г.

НАВОЛОКИ, Наволокский район. Краеведческие заметки. Фолклорные записи.

Наволоки- каждый местный житель,знает откуда пошло название нашего городка.Вот ,что пишут об этом на официальном сайте : "Название города появилось неслучайно. На том месте, где возникли Наволоки, лежала низина, окруженная высокими холмами, и остров напротив, деливший течение реки на два русла. Верхнее Поволжье считалось окраиной славянских земель, здесь обитало племя меря.
В IX веке началось заселение глухих и болотистых районов края славянами-кривичами. Этот процесс ускорился в XII веке. Славяне занимались охотой, рыболовством, скотоводством, бортничеством, земледелием. Обилие лесов с ценным пушным зверем, многочисленные реки и озера, богатые рыбой, привлекали многих поселенцев, хорошо укрывали беглецов-крестьян от помещичьего гнета. Сюда же хлынули потом староверы. В окрестных лесах было множество скитов, которые в конце XIX века подвергались сокрушительному разорению со стороны царских войск. Край этот в давние времена принадлежал Киеву и назывался Русью Залесской. Потом стал владением Владимирского и Ростово-Суздальского княжеств. Во второй половине XIV века подпал под руку Москвы. "
Давайте посмотрим ,что пишет В.А.Никонов в Кратком Топонимическом словаре изд.1966г о "Наволок","Наволоки".
Топонимический ареал понятия Наволок раздвинут новгородской колонизацией ,из южных пунктов его г.Наволоки (на Волге в Ивановской области) Из этого мы видим ,что распостранение новгородских славян в нашу часть Поволжья (напомню это началось в девятом веке) и оставило свой след как имя места,сторожевого поста в дальнейшем села,теперешнего города Наволоки! Название Наволоки уходит далеко в глубь веков. При внимательном изучении истории наших мест сталкиваешься с массой загадок .Почему то исследователи старательно обходили и обходят наш уголок стороной.К примеру возвращаясь к документам 18 века,это планы генерального межевания Екатерины 2 ,так вот среди исследователей они считаются самыми закрытыми,не исследованными и в свободном доступе их нет.(в последнее время стали появляться не очень качественные ,затёртые экземпляры).
Расположение нашего города ,его окрестности, остров на Волге заставляет предполагать,что у нас было очень интересное,богатое прошлое.Как обычно большим интересом историков и археологов пользуются раскрученные бренды,такие как Плёс.Но как говорится от Наволок до Плёса рукой подать.Поэтому хотелось бы поведать Вам исследования Любимова А.,краеведа родом из Каменки,сейчас он живёт в США. В его фольклорном исследовании 2000г говорится о древнем городе Чувиль,который располагался на нашем берегу Волги,ниже Плёса (т.е в нашу сторону) и ,что то мне подсказывает ,что наши места были чем то связаны.:
ПРЕДАНИЯ, ПОВЕРЬЯ, БЫЛИЧКИ ЖИТЕЛЕЙ ПРИВОЛЖСКИХ СЕЛЕНИЙ МЕЖДУ Г. ПЛЕСОМ И Г. КИНЕШМОЙ
ЧУВИЛЬ
В пустующих с каждым годом волжских селениях еще можно встретить людей, рассказывающих старинные предания о древнем городе Чувиль*. Сообщения о существовании городского поселения в этих местах были зафиксированы еще в конце прошлого века членами Костромской ученой архивной комиссии: «Ниже гор. Плеса по течению реки Волги, как говорят старожилы, было много камней (они и теперь отчасти сохранились), сложенных довольно правильно и указывающих на бывшее тут населенное место, эта местность и теперь называется «Городина». По преданию город Плес, носивший прежде название «Чувиль» будьто бы имел протяжение на 12 верст по течению р. Волги, до дер. Пеньков, судя поэтому местность «Городина» была занята городом».
Правый берег Волги покрыт здесь густым лесом от г. Плеса до деревни Никулино, который хранит вековые тайны местной истории. Лес представляется загадочным и таинственным, когда попадаешь в него и идешь по заросшим высокой травой дорогам, которыми уже давно никто не пользуется. Кругом ни души. Нет близко ни одного селения. Только в деревнях, раскинувшихся на противоположном левом берегу Волги в разговорах со старожилами приподнималась завеса таинственности старого городища и леса, окружавшего некогда населенное место. Большинство местных преданий о Чувиле связано со встречами с нечистой силой, нахождением кладов. Нередко то или иное предание совмещает в себе славянские и финские сюжеты. От древних насельников Костромского края, финно-угорского племени меря, остались лишь названия рек и лесных урочищ. Таковыми являются притоки Волги: Сунжа, Колдома, Шохна. Маленькие лесные притоки Сунжи: Тега, Шохна. А так же название курганных захоронений на правобережье рядом с городищем Чувиль, которые именуются как мордовские могилы, пустошь Алабуга. Необходимо упомянуть название древней волости Шохна, территория которой почти подступает к волжскому правобережью. О самом названии Чувиль судить сложно. Можно предположить, что оно связано с мерянским названием рек, как например Нерль. Вероятно, оно имеет и славянские корни, если обратить внимание на одну из семицких песен:
Во поле, во поле стояла береза,
Чувиль мой чувиль, стояла береза!
Белая-лесная, листом широкая,
Чувиль, мой чувиль, листом широкая!..**

Отправимся же в те деревни стоящие по левому берегу Волги, и в устье ее притока речки Колдомы, по имени которой была названа в старину волость Колдомская. В довольно большой дер. Низовская мне посчастливилось встретить местного старожила, рассказавшего предание о стоянии татарского войска против Чувиля в ожидании штурма. Битвы удалось избежать. Для примирения жителями городища по обоим берегам Волги были зарыты бочка с серебром и бочка с золотом.
Следующим селением, которое я посетил моим собеседником был 85-летний Николай Григорьевич Зотов. Он медленно, с расстановкой, как бы вспоминая прошедшие события, рассказывал местные .предания. От него мне стало известно о случайной находке крестьян изваяния Золотой Бабы в основании городищенского вала.
В других случаях рассказывали о глубоких лесных колодцах на территории городища и уже заросших. Бытуют в этих местах и предания о навьях - о душах умерших предков, которые обитают на лесном городище.
Отсутствие сельских поселений в этой местности жители окрестных деревень объясняют так называемыми «тяжелыми местами», на которых нельзя было селиться. С чем это связано: с далекими моровыми поветриями, когда вымирало почти все население, о чем свидетельствуют летописи, или это страх перед душами предков - навьями. Где искать ответ на этот вопрос?
О ЧУВИЛЕ ГОВОРИЛИ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ:
Про Чувиль-от, я вить тоже слыхал. Вить это когда было, в каком году воевали с татарам-то. Вить это большой город был, лес Городина называеца. Почему она Городина, потому што город был. Почти до самой нашей деревни город был. Вот, недалеко - пол-километра он стоял, город-то этот, этова врага и до Плеса. Большой город был. Сожгли его в войну-то, с татарам-то воевали.
А вон недалеко, в километре он еще начинаеца от деревни. У . нас там Подболотная есть, полянка. Тут полянки. Одна четыре гектара, лес - это Слободина и Городина - город Чувиль.
ЧУВИЛЬ
Ну вот, теперь Алабуха. Это был кирпичный завод. Он теперь уже ничего. Все, все снесено. Вот там было чево-то. Залежи какие-то каменные. Чево-то было. Это, говорят, был город Чувыль. И было, значит, в лесу, значит, лес насаженой такой. Это ровно хорошо. И, вроде, какие-то эти, бороздки вот. Было заметно, што это было поле. Бывало поглядишь и заметно, а уже вырос лес. Так когда - большие года.
О НАПАДЕНИИ НА ЧУВИЛЬ ТАТАРСКОГО ВОЙСКА
Это когда их бои проходили около нас. Вот бои-то. А начальство-то русское, видимо богаты-то люди были, и оне убегали, когда войска-то уж напирали. Ну надо убежать куда-то. Вот они и погнали. Какие дороги-то были. Вот через Каплино поехали. И вот там лошади-то утонули. И этот потеряли, и тарантас-от ихний, на котором они гнали. И вот, бочка с золотом.
Из истории 20 века мы знаем ,что с 1935г по 1958г существовал Наволокский район Ивановской области,которому принадлежала часть Кинешемского района и большая часть Заволжского района. Вот несколько строк об этом: "Наволокский район был образован в составе Ивановской промышленной области 25 января 1935 года. Районный центр - город Наволоки. В район вошло 19 сельсоветов: Безносовский, Белоноговский, Быковский, Воздвиженский, Воронинский, Георгиевский, Есиплевский, Ивашевский, Карцевский, Колшевский, Корниловский, Лопатинский, Наволокский, Назаровский, Новлянский, Панафидинский, Тарасихинский, Челесниковский, Шибановский.
В 1954 году часть сельсоветов была объединена: Безносовский сельсовет присоединён к Ивашевскому, Карцевский — к Белоноговскому, Воронинский и Георгиевский — к Новлянскому, Панафидинский — к Шибановскому, Быковский и Лопатинский — к Воздвиженскому. Назаровский и Челесниковский объединены в Дмитриевский сельсовет.
29 августа 1958 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Наволокский район был упразднён, а его территория разделена между Кинешемским (Наволокский и Тарасихинский сельсоветы) и Заволжским (остальная территория) районами." Согласно справочнику Административного деления Ивановской обл. 1955г. Наволокскому району принадлежали следующие населённые пункты:
Как видите он охватывал огромную территорию.История Наволокского района для для нас пока тёмное пятно ,а это целая веха в нашей жизни.Этому мы посвятим отдельную тему. В продолжение прошлой заметки где была начата публикация фольклорного сборника А.Любимова о древнем городе Чувиль,хочется отметить,что некоторые населённые пункты левого берега Волги принадлежавшие Наволокскому району являлись границами грандиозного древнего фортификационного сооружения :Сторожево,Воронино,Утёс(прав.берег Волги)
"Долги плеса Чевылецкие" журнал Вокруг Света 1 марта 1988г.: "Постепенно вырисовывались контуры нашей рабочей гипотезы: «плеса Чевылецкие» русских былин находились в районе нынешнего города Плес, где, видимо, в XV веке руками русских мастеров была сооружена подводная крепость. Если это так, то нам предстояло обнаружить одно из самых интересных сооружений средневековья.",Листаем с большим трудом разысканные в архивах уникальные лоции прошлого столетия и обмеры гряд, сделанные в 30-х годах нашего века. (Напомним, что после строительства Горьковского водохранилища восьмиметровая толща волжской воды навсегда скрыла плесские «пороги».) Анализ найденных документов позволяет в общих чертах представить подводный лабиринт. Он имел вид гигантского треугольника, углы которого упирались в существующие ныне деревни Сторожево, Утес, Комарово. Основанием его был трехкилометровый участок левого берега Волги. Стороны треугольника образовывали каменные гряды Винная и Косая. В каждой из гряд имелся только один узкий проход для судов. А в центре, в полукилометре вверх по течению, из воды грозно торчали острые камни. «Винные и Косые гряды,— отмечали все лоции,— по своему каменистому характеру представляют для судов большую опасность, ибо при довольно быстром на них течении нужно круто поворачивать судам около самих гряд от левого берега к правому, для обхода лежащих на протяжении двух с половиной верст больших камней".
Крепость Плёс «срубили» на правом берегу Волги, обнесли высоким земляным валом. А на левобережье выросли отроги, связанные между собой «смотровыми осями». Главная ось Сторожево— Плес позволяла контролировать передвижение судов вверх по течению реки. То есть задолго до того, как сама крепость попадала в поле видимости приближающегося речного каравана. Вторая ось располагалась в обратном направлении по линии Плес — Сторожево — Винная гряда — Порошино — Перейма (сейчас название Перейма закрепилось за глубоким оврагом у деревни Русиновка). Смысл действия плесских таможенных сооружений был очевиден: если корабль, по сигналу из крепости, не заходил в Плес и не брал, уплатив соответствующую пошлину, лоцмана, он неотвратимо попадал в каменную ловушку.
Таможенные сооружения дополняли высокие, до 70 метров, берега, изрезанные глубокими оврагами. А непроходимый лес — «Чертова городина», где, возможно, «устраивались» засеки, обрекал на неудачу любую попытку обойти «гиблое место» посуху.
Вот почему «долги» плесы Чевылецкие! " Вот ,что рассказывала семидесятитрехлетняя жительница приволжской деревни Русиновка (на карте бывший Наволокский район) Вера Ивановна Тарасова — Вода у нас была хороводная, быстрая, чуть зазевался на лодке, попал в винт, трудно из него выгрести. А за Косой грядой остров был Русалочий. Выйдешь в полную-то луну ночью на берег... Глядь, а на острове русалка играет. Или в пене возле острова купается. А на берегу, за перекатами, бесы хороводили. Помню, маленькими были, так ночью-то из дому боялись выходить..."
И впрямь, в стародавние времена будто злой дух орудовал здесь, оставив рассыпанные по берегу среди гравия белемниты, или попросту «чертовы пальцы». А чего стоят недвусмысленные местные названия: Чертов овраг, Чертова городина, Чертов поворот... Ну далее приведу фольклёрные записи А.Любимова:
В ЛЕСНЫХ ЗАРОСЛЯХ
Не одни только предания о Чувиле рассказывались в этой округе. Лес, скрывающий еще сохранившиеся валы городища, поведал и другие свои тайны. Издавна жители здешних селений были знакомы с печально известным Кислинским оврагом, находящимся рядом с городищем. Во многих преданиях, связанных со встречами с нечистой силой упоминался этот загадочный овраг, имя которому досталось от старинной пустоши Кисловской. Часто сбившихся с пути грибников или охотников приводил к этому оврагу леший или негодный. В одной из деревень рассказывали, что лет шестьдесят назад работала бригада лесорубов в этих местах, а жили они в одной из деревень, близко стоящих к лесу. Любили они вечерами собираться в избе и рассказывать разные случаи о встречах с нечистой силой, о кладах, зарытых на городище. Как-то в один из таких вечеров после затянувшихся посиделок, под впечатлением об услышанном, один нз работников дождался, когда все уснут, вышел из избы и направился в лес. То-ли он хотел отыскать клад, зарытый в лесу, то-ли побывать ночью на городище, только это ему не удалось. После того, как он вошел в лес и стал в кромешной тьме пробираться через заросли, ему стало казаться, что за ним кто-то идет. По мере продвижения в глубь леса ему послышались чьи-то голоса, потом и чей-то грозный оклик. После этого он бросился бежать назад из леса к деревне, крича от страха.
В деревнях, стоящих на окраине леса местные жители имели оконные ставни, которыми закрывали на ночь окна, чтобы в них не заглядывал леший, живущий в Кислинском овраге.
На противоположном берегу Волги поведали мне старожилы и о русалке. Преданиями о них здешние места не богаты, хотя русалкам есть где разгуляться - лесных болот, речек и ручейков здесь хватает. Но есть и тут место, о котором рассказывают с некоторой таинственностью. У реки Колдомы, где она впадает в Волгу, расположен большой песчаный холм. Зовут его в народе Еромонская шишка. Говорят, что шишку эту солдаты шапками натаскали. На вершине Еромонской шишки часто появлялась нечистая сила, что сопровождалось завыванием ветра.
О НЕЧИСТОЙ СИЛЕ
Шел пьяной, шел возле этой часовенка, пьяной: «И учу, - говорит, - песни». Подъезжает карета. Двое: «Садис. Я, - говорит, - оглянулса и говорю - я дойду - недалеко. Я, - говорит, - сел, до дому доеду». Ладно, доеду. Они опять поехали, поехали, поехали. Все, говорит, ехали. Вроде лесом. Под гору, туг елошник-то лес. И говорят: «Вылезай». Я, говорит, вылезаю. Вылезать - мне не вылезаеца. А ноги-то у меня, говорит, в воде. Ноги в воде, а сам на бережку. Сижу сам на бережку, а ноги в воде. Вот, говорит, у меня волосы-то подняло. Как я попал, и я, говорит, не пьяной. Шел, говорит, пьяной и все пропало с меня. Рассказывал до смерти.

О ЛЕШИХ
Как не заводить - заводили. Бывало, кабы не Исусова молитва, я бы тоже к лешам попала. Солнышко не высоко. Делать нечего в колхозе. Побегу в лесок. Тут все были эти, бокалдинки, канавки с водой глубокие. Я свернула и походила на край. Нигде края нет. Опять в лес. Раз пять-шесть выходила на край. Тянет меня к этим, к бочагам. Выйду, опять меня тянет к бочагам. Господи, да штой-то меня опять к бочагам? Где же я взошла, и дорога-то мимо леска? Я дороги не вижу. Потеряла. И бежит из этой деревни женщина: «Че ты кружисса?» Я говорю: «Матушка, домой хочу, да меня, - говорю, - што-то все не отпускает. Так ты дура, Господи Исусе Христе, Сыне Божье, помилуй меня грешную. Да тебя, чу, черти-то заведут. Ты месяц домой не попадешь. Она мне с дороги-то и кричит. Я опять в лес. Вот тянет, тянет меня в лес. Она ко мне ближе подходит. Говорит: «Пойдем домой. Скоро скотина прогоница. Пойдем домой». А я ее не узнаю. Вот как меня завели. Все в черном, все в черном. Все круг меня, все круг меня, все дальше, все дальше. Я все с корзиночкой, все хожу. Я грибов не нахожу.- Стало в лесочке темнеть. Все около меня в черном. Вот она меня вывела. Они меня закружили, кабы не женщина.
ВСТРЕЧА С НЕГОДНЫМ
У нас бывало вот мамкин отец все. Вот Кислинский враг. Как же, ведь лапти-то плели. Ведь надо где-то бересты-то брать. Надо березы, чтобы гладкие. Вот. Вот он в Кислинский враг - от ходил. Он бывало нам говорил: «Вот, опоздал, проспал, плохо помолилса. Ходил, ходил дорогу искать. Пять раз выходил и все на одно место». Не находил дорогу. Да. Это што такое, говорит. Потом пошел - пруд. Поглядел: «Што я сюда не хожу - первый раз такой пруд увидал». Опять, ну ладно, покурил, махнул рукой, опять пошел: «Вроде я никуда не криулялса. Ходил, ходил. Никак дорогу не могу найти». А матерный был. А к пруду подошел - сидит - человек не человек, а такие глаза, ушей нет, а вроде, говорит, один рог. Вот так. Черный, мохнатый. Ага, я вот, говорит, вот так вот: «Х... ты на меня бельмы обабурил? Я и так закрутилса. И меня так в воду-то в воду-то». Видишь, он раз отругал его: «В воду-то чувствую што». А вода такая. Говорит: «Господи, а ты-то где? Как Господи-то сказал, так и сел. Сел и сижу. А вить это мне тятя говорил: «В Кисловском-то враге негодный живет»*.

*Его облик: «... человек не человек, а такие глаза, ушей нет..., ... один рог.... Черный, мохнатый...». Краткие сведения о негодном имеются в книге М. Власовой «Новая Абевега русских суеверий», где приводятся выдержки из сказок Нижегородской и Вологодской губерний.
ЛЕШИЙ ЗАВЕЛ
Однажды шел пьяный Илья Михайлыч Груздев - никулинской. Пошел он, значит, ну, туда, по своей дороге. Вот и думает: «Штой-то очень далеко?» Хвать, и подошел к самому Кисловскому врагу. Нога на сучок, и она над этой, над оврагом-то висит. Вот очухалса, што ево леший завел: «Штой-то такое, я шел и очутилса в Кисловском враге».

КАК КРЕСТЬЯНЕ ОТ ЛЕШЕГО ПРЯТАЛИСЬ
Вот видишь, дом с закроем. У многих в домах, в деревнях с закроем эти окошки. В Никулине - деревня большая, а много с закроям-то. Это, чтобы леший не видел. Закроюца, и никто не увидит уж.
НЕЧИСТАЯ СИЛА
Даже вот дорога от этова, от Никулина до Луховца и до Кузнецова эта дорога. Значит, где-то у березок в поле-то все казалос. Да. Видно боязливые люди пугаюца. И.вроде тово, што бояца. Вот.

НЕЧИСТАЯ СИЛА ЗАВЕЛА
А вот как у меня в Новлянском был Василий Иванович, а у нево, значит, сестра Марья Ивановна, значит. И у них украли девушку, вот Марью-то Ивановну. Пропала. Нигде не находят. Потом нашли. Люди. Сидит в овраге и полный этот подол моклоков и лошадиннова г.... А откуда это взялос?: «Это мне дедушка носил гостинцы». Там, в деревне Хлебинки. Потом ходили из это, из церкви служить. В этом овраге-то Хлебиновском-то казалос все. Казалос кому-то, што-то. Вот и попала в овраг-от этот Марья-то Ивановна.
РУСАЛКА
Вот у Егорья на речке. Вот это-то, вот как под гору речка. Сошла одна женщина. Это вот тоже мне рассказывали. На речку к вечерку и моеца, говорит, женщина. Темненько. Я, Господи, што она безо время моеца. Волосы, говорит, расстелила и моеца на речке. Я, говорит, корзиночку забрала, а она, говорит, встала. Меня проводила взглядом, и опять села мыца. Показалос, показалос. Да. Вот это тоже до смерти рассказывали. Так вот это и говорили, што русалка, што раз волосы разбиты, то русалка. А то кто говорил про русалку-то. Вот это жил с моей рядом избой дьякон. Он рассказывал. Это, говорит, русалка. Она, говорит, ко многим выходила.
КЛАДЫ
В нескольких преданиях о Чувиле упоминались бочки с золотом и серебром. Как, к примеру, в рассказе о том, как татарское войско напало на Чувиль, что заставило местных купцов спасаться бегством, прихватив с собой бочки с золотом. Путь их проходил через Каплинское болото. Тонкий лед не выдержал, и беглецы вместе со своим богатством погибли.... Это предание мне приходилось слышать довольно часто в разных вариантах. Местные старожилы с высокого левого берега Сунжи у деревни Кузнецово показывали, где проходила старая Владимирская дорога, по которой купцы должны были добираться до Суздаля: «Вон, - говорили они, показывая на противоположный берег реки, - там и проходила Владимирская-то дорога». Некоторые жители местных деревень до недавнего времени с длинными кольями проверяли дно болота в надежде найти бочки с золотом, но никому из них не удалось это сделать. Выше по Сунже у деревни Селиваниха рассказывали о панских могилах, в одной из которых нашли золотую карету. Клады появлялись в виде животных, которых невозможно было поймать.
По левому берегу Волги у деревни Воронино проходила старая Лазарева дорога. У которой во времена Стеньки Разина буйствовала Марья-разбойница. Она-то, по преданию, и зарыла здесь клад. Называли ее еще колдуньей. Тем, кто отважился выкопать клад, он не давался. Так этот клад никому не достался, и лежит он в земле по сей день.
В здешних лесах раньше было много змей. Особенно часто упоминали о медянках. К сожалению не пришлось записать хотя бы один рассказ о этих ядовитых змеях. По русским поверьям медянки охраняют клады, они слепы и прозревают только на Ивана Купалу, когда рассветает папоротник. Да и сейчас редко, но удается слышать, что кого-то медянка укусила, и опять это произошло в лесу у городища.
О КЛАДЕ
Какой был прудок рядом-то. Прудок. Вот около этова прудка клад был зарытый. То заяц покажеца, то еще чево-небуть, какой зверек. Прыгает и прыгает, а ловить - не даеца. Тоже. видно, надо чево-то, какое-то слово знать, што бы ево поймать-то, а как, говорят, пымашь ево, так рассыплеца - деньги, золото.


ЧУВИЛЬСКИЕ КЛАДЫ
Это так в народном-то деле. Было, видно, такое-то дело - клады какие-то были. Где-то зарыто его-то было. Это было вот где - бары-то жили. Вот теперь около этой, теперь говорить надо Городина-то это. Ведь это - Чувыль, город был. Да. Вот тут клады-то были. Какие-нибудь люди такого подобия.
ЗАГОВОРЕННЫЕ КЛАДЫ
Клады-то. А какие все бури, какие-то все люди не наши. Пугали, пугали. Ловить не ловили, а пугали все чем-то. В белой одежде выходили. Да. Кто видел-то. Этова я не видела. В белых, говорит, одеждах выходили из-за часовенки. Это все в поле. Недалеко. Средь поля. Выходит, говорит, женщина в белом во всем. Тоже, вот испугаюца. Молитвы, молитвы. Пропадает, пропадает.

КЛАД МАРЬИ-РАЗБОЙНИЦЫ
А чево говорили, што тут заколдовано, значит, место по Лазаревой-то дороге, значит, в котору сторону - или по праву сторону, или по леву. Кто ее знает. Она к Низовской идет, эта дорога. И вот, значит, этот клад, вроде заколдованный даже. Две бочки - одна с серебром, другая с золотом, и оне вроде заколдованы - через сто лет выходят. Вот уж не знаю. Дело ли, нет ли, а одно время, перво-то время, мужики-то ходили, ходили рыть-то, это кладбище. Клад-от, вот нашли, значит, окрестили, опоясали, перекрестили и роют. Роют, дорылис до тово места, уже клад находят, а сверху-то, возле ямы-то выходит мущина, значит. То быком переворотица, оборотица, то што клад, а это все не берет. Потом вышел мущина кричит: «Деревня горит!» Как оне выпрыгнули, так она засыпалас. Искали, искали опять - не нашли. так отбилос дело. Рыли-то тут много время клад-от. Так вот кладбище ево и назвали. Эта Марья была - колдунья. Вот через сто лет клад-от выходит лошадям.
ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ. ПОКОЙНИКИ
В представлениях жителей поволжских селений огненные змеи и приходящие к родственникам недавно умершие покойники это олицетворение единой потусторонней силы. После смерти близкого человека родственники тоскуют. Обычно происходило таким образом - умирал муж, жена начинала сильно тосковать. Муж начинает приходить к жене, приносить ей подарки. В деревнях по вечерам видели, как к овдовевшей женщине летал огненный шар и, не долетев, рассыпался. В таких случаях говорили, что кто-то произнес заклятие. Если же шар долетал до дома, то опускался в печную трубу. Огненные шары называли еще горящими снопами.
Часто посещение покойниками родного дома заканчивалось трагически. Родственник, доводивший себя от тоски до отчаяния, кончал жизнь самоубийством. В одной из деревень на левом берегу Волги у одной женщины умер муж. Она стала сильно тосковать, и муж стал приходить к ней. Сначала приносил ей гостинцы. И вот в один из дней эта женщина с криком выбежала из дома, по лестнице забралась на крышу и бросилась вниз. Рассказывали, что многие видели, как она прыгнула с крыши, потому что работали рядом в поле. Когда же все сбежались, то увидели страшную картину - женщина упала прямо на плуг. После чего все стали говорить, что к ней покойник муж приходил и довел ее до этого.
О ЗМЕЕ
А вот мы бывало. Нам годов-то по шеснацати. Темно веть зимой-то. Вить как же, ночи-то. Вот как-то мы сидели на завалинке. Сперва-то все песни пели. Ну и поиграем во все. Покатаемса в снегу-то. Девчонки, штой-то такое? Огненный змей. И над домом рассыплеца. И вот ево нет.
О ПОКОЙНИКЕ
А вот у этова, значит, Прозорова дедушка умер. А тетка Ираида его сильно жалела. Вот сосед - это ее деверь, значит, который брат стал и говорит: «Федось, гляко, сколько время, а у ей все лампа горит». Бывало со стеклом лампы, окна высоко. И говорит: 'Чево-то не так». А знали, што к ней дядя Яков ходит. Почему? Вот придут. Кипит самовар, а у ней две чашки, две ложки, две вилки: «Ираид Алексеевна, а это откуда? - А Яков придет. - Как это так? - Так». И он ее стал доводить, что она стала не рада. Сначала-то все скрывала, а потом стала говорить. Уж поздно. Он ее задушил. Тогда, значит, увидели, что она поперек кровати. Сапоги сбиты, фартук вота, как бы - фартук как бы заткнутый. Она вся в синяках. Вот этот сноп летел негодный. Так она нам раньше говорила: «Не могу теперь отбить. Вот лягу на кровать, Стулья ставит. Слышу - в комнате». Дом был новый, хороший. Больше мово. Изо всей деревни был дом: «Слышу, стулья вынимает и все: «Ираид, Раид, ну, иди. Пошли чай пить, Ираид». Господи, отведи, Господи». Теперь ее научили: «Ложис на печь». На печи-то кресты. Он к печи не подойдет. По полу треск идет. Весь пол выломат, а печку не тронет, потому на печи одни кресты. Так че делать. Всю трясет. Все равно усну. Пройдет. Всю ночь. Проснеца - как не бывало. И все тут, пол нормальный. Или кажеца, или што. А это все на нашем глазу все было, как он ее удушил - тетку-то, Ираиду-то.

О ПОКОЙНИКЕ
Взяли у меня хозяина в армию в молодости. И я тосковала. Лежу с детками на кровати. Идет в дверь, топает, и в той же гимнастерочке, в которой ушел. Босиком. Я говорю: «Да уж, Господи, што ты босиком?» Я опять к деткам отворотилас. У меня ево нет. Подходит к кровати, ко мне. Подымает руки. Вижу, руки подымает. Вот так, как хлопнет меня по ноге. И сам назад. Так я, поверишь, насилу до рассвета дожила. Как у меня ногу-то ломило. И как было пять-ту пальцев, все черные. Нога была. Вот у меня, не забуду век. Век я свои это не забуду. Потом на другую ночь идет под окошко. Не в избу, в дверь. Да я на мост все крестом, крестом, и в избу крестом. А окошки, те и забыла. И подходит он к окну: «Што, - говорит, - дура, всем показала свою болезнь?» Не это, чу, будет. Да мне - не это, чу, будет. Да вот, лежу, окуталас - ходит, чу, по деревне-то, да и внушают тебе, дура. Аминь, аминь, аминь. Слышу, лежу и слышу. Вот так одеяло-то, я лежу и слышу - ходишь, чу, по деревне, дура, а ей, чу, внушают. Аминь, аминь, аминь. Да поверь, как брякнет мне в раму. Все стекла полетели. Господи, Спаситель. Тут Спаситель у меня. Не вру и не столкнулас в слове. Как все стекла полетели в раме. Каким-то, вроде, шестом. И до рассвету не роскутывалас. Право, Спаситель батюшка, порази меня здесь. Я верю Богу. Все помню как сечас. Стало рассветать. Все цело и стекла целы. Вот, што было.
О ЗМЕЕ
Сижу вот там, на кухне - летит. Вот так, так летит. Летит, как сноп, пучок. Долетел до Семеновскова, и больше не видела. Да так летел он от Новлянскова.
О ЗМЕЕ
Змеи-то, они человека до смерти доводили. Вот, опять повернус. На той стороне я жила. И вот, это в войну дело было. Одна, ну она мне как по соседству была. Проводила мужа в армию. Тосковала. Так тосковала - свету себе не видела. Это дело было в сенокос. Мужики на реке косили. Эта женшина с тоски побежала. Побежала, лестницу приставила на крышу, на двор. А дом высокий был. Со двора на крышу. На дворе был плуг, работали в полях, железной. И она не поленилас - этот плуг приставила под окошко. И с конька-то, с избнова, брякнулас. Бросилас, и жизнь кончила. В Говенове. И побежали: «Брякнулас, брякнулас». И на ней все распорото. Он к ней ходил. И видно, што-нибудь скандалили. Он - змей. И на столе у ней гостинцы. Приходил он, змей-то, приходил. А гостинцы какие -- грязь с навозом. Гостинцы. Это не враль. Я тут была, мужики все идут. А ночью-то, кто рано встал - летел он к ней, сноп. Такой, говорит, светлой, как пучок соломы, как хвост.
ПОКОЙНИК
Вон, Елизаветы Прохоровой в Антипихе умер Сергей, хозяин. Она тосковала по ем. Он ходил к ней. Потом стали говорить, што чево делаешь. Она, значит, ево стала ругать. Так он всю божницу растрепал. Иконы все покидал. А ей, значит, говорят: «Што ты делаешь? Што тоскуешь?» Он у ней закопаной, значит не должен приходить. Нечиста сила к тебе. Так и есть - все покидал иконы с божницы.
О ПОКОЙНИКАХ
Одна мне рассказывала. У ней муж был в армии. Вот, он, вроде, ей принес гостинцев и оставил, и ушел. И когда она вскрывала как. Вот это было. Потом, где была я замужем, умерла девица. И бабушка очень тосковала по ней. Она наснилас ей, и принесла ей пояс. И этим поясом ее подпоясала, раздуло всю.
ПРЕДАНИЯ О ЯВЛЕННЫХ ИКОНАХ
Почти в каждой русской деревне была часовня. Не так давно и мне посчастливилось видеть во многих приволжских деревнях уцелевшие каменные часовни. В сделанной нише стояли иконы, а по праздникам зажигали лампаду. Ниша заделана была окном. Так выглядела обычная деревенская часовня. С запустением деревни часовня часто подвергалась вандализму. Грустно было смотреть на сгоревшие внутри ее иконы, разбитые окна. Утраченная история их строительства дополняла унылую картину запустения...
Нередко часовню воздвигали на месте разобранной ветхой церкви, как это было в селе Стрелка, когда в 30-х гг. 19 века на месте деревянной церкви св. апостолов Петра и Павла установили большую деревянную же часовню с прежним престолом, которая тоже не сохранилась.
Сооружали часовни не только в населенном месте. Стояла часовня и у святого источника за деревней Кученево, где подвизался в 15 столетии Преподобный Тихон Лухский. В честь св. Тихона была часовня и у села Новлянского.
Довольно много рассказов о строительстве часовен увязывали с явленными иконами: «Глядят на дерево - икона явленна, значит тут ставили часовенку...».
Часто приходилось слышать о явленных иконах на территории старинной волости Шохна*, что в верховьях реки Сунжи. Название это сохранилось и сейчас… Вероятно название волость получила от речки Шохны, левого притока Сунжи. В селених Шохны было много старообрядцев различных толков**, поэтому эти места называли центром старообрядчества в тогдашней Костромской губернии, куда посылались многочисленные епархиальные миссионеры для бесед с ними.
Местность эта славна и тем, что стояла здесь древняя деревянная церковь в честь Святителя Василия Великого*** - «... кем и когда построена, о том сведений не сохранилось...». Окружена она была кладбищем. Печальна история этой церкви - она была разобрана и сожжена. Местные жители рассказывали, что когда ломали церковь, то под землей насчитали семь рядов бревен, а под одним из углов был обнаружен камень, на котором сохранилась надпись о времени ее построения. Камень этот был утерян. Сохранилось только местное предание и чудотворной иконе, которая явилась здесь, после чего и была построена церковь.
Все деревни описанные нами здесь знакомы нам, местным жителям.Да ,что и говорить большая часть наволокчан корнями уходят в завольжье. Орфография фольклорных записей сохранена.
Из фольклорного сборника А.Любимова по деревеням бывшего Наволокского района,Вичугского района.

ТИХОНОВ ДЕНЬ
В Костромской губернии особо почитается местночтимый святой преподобный Тихон Лухский. Имея в миру имя Тимофей, он был родом из Малороссии. Находясь на воинской службе в пределах Литовского княжества, Тимофей не пожелал принимать униатство и выехал в Москву вместе с князем Федором Ивановичем Бельским. Это событие произошло в 1482 г. В Москве Тимофей отошел от мирской жизни, и в одном из монастырей принял иночество с именем Тихон в часть святого Тихона Амафунтского Чудотворца. Каким образом Тихон оказался в Костромском крае? На этот вопрос находим ответ в Житии преподобного Тихона, изданного в Костроме в 1888 г.: «Поводом удаления его а Костромской край, быть может, служило и то обстоятельство, что в это время князь Бельский, с коим он прибыл а Москву, был в заточении в Галиче. Шествие Тихона было по дорогам к Кинешме и Галичу, где теперь находятся следы его пребывания, как напр. в с. Измайлове, Кинешемского уезда. Здесь особо почитается его память. Здесь и теперь имеется источник родниковой воды. который, по преданиям, был открыт Тихоном и вблизи которого давно уже выстроена часовня Преподобного Тихона. Сюда ежегодно, в день памяти его бывают, установленные тоже издавна, крестные ходы из смежных приходов и собирается много чтущих Преподобного богомольцев».
Последним местом уединения Тихона было труднодоступное болотистое место в окрестностях г. Лух в пустоши Копытово. Владелец пустоши сказал Тихону: «Отче, разве ты не рассмотрел хорошо, что Копытово - место гнилое и сырое и совершенно для жительства не пригодное?» Тихон на это ответил: «Ради Господа, позволь мне поселиться на избранном уже мною месте. Что мне до удобств земнях, когда я ищу только небесных. « Так прожил в Копытове Тихон, не принимая даже священства и, оставаясь простым монахом, до дня своей кончины 16 июня 1503 г. Преподобный был погребен в храме, что был воздвигнут в Копытове у источника куда когда-то пришел для уединения Тихон.
В 1566 г. настоятель Тихоновской пустоши игумен Константин распорядился раскопать гроб с телом Тихона, чтобы перезахоронить останки в главном монастырском храме. Когда гроб был вскрыт, то все увидели нетленные мощи преподобного. После чего игумен Константин ослеп. Только долгие молитвы и исцеление двух крестьян от святых мощей позволили Константину прозреть. Это произошло 26 июня 1569 г. в день обретения святых мощей Преподобного Тихона Лухского Чудотворца.
В окрестностях пос. Каменка, у сел Олтухово и Новлянское есть места, где в уединении жил Тихон. Мне удалось не только записать несколько преданий о Тихоне, но и побывать в том самом месте, которое до настоящего времени носит название Тихонов овраг и Тихонов колодец, прямо указывающее на то, что здесь останавливался преподобный. К этому месту ведет тропинка, начинающаяся от дер. Кученево. Скоро она вообще пропадает и приходиться пробираться сквозь высокую траву и кустарник. Овраг, по которому течет родник, выходит вплотную к лесной речке. Здесь вкопано бетонное кольцо, чтобы вода в него наполнялась, на дне кольца сделаны отверстия. Рядом с источником раньше находилась часовня. Местные старожилы вспоминали, что на подходе к колодцу на ветках деревьев висели берестяные кружки, чтобы каждый прохожий мог напиться воды из святого источника. А в разговорах между грибниками, встретившихся в лесу, на вопрос: «Где ж ты столько грибов-то набрал?» Следовал ответ с ухмылкой: «Неужто не знаешь, у Тихона».

ТИХОНОВ ДЕНЬ В С. НОВЛЯНСКОЕ

"А где он не проходил, в Ощерках, там змеи. А здесь нет у нас. Он здесь проходил.В Тихонов день у нас как было много народу. вот от этова места, где начшаеца и туды, чуть не до Егорья, со всех сторон молебен водосвятной был с акафистом, детей купали в колодце, детей. Сами купалис, обливалис: «Преподобный отче, Тихоне, моли Бога о нас».
" У нас праздновали Тихона Преподобнова. А как детей приносили. От Новлянскова-то от церкви-то, до самова Тихона Преподобнова детей-то носят со всех сторон. Была часовенка, а вот от Новлянскова под гору. А как пели-то: «Радуйса Тихоне Преподобный, преславный Чудотворче». Иконы носили. Конешно, икона, икона. Пожалуй. Тихон Преподобный явилса. Он и явилса. Поставили часовенку. Стали праздновать."

СВЯТКИ
«На другой день Рождества начинаются Святки, или, лучше сказать посиделки, вечеринки, называемые просто посадками, иногда беседами и даже беседками. Выговаривается у какого-нибудь хозяина самая просторная изба из деревни на все время до 4 января, когда бывает последняя посадка». Так начинает свое повествование о праздновании святок известный русский этнограф С. В. Максимов в своем очерке «Крестьянские посиделки в Костромской губернии».
Святки сопровождались хождением по домам - колядованием с пением песен, гаданием. В г. Кинешме в середине 19 столетия широко начинали праздновать на третий день святок. Среди жителей этого волжского города традиционными атрибутами праздника были ряженые. Их одеяния подчеркивали принадлежность к какой-нибудь национальности. Мужчины старались переодеваться в женские платье. Шествие ряженых с танцами и песнями продолжалось до позднего вечера. Они ходили по домам, получая угощение от хозяев [А А. Потехин. Сочинения, т. 1, Забавы и удовольствия в городке, СПБ 1912 г.].
Удалось записать несколько сообщений о праздновании святок и святочных гаданиях в приволжских селениях Костромского Поволжья, которые мы помещаем ниже.
СВЯТКИ В СЕЛЕ ГЕОРГИЕВСКОЕ(бывш. Наволокский р-н)
Старинное село Георгиевское расположено на левом берегу Волги в 11 километрах ниже г. Плеса. Оно возникло на месте древнего Егорьевского погоста, на котором стояла деревянная церковь. В 1813 г. на месте деревянного был построен каменный храм. По данным второй половины 19 столетия в приходе села Георгиевского числилось 3 сельца и 25 деревень. Общее количество прихожан составляло 1497 человек. Сельские жители занимались в основном выделкой тканей и ручной пряжей льна. В Георгиевском находилсь училище. При посещении села передо мной предстала унылая картина. Особенно меня поразил вид церкви, к которой даже не было возможности подойти. Церковное кладбище заросло высоким бурьяном, кругом были видны брошенные дома. На сельской улице ни души. В одном иэ домов я завел беседу с Капитолиной Ивановной Новожиловой. В свои 91 год она имела на редкость ясный ум и хорошую память. Говорила она быстро, но с расстановкой и имела привычку повторять какое-нибудь слово два раза. Родом она была из дер. Иворово, что чуть выше по течению Волги на левом же берегу. Переселилась в Георгиевское, когда вышла замуж.
"Святки. Редилис. Редилис все - молодняк, дурили, а здесь только редилис. Плясали, плясали. Гадали, гадали. И курицу-то вносили в избу. Пшеницы-то клали. В круг ставили курицу. Как вышвырнет - замуж выйдешь, не вышвырнет не выйдешь. Все только это еще до нас гадали. Сапоги валены скидовали. Гадали. Все гадали. На котору сторону замуж выйдешь. Сапоги кидали. Кто чем."

МАСЛЕНИЦА В СЕЛЕ ГЕОРГИЕВСКОМ
" А масленицу целу неделю постилис. С первова дня гуляли семь ден. В четверг на масленишной неделе пожгли подмазок. Грех в посте, а масленнцу жгли. Навозят. Привезут елку в поле у деревни. Елку спилят, привезут. Соломой уложат. Карзинок худых наберут. Урядят эту солому на сучок. И вот стемняеца и эту масленицу зажигают. Это масленица прошла и начинаешь великий пост. Грех всему. И пели и гуляли. Всю ночь на масленицу гуляли."
МАСЛЕНИЦА В СЕЛЕ НОВЛЯНСКОЕ
Рядом с Георгиевским расположено еще одно древнее село - Новлянское, известное из духовной грамоты Великого Московского князя Василия Темного. С Волги виден Покровский храм, построенный в селе в 1806 г.
В Новлянском удалось записать лишь несколько коротких сообщений о праздниках и связанных с ними обрядах: масленице, семике и Троице. Местные жители, разговаривая со мной, ссылались на то, что их село хотя и большое, но старожилов почти не осталось. Как выяснилось в дальнейшем, многие из них с подозрением относились к моим расспросам, уклоняясь от беседы.
"Все друг по дружке в гости ходили. Костер жгли девки. Вот понатаскают веников, соломы натаскают, уредют елку, корзины. То полено таскали. Если гладко, значит хороший жених, а как шершавый, так корявый. То олово лили. Я бывало лила. Вот сольешь, чево выльешь. То собака какая, то какой человек маленький."

МАСЛЕНИЦА В ДЕРЕВНЕ ПОГОРЕЛИЦА
Среди множества приволжских деревень, расположенных по левому берегу Волги, была небольшая дер. Погорелица, которая во время проведения мною фольклорных записей уже не существовала. Только пустые деревенские дома напоминали о некогда жилом селении. С одной из уроженок Погорельцы мне удалось встретиться в дер. Бутово, что на самом волжском берегу, рядом с. Новлянским.
"Вот масленицу жгли. Вот ругали масленицу. И закричали: «Эка б... масленица, ты обманщица. Обманула нас, на великий пост дала редьки хвост".
СЕМИК В СЕЛЕ ГЕОРГИЕВСКОЕ
А семик в четверг Троицкой справляли. Соберемса - гуляем. Женщины с женщинами, девушки с девушками. А так гуляли, так сказать, ну с обеда и до темна. Березки завивали. В лес ходили. Да. Собираемса. В лес ходили девушки. Собираемса. Березку завивали, редили. Ой, што было. Это я в детстве помню. В лес ходили. Это семик. В Троицкой четверг семик. Гулянки было.... И в той деревне поют, и здесь поют. Везде весело было.
ТРОИЦА В СЕЛЕ ГЕОРГИЕВСКОЕ
"Троицу, а Троица - престол. Ходили по гостям. Где Троицы, праздника нет, ходили к Троице. Гостим. Вот, например, в Новлянском - Троица. Церковь по эту сторону - Троица. А там - Семеновско. В Семеновско ходили все в гости к Троице. Так же гуляли."
ТРОИЦА В СЕЛЕ НОВЛЯНСКОЕ
" А на второй, на третий день Троицы, это уж Троица - третий день, развивают. Опять поют, пляшут, а веночки-то вязали, да в Волгу пускали. Куда пойдет. Если к берегу, так значит это, значит умрет."

ПРЕДАНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЦАХ И СОБЫТИЯХ
В народной памяти еще сохранились, передаваемые из поколения в поколение, рассказы об одном из самых трагических событий в нашей истории - монголо-татарском нашествии. С ним связывают в здешних местах гибель древнего города Чувиль, курганные захоронения у с. Борщевка. Затем шел 17 век с его смутой в русском государстве, польско-литовским вторжением, церковным расколом.
В рассказах местных старожилов упоминалась древняя деревянная церковь, стоявшая в сельце Турабьеве, разрушенная поляками. Рассказывали и о нападении поляков на церковь в с. Шохна. Мне удалось побывать на том самом месте, где по преданию были закопаны поляки, пытавшиеся разрушить церковь. Это в двух километрах от села в лесу. При слиянии двух лесных речек Воронцовки и Старицы возвышается насыпь, изрытая кладоискателями.
Вернемся же к берегам Волги. В 1767 году Костромскую губернию посетила Екатерина Вторая во время своего путешествия по Волге. После приема, оказанного ей в Костроме, она останавливалась в с. Борщевка по просьбе генерала Александра Ильича Бибикова, сопровождавшего императрицу. А. И. Бибиков был в то время владельцем половины с. Борщевки, что ему досталось в приданое за его невестой княжной Анастасией Семеновной Козловской. Рассказывая об этом событии, местные старожилы упоминали старый дуб, на котором была вырезана ступня Екатерины. Показывали место, где стоял этот дуб, который к тому времени не сохранился.
Много рассказывали о местных фабрикантах Коноваловых - о их усадьбах, строительстве фабрик, их помощи простым людям. Так после большого пожара в деревне Кузнецово, когда сгорели почти все дома, одним из Коноваловых тогдашним владельцем местной фабрики, на которой работало большинство жителей этой деревни, был отпущен бесплатно лес для постройки.
В 1913 году жители волжских городов, сел и деревень были очевидцами путешествия по Волге последнего русского императора и его семьи по случаю 300-летнего юбилея царствования рода Романовых. Мне посчастливилось беседовать с людьми, кто, будучи в то время еще детьми, с гордостью рассказывали об увиденном.
О НАПАДЕНИИ ПОЛЯКОВ НА ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ШОХНЕ
" Пришли поляки церковь деревянную грабить-то, разбивать-то. Еще это, еще когда-то. И они все ослепли. Это еще вон, когда деревянная церковь тогда была. Это вот говорили. И закопали их не на кладбище - в лесу. Бывало все Гульбище, Гульбище звали. Так со всеми их орудиями закопали. Бугры большие были. Ходили мы по грибы на это Гульбище. Это, говорят, вот поляки зарыты. Не довелос им все разграбить. Их всех, они все ослепли."
О ВОЛЖСКОМ ПУТЕШЕСТВИИ ЦАРЯ НИКОЛАЯ
"Значит у нас под Ощеркам-то, ну под каждой деревней-то редили ворота. Там сделают эти, рядят ельником и всем, и платы повязывают и все. Вот под нашу деревню сходили кузнецовские. Под нашу, под Ощерки. Ну нам иконы не подарил этот, снизу шел этот, царь-от, снизу. Да, не подарил, а под Василевым подарил икону. А у нас не было. А там стояли и гледели. Здраствовалса. А сколько этих разных, этих маленьких лодочек-то пошло."

ВСТРЕЧА ЦАРСКОЙ ФЛОТИЛИИ У СЕЛА НОВЛЯНСКОГО
" Стоял он с иконой. Все на берегу были. Народу было - тьма. И на этом берегу, и на том берегу было. Плыл катер, ну пароходик такой, и он стоял с иконой, и вся семья стояла."

КАК ЦАРЬ ИКОНЫ ДАРИЛ
" Вот проехать-то он проехал, а откуда уж мы не видали, куда уж он-то от Костромы-то. Тольки на третий день дали весть нашим, бывало ведь мужиков-то, деревня-то большая. И собралис четыре мужчины за этим иконам. Дарил царь Николай. И привезли три иконы. Вот только я запомнила: Тихвинская Божья Матерь, большая. Вот ровно такая, как стол. Ишшо какая-то. Думаю, Никола Угодник, и еще какая-то. Забыла третью. А деревня-то у нас была набожная, дружная. Сделали часовню. Эти иконы поставили - дарены царские иконы.
Царь ехал на пароходе на буксирном. Красная труба и черна полосина. По самой середине ехал. А круг ево в два ряда ево покрупней пароходы и буксиры. Те возле берегов. Все едут, все окружают. Вот ворота делали, зеленью украшали. Ему понравилас наша встреча. Иворово - деревня. Вот и прислал он, царь Николай, три иконы."

КАК ЦАРЬ НИКОЛАЙ ЦЕРКОВНОГО СТОРОЖА БЛАГОСЛОВИЛ
"Я помню. Еще в девчонках из Погорелицы. Ой, царь-от шел Волгой-то. Двенадцать пароходов. Так што наши бабы только кричали все: 'Ура! Ура! Ура!' И сделали ворота. Вон, как огородец от Воронина. Одне флаги. Ево встречали. Но это, он не останавливался. А в Новлянском, напротив-то, въежжал. Так вот, тогда нам сказывали: «Царь сторожа-то церковнова-то благословил иконой. Оне и сказывали: «Вона, в этом, в алтаре икона-то эта». Вот забыла звать-то, кто выежжал. Не знаю, он не из Ощерок ли. Уж очень набожный. Вот ево только благословил иконой-то. Вот. Под Новлянским-то останавливалса. Все двенадцать пароходов. А где уж это, царь уж был - мы не знаем, потому што, наверно, в середине. А мы были в Щевелевке. Щевелевка, она вот, Погорельца-то рядом с Щевелевкой-то."

О ФАБРИКАНТЕ КОНОВАЛОВЕ
"Ведь Коновалов-то, раньше-то, хотел строить фабрику-то под Савитовым. Не сделался с попом. Василево и Пудово. Тут должна была быть-то фабрика, но батюшка, отец Павел и не дал, эту фабрику-то строить. А потом уж он построил в Каменке-то."

ПРИЛОЖЕНИЯ
В основной текст сборника не были включены несколько фольклорных записей, которые мы считаем необходимым поместить в приложении. Дело в том, что сбор фольклорного материала проходил по определенной программе, и на запланированной территории, но во время бесед с рассказчиками хотелось записывать все, что они могли сообщить. Порой такого рода сообщения были единичными и из них невозможно было составить соответствующей рубрики, или таковые относились до населенных пунктов, не входивших в границы полевых исследований.
ИКОНА НИКОЛАЯ УГОДНИКА
" Вот в Чириковых Горках бывало одна девка гуляла. Звать парня - Коля. А мать пустила их на вечер на танцы. Клубов-то вить не было. Все парни стали танцевать. А у ей Коли нет. Она поглядела все окошки. Коли нет. Она сняла икону Николы Угодника: «И я буду с Колей танцевать». И она, как икону-то взяла - так окостенела. Сколько у нас не ездили - все не верили. Што все врут. Она шесть дней спала с этой иконой. Вызвали священника. Священник, которая риза-то называеца, ризой-то ее покрыл. Молебен отслужил - Никола Угодник и вывалился. Потом вошла в память. В память вошла, девчонки-то, подруги-то:
- Да, Валь, Валь, вить ты умирала.
- Ну и што, ну и што умирала.
- А чево ты там видела?
- Не велели говорить.
- Да скажи.
- Не скажу. Только вот велели сказать,, што я неблагословлённый хлеб ем.
Конешно, теперь неблагословленный. В то время начали. Хлеб снимали, разве там будут крестить-то. Бывало, свой хлеб-то сделаешь - перекрест. Это, чу, мне сказали - ты ешь неблагословенный хлеб. И она после этого пять лет жила - умерла. А Коля ее тык все говорит: «Она с этого мне опротивела. Не хочу». В армию уехал - не вернулса, там осталса. Это вот было у нас на глазах. Мы, многие ездили глядеть на нее, с иконой-то. Одеревенела совсем - икону не отымешь. И милиция, и вот священник - никто. Все дергали - как деревянная. Вот такая вся сделалас, деревянная как. Вот не верь, што Бога-то нет. Поплясала с Николой Угодником."

ЦЕЛЕБНЫЙ ИСТОЧНИК
Между Бутовым и Савитовым там овраг большой. И тут, значит, мне одна сказала: «Там вода лечебная». одна женщина - низовская. И вот я и пошла. Пошла я вот этой - Соня-то Налимова-то: «Покажи мне там, где вода-то с трех ручьев и одно место - триовражная». А почему она называлас триовражная? Значит она - невинная кровь погибла. Тут человек погиб невинной крови. Ево, видно, чем обливали - грязью какой, чем-ничуть, а он невиновной. Вот, почему эта вода целебная."

О БЛАГОДАТИ
"Ходили мы к Завражью, и там источник текот. Гора крутая, прямо крутая, и с половины горы текет источник под гору-то, в реку. Река-то Кинешемка. Я тогда бабушке молока несла четвертную, полную четвертную. И вот молились там, и пошли на этот источник. Почерпнем воды - домой пойдем. Хоть бы солнышко-де светило - вода холодна-холодна, солнышко-де светило. День был пасмурный не красной, Я почерпнула, налила полную четвертную. Поставила, попила, умылас. Говорю: «Теперь всю благодать унесем отсюда». И веришь, или нет - вся в лепешку, четвертная-то. Даже горла не осталос. И по реке плывет бутылка Я хотела, хоть бутылку-то домой возьму, этой-то воды. Только бы брать бутылку, и бутылка на дно. Так и не пришлос взять воды. На другой раз пришла к бабушке той. Ей никто не говорил ничего, я не говорила, што такое дело случилос. Она говорит: Што, дитетко, хотела всю благодать взять?» разве, говорит, возьмешь благодать-то. Вот и все."
УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И МЕСТ ЗАПИСЕЙ

ВИЧУГСКИЙ РАЙОН
Дер. Абабково
1. Смородинов Яков Григорьевич, 83 года, образование 4 класса, уроженец д. Абабково. Дата проведения записей - июнь 1990 г. (О Чувиле. О нападении на Чувиль татарского войска. О кладе.)
Пос. Каменка
2. Плотникова Анна Павловна, 82 года, образование 4 класса, уроженка д. Ощерки Вичугского района. Дата проведения записей - август 1990 г. (9, 17, 18, 19, 20, 24, 25, 26. Чувиль. Нечистая сила. Нечистая сила завела. Леший завел. Как крестьяне от лешего прятались. Чувильские клады. Икона Федоровской Божьей Матери. О волжском путешествии царя Николая. О фабриканте Коновалове.)
3. Смирнова Александра Павловна, 82 года, образование 2 класса, уроженка д. Насакино Вичугского района. Дата проведения записей июль 1990 г. (2, 5, 13, 33. О покойниках.)
4. Смирнова Марфа Ивановна, 77 лет, неграмотная. уроженка д. Раменье Вичугского района. Дата проведения записей июль 1990 г. (1, 4, 10, 11, 12, 21, 29, 30. 31, 32. Встреча с негодным. О змее. О покойнике.)

Дер. Малые Ломы.
5. Румянцева Елизавета Георгиевна, 81 год, неграмотная. Дата проведения записей май 1989 г. (О явленной иконе Василия Великого и о построении церкви в селе Шохна. О явленных иконах.).


ЗАВОЛЖСКИЙ РАЙОН (Бывший Наволокский район).
Дср Бутово.
6. Смирнова Анна Ефимовна, 88 лет, образование 1 класс, уроженка д. Погорелица. Дата проведения записей июль 1990 г. (8, 16, 28. Как царь Николай церковного сторожа благословил.).
С. Георгиевское.
7. Новожилова Капитолина Ивановна, 91 год, неграмотная, уроженка д. Иворово, Заволжского района. Дата проведения записей август 1990 г. (3, 6, 14, 22. О нечистой силе. О леших. Русалка. Заговоренные клады. О змее. О змее. Как царь иконы дарил.).
Дер. Осеево.
8. Зотов Александр Григорьевич. 87 лет, образование 2 класса. (Клад Марьи-разбойницы.)
С. Новлянское.
9. Цыганкова Софья Андреевна, 87 лет, образование 4 класса, уроженка д. Кузнецово Вичугского района. Дата проведения записей август 1990 г. (7, 15, 23, 27. Покойник. Встреча царской флотилии у села Новлянского.)

© А. Румянцев, 10 февраля 2016 г.

Комментарии

  • 22 июн 2016 06:26
    Всегда с волнением читаю о своей малой родине - городе Наволоки. Меня четырехлетней девочкой увезли родители в Сибирь на освоение Целины... Но чувство ностальгии не проходит, и я всё больше и больше интересуюсь историей своего родного города и деревень. Например , папа родился в деревне Борщёвка в 1911 году - Воронцов Яков Тихонович, в семье у них было семеро детей...Возможно остались там какие-то родственники, но спросить не у кого...Отец у них был печником, а мама Лиза рано умерла... И воспитывала их старшая сестра Анна..
  • 25 апр 2017 22:48
    Большое спасибо за размещение моих материалов!