
По данным сельскохозяйственной переписи населения дореволюционного Казахстана, численность жетыру составляла 342 тыс. человек, в том числе 88 % казахского населения Актюбинского, 31,4 % Уральского, 30 % Кустанайского, 17 % Темирского, 15 % Перовского уездов, всего около 9,2 % от числа казахов Российской Империи.
В МАНГЫСТАУ ВСТРЕТИЛИСЬ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАЗАХСКОГО РОДА КЕРДЕРИ.
Автор:Мусалимова Гульнара
Встречи представителей рода Кердери в Мангистау стали уже традиционными, на них собирается в среднем до двухсот человек. Чаще всего приезжают из Актобе, Уральска, Атырау, а также из районов области.
- Каждый человек, независимо от пола, расы, социального положения должен знать свою историю, историю, своей страны, своего народа и т.д. Он должен знать что было в давние времена, как жили люди, какие ошибки совершили, какие трудности испытывали, как трудились, как воевали, как проливали кровь за свою отчизну.... Человек должен знать свою историю хотя бы для того, что бы не совершать одних и тех же ошибок, - отметил на встрече один из старейшин, 78-летний аксакал Алпамыш Мусин. Он также добавил, что каждый казах должен знать свой род, семь своих дедов, эти знания помимо прочего помогут избежать женитьбы молодых людей на девушках из своего рода.
Старейшина в подробностях рассказал историю рода молодым его представителям, которых на встрече было не мало. Из уст старейшин молодежь узнала много старинных поговорок и пословиц.
В этот вечер прозвучало много песен, кюев, тостов, национальных танцев, собравшиеся знакомились и обменивались телефонами. Всем праздником руководил ведущий Галым Мусин, организовано мероприятие при помощи других представителей рода Кердери Есена Медиева и Тенелхана Набиева. Аксакалам вручили шапаны, всем остальным значки, флажки с символикой Кердери.
ОБЕРЕГИ И СУВЕНИРЫ РОДА КЕРДЕРИ.
В СОЦСЕТЯХ ПОДСЧИТАЛИ ЧИСЛЕННОСТЬ КАЗАХСКИХ РОДОВ.
Самый многочисленный - это Аргын.
По данным переписи населения 2009 года казахи составляли 60,47 % от всего населения Республики Казахстан или 9 540 806 человек. в 2012 году количество казахов составило 10 979 511 человек. По текущим данным Агентства по статистике на первое декабря 2013 года все население страны составило 17 146 000 человек.
Список родов, собранный пользователями Казнета:
СТАРШИЙ ЖУЗ:
Албан - 81 тыс. чел.
Жалайыр - 101 тыс. чел.
Дулат - 334 тыс. чел.
Ошакты 70 тыс. чел.
Сары-уйсун - 10 тыс. чел.
Сиргели - 70 тыс. чел.
Суан - 40 тыс. чел.
Шанышкылы - 190 тыс. чел.
Канлы - неизвестно
Шапырашты - 70 тыс. чел.
Ысты - 50 тыс. чел.
СРЕДНИЙ ЖУЗ:
Аргын - 509 тыс. чел.
Керей - 90 тыс. чел.
Конырат - 128 тыс. чел.
Кыпшак - 169 тыс. чел.
Найман - 395 тыс. чел.
Уак - неизвестно
МЛАДШИЙ ЖУЗ:
Алимулы - 340 тыс. чел, в том числе:
Шекты - 80 тыс. чел.
Шомекей - 100 тыс. чел.
Торткара - 60 тыс. чел.
Кете - 60 тыс. чел.
Каракесек - 25 тыс. чел.
Карасакал - 15 тыс. чел.
Байулы - 550 тыс чел., в том числе:
Адай — 90 тыс. чел.
Байбакты - 40 тыс. чел.
Берш - 70 тыс. чел.
Таз - 30 тыс. чел.
Шеркеш - 40 тыс. чел.
Маскар - 20 тыс. чел.
Тана - 25 тыс. чел.
Кызылкурт - 40 тыс. чел.
Алтын - 25 тыс. чел.
Жаппас - 70 тыс. чел.
Ысык - 20 тыс. чел.
Есентемир - 20 тыс. чел.
Алаша - 60 ты. чел.
Жетыру - 300 тыс. чел., в том числе:
Табын - 80 тыс. чел.
Жагалбайлы - 70 тыс. чел.
Керейт - 35 тыс. чел.
Тама - 70 тыс. чел.
Телеу - 20 тыс. чел.
Кердери - 20 тыс. чел.
Рамадан - 5 тыс. чел.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЗАХСКИХ ПЛЕМЁН.
Термин казах (Kazak) был определением человека, который покинул (был изгнан) свой род/семью вследствие мятежа, политического по своей природе; иногда эти изгои общества скитались по горам и диким местам без какой-либо защиты и поддержки со стороны родного племени. Т.е. человек мог быть (и называться) казахом лишь (в определённый период) несколько лет своей жизни. И в этом смысле термин казах противопоставляется твердому социальному статусу человека. Одним из древних родов вошедших в состав Младшего жуза является род кердери. Г.И.Лерх и Н.И.Веселовский, а затем и С.Н.Толстов связывают местность Кердери с обитанием здесь гуннов-кидаритов и видят пережиток этнонима кидаритов в названии казахского рода кердери.
Шежире.
Мнение казахи стали интересоваться происхождением и генеалогией своих предков, рода и племени. Не имея письменности, казахи могли передавать свою историю только устно, в виде Шежире, от поколения к поколению и довести до наших дней. Шежире — это история о происхождении племен и родов казахского народа. Это можно проследить на примере двух родов — Кердери и Жагалбайлы. История прихода кердери по современной точке зрения такова: Кердери — прямые потомки юечжей, разбитых и изгнанных из обжитых ими мест гуннами во главе со своим ханом Модэ во II веке до н.э. После того, как покинули родные места, они разделились на две части: одна небольшая часть осела недалеко от родных мест, а другая более крупная часть дошла до Бактрии и образовала здесь.
История и образование этноса казахов. - Казахи - Народы...
У казахского народа своя самобытная культура. На ее формирование влияла в разные годы материально-духовная жизнь, которую вели казахи. Обряды, обычаи, традиции астраханских казахов те же, что и жителей Западного Казахстана. Хотя совместное проживание людей многих национальностей привело к взаимопроникновению культурных традиций. Они отражают особенности жизни народа, культуры предшествующих поколений степных скотоводов. Это можно проследить на примере двух родов - Кердери и Жагалбайлы. Кердери - прямые потомки юечжей, разбитых и изгнанных из обжитых ими мест гуннами во главе со своим ханом Модэ во II веке до н.э.
Три основных племенных союза (Старший, Средний и Младший), сложившиеся в виде обособленных феодальных владений в Казахском ханстве на рубеже XV–XVI вв. и ознаменовавших завершение процесса этногенеза казахской народности. В дореволюционной российской историографии вместо слова «жуз» неправильно применялся термин «орда». Слово «жүз» означает «часть», сторона».
В Казахстане уже с древних времен определились три географически-хозяйственных региона, значительно обособленные друг от друга: Семиречье, Центральный и Западный Казахстан. Каждый из них включал зимние и летние пастбища (қыстау и жайлау), на которых кочевали определенные роды. Каждый район был связан и с определенными оседло-земледельческими оазисами. С глубокой древности в этих районах обитали крупные племенные союзы, являвшиеся далекими и близкими предками казахского народа. Таким образом, в силу этой прочной традиции, каждый из жузов, объединявший группу казахских племен, занимал географически и хозяйственно район, который еще до образования казахских ханств и казахской народности являлся территорией племенного союза.
В Семиречье образовался Старший (Большой) жуз. К северу от него, в районах Сыр-Дарьи, Каратау и Мойынкумов, с летовками по притокам Тобола, Ишима, Нуры, Сарысу и в степных районах Центрального Казахстана образовался Средний жуз. Младший жуз сложился в Западном Казахстане. Несмотря на образование в начале XVI в. сильного Казахского ханства во главе с Касым-ханом, в Казахстане, в силу объективных исторических причин, не сложилось прочное централизованное государство.
Первое упоминание о делении казахов на жузы содержится в донесении М. Тевкелева (1731 г.): «Киргиз-кайсацкая орда состоит в 3-х частях, а именно: Улюз, Оретаюз, Кичиюз (Большая, Средняя и Малая орда)».
В работах исследователей последующего времени этому вопросу уделялось много внимания, и, что примечательно, стали привлекаться в научный оборот казахские народные предания, в которых объяснялось происхождение своего народа и образование трех жузов.
Так, А. Левшин приводит предание о том, что во владении некоего хана Алаша стали рождаться «пегие или чубарые люди, «называемые (должно быть от оспы) ченчак «рябые». Хан повелел лишать жизни матерей, у которых появятся такие дети, но и у любимейшей жены его родился пегий сын. Хан сохранил матери и ребенку жизнь, но велел отправить их в степь, «дав в утешение кырк-гыз, т. е. 40 дев», от которых «произошло потомство и народ киргизы».
Н. Аристов видел в этой легенде указание на образование собирательного названия Младшего жуза – «Алшын» (от «ала» в значении «пестрый», «витилиго» + суф. мн. ч. «шын».
Г. Потанин записал другое казахское шежире (опять же в Младшем жузе), согласно которому предком казахов является некий Котан. Сын хана, которому служил Котан, ушел «казачить» в степь за Сыр-Дарью. Хан, скучавший по сыну, велел Котану послать за ним три сотни (жуз в казахском языке означает и «сто»), давшие начало трем казахским жузам. Первую сотню возглавил старший сын Котана – Уйсун (эпоним Старшего жуза), которому так понравилась привольная жизнь в степи, что он остался там навсегда. Вторую сотню возглавил средний сын – Булат (аргынский Средний жуз), который также последовал примеру старшего брата. Третий сын – Алшин стал родоначальником Младшего (алчинского) жуза.
Сходное предание, связанное с именем Алаш-хана и трех его сыновей: Байшоры, Джаншоры и Карашоры, приводит и Н. Гродеков. По другому преданию, записанному им в Чимкентском уезде, повествуется, что некогда жили два брата Могул и Татар, и что первый из братьев, Могул, является родоначальником казахов. После сражения казахов с татарами от могулов осталось лишь три сотни, которые и стали называться тремя жузами.
Как видно из приведенного материала, народная генеалогия не дает точного ответа на вопрос о происхождении жузов, но в ней подчеркивается главная объединительная идея, которую впервые в исторической науке четко сформулировал замечательный казахский ученый-востоковед Ч. Валиханов – «Большая, Средняя и Малая киргиз-кайсацкие орды составляют один народ – «казак».
Крупный род племени кердери (поколение жетыру). По всей вероятности, является осколком одного из древнейших тюркских родов Центральной Азии. Этноним жабагы большинство исследователей связывают с наименованием средневековых правителей огузов, носивших титул «ябгу» («жабгу») и со средневековым же народом ябаку.
Основанием для этой гипотезы послужила известная легенда, приведенная в труде Гардизи. Согласно ей, некий слуга тюркского вождя Халлуха, совершив проступок и боясь возмездия, бежал в страну тогуз-огузов. Там его прозвали Ябагу («обросший шерстью») и сделали начальником над всеми людьми Халлуха. Созданное таким образом племя было названо «ябагу-халлух».
О народе ябагу, жившем в его время (в XI в.) западнее киргизов, упоминает и Махмуд Кашгари. Интересно в этой связи высказывание В. Бартольда, что «царь, т. е. ябгу, огузов жил или, по крайней мере, проводил зиму в местности по нижнему течению Сыр-Дарьи», и далее: «главным ... из городов X в. в стране гузов был город, получивший название «Новое селение» … впоследствии Янги-Кент … месторасположение его до сих пор определяется развалинами Джанкента» (сравни, одна из этимологий названия «кердери», в состав которого входит род жабагы, означает «нау кент» – новый город).
Не менее интересен факт, что у каракалпаков имеется род с аналогичным названием – «жабы», или «ябы», входящий в структуру племени кыпчак, который считается одним из старейших среди каракалпакских родов, поскольку представители его, по преданию, первыми приняли исламскую веру.
В состав рода жабагы входят подразделения бердимбет и кутсиык.
Только новогодний стол
Нынче требует банана -
К нам приходит Обезьяна.
Но кого же Хануман,
Царь восточный, шах и хан
Обезьяньего народа,
Выбрал нам эмблемой года?
Может к нам придет Мартышка?
Станет тихой жизни крышка,
И начнется кавардак.
Но … привычен нам бардак.
Коль прибудет Павиан,
Вряд ли будешь сыт и пьян.
Будем бегать с голым задом, -
Жизнь пойдет привычным адом.
Если ж к нам придет Горилла,
Главным в жизни будет - сила.
Кто сильнее - тот и пан
Чистить слабому карман.
Только нам не привыкать,
Нас уже не запугать
Ни вселенским бардаком,
Ни всеобщим грабежом.
Так что к чёрту депрессанты.
Бьют двенадцать раз куранты.
Прозвучал последний гонг,
И в дверях стоит … Кинг-Конг.