Найманы - самый многочисленный казахский род, представителей можно встретить..
где только нельзя встретить) с некторых пор я решил разобраться со своим происхождением) и восстановить свою родословную... после многочислненных поисков выяснилось что я принадлежу к знатному роду Баганалы, это одно из крупнейших племен в Центр. Казахстане (горы Улытау, СарыАрка и т.д.). Хотелось бы пообщаться и познакомиться со своими сородичами, пишите.. авторответБатырлан batyrlan.nurikov 25-07-17 16:57 Здраствуйте всем. Меня зовут Батырлан. Я Из рода Аргын но когда отец развелся мои нагаши говорили ты найман-жырык-козы и говорили ты потомок Сандыбая батыра . Хочу узнать моё произхождение. Хочу знать козы откуда произрошли от сына Сандыбая Ердена батыра? Мен Жезказган каласында турамын. Жасым 11 де телефон номерым 87770524574. Егер Козылар кимнен таралганын билсенииздер хабарланыздаршы отинемСЕКЕ 19-07-17 12:42 НАЙМАНЫО происхождении наименования "найман" также имеется несколько версий. " Найман" в переводе с монгольского "восемь", т. е. "восемь родов", считает профессор Березин. Аристов утверждает, что Найман - один из притоков р. Катон, по названию которого и был назван народ, обитавший на его берегах. В древности найманы были многочисленным племенем. В правление Чингисхана найманы составляли два ханства, которыми правили братья - Тан и Бойырик. Когда Чингисхан напал на них и убил братьев, часть найманов бежала на запад и, влившись в состав моголов (монголов?), стала называться могольскими найманами. Родовое название найман встречается в (родо-племенном) составе почти всех тюркских народов мира. Найман Среднего жуза, по древним сведениям казахов,- потомки так называемого Софы-мирзы. Когда его убил брат Баба-мырза, сын Софы-мирзы Окиреш (от младшей жены) перекочевал к казахам. Это подтверждается сообщением Абулгази, который пишет, что Софы-мирза решил убить отца Абулгази-хана Араб-Мухаммеда и посадить на его место ханом некоего Хосрова, привезенного им же из Самарканда, тоже из ханской династии. Араб-Мухаммед, прознав о замысле его, убивает Хосрова, а самого Софы- мирзу отдает брату его Баба-мирзе, который служил при хане визирем. Тогда Баба- мирза, заявив-де: "враг моего хана больше мне не брат", убивает Софы-мирзу. Что касается более близких предков найманов Среднего жуза, то писавшие о них историки - Спасский, Аристов, Маевский - допускав в своих изысканиях ряд неточностей. По нашим сведениям, прародителем найманов Среднего жуза является Софы-мирза. От него-Окиреш. У Окиреша было три сына-Домбаул, Сугирши, Саржомарт. Потомки Домбаула ставили тамгу (тавро) на лошадей с другой стороны (бока), потому и прозвали их-терстамбалы. Сын Сугирши - Китай. От него Толегетай. От Толегетая четверо - Каракерей, Матай, Садыр, Тортул. От Каракерея Байторе. От Байторе Байс и приемный сын Акнайман. От Ерторе Байсиык и усыновленный Карамулла. От старшей жены Байыса Мамбеткул, Сыбанкул, Ахмедкул, Сары. Мамбеткул с детства был капризным, обидчивым, и потому его прозвали Киржы. Сыбанкул назвался Сыба ном, Ахмедкул-Акимбетом. От младшей жены Байыса - Тома и Токмак, а также усыновленные младшей женой - Болатшы и Байгана. К тому же дочь Байыса Макта Абай вы шла замуж за сарта (озбека) и родила от него двух сыновей - Ерджигита и Байджи гита. Epджигит уходит с отцом-сартом в Туркестан, Байджигит остается здесь. Им я жены вышеупомянутого Сары - Мурын, и потому потомки Сары зовутся Мурын. У Байсеика было четыре сына-Жанголы, Менлибай, Тобет, Акбельбел. Эти четверо и с ними вместе потомки усыновленного Карамоллы - назывались сегизнайман, т. е. восемь найманов. У вышеназванного Матая было трое сыновей - Aталык, Кенже, Каптагай. Имя жены Аталыка было Кызай. Все потомки их зовутся ее именем - Кызай. У Саржомарта от старшей жены - Каратай, от младшей четверо-Бидалы, Жансары, Баржаксы, Шайгоз. Эти четверо ушли к нагаши (деду со стороны матери) к уакам и стали прозываться иргенекты уаками. Потомки Саржомарта имели тамгу -"иргенек" и называли себя иргенекты найманами. В народе же их почему-то считают уаками. Кроме того, у Саржомарта были приемный сын-Бура, двое сыновей-Балталы и Бағаналы- от пришедшей с матерью плененной жены. ТАМГА рода НАЙМАН Казахские найманы cреднего жуза делятся на роды: • баганалы • балталы • бура • каракерей • каратай • кокжарлы • матай • садыр • теристанбалы • торткара • тортуыл Если расматривать более подробно или наиболее известные рода (подрода) найманов Ақболат Садыр Тортеуыл Кокжарлы Баганалы Балталы Базархан Казыгул Байджигит Каракерей Каратай Матай Жангулы Токпак Кетбуга Ак- найман Караша Жаугашты(Карабала) Бура Каптагай Каржау Кожамбет Кокжарлы Кыржы Мурун Оразай Терстамбалы Турсынбек Борай Торткара Борте Сыбан Бозгозы Тамги и ураны некоторых найманских родов Баганалы багана, , Балталы балта Бура Каракерей Уран Кабанбай Матай Уран Борибай Садыр , Уран Алдияр шомыш, Уран Каптагай Корнем тюркского слова «ұран», является – ұр (бей). Большинство исследователей возводит русское «Ура!» к заимствованному от тюрских кочевников боевому кличу. Общим ураном найманов – Каптагай (что означает в переводе самец дикого верблюда) НАЙМАН Софы-Мырза Окиреш 1) Домбаул 2) Сугириш 3) Саржомарт • потомки -Теристанбалы сын Китай от него Толегетай От Толегетай сыновья 1.Каракерей, 2.Матай, 3.Садыр, 4.Тортуыл 1.Каратай (от старшей жены) 2.Бидалы, Жансары, Баржаксы, Шайкоз (от младшей жены) (ушли к деду со стороны матери) к уакам и стали прозываться иргенекты найманами, либо ирнекты уаками) 3.Балталы и Бағаналы (от жены плененной) 4.приемный сын Бура 1.От Каракерей – сыновья Байторе и Ерторе , от Байторе -сыновья-Байс и Акнайман (приемный сын) от Ерторе –сыновья Байсиык и Карамолла (приемный сын) 2.От Матая было трое сыновей - Aталык, Кенже, Каптагай (настоящее имя Колдас) От Бағаналы Сары От Сары 1.Кәршал, Саламат, Бекболат,Асан,Шұнғыр (от старшей жены) 2.Әзеке,Шағыр,Жауғашты(Кара бала),Бодык (от младжей жены) Бағаналы Сары 1.Кәршал, Саламат, Бекболат,Асан,Шұнғыр 2.Әзеке,Шағыр,Жауғашты(Карабала),Бодык Жауғашты (ел Карабала дейді) Сенгірбай, Тілеке, Бердіке, Кулеке, Кенжебай (бес Жауғашты По некоторым данным В Улытауский регион( Жезказган) Бағаналы и Балталы пришли с современных Уржарского и Аягозского районов ВКО под руководством батыра Ер Шоштана (его потомки в основном проживают в Кзылординской и на севере Южно-Казахстанской областях) позже подтянулись Торткара из Матай и один из Кокжарлы(он в составе Ибески- Бес Майгельды т,е Майгельды назвал его своим сыном) Впоследствии Баганалинцы кочевали(зимовали в низовьях р Сарысу озер Ашыколь,Теликоль это 100 с лишним км на северо -восток от современной Кызылорды летовали по Есилю от Атбасара до Кокшетау На данный момент встречаются от Атбасара на севере до Ташкентской области РУ(\" благодаря\"200 лет войны с Джунгарами,гражданская война,коллективизация,голод 32-33годов) БАРЛЫБАЙ БАТЫР Барлыбай Тауасарулы (1690-1770) - знаменитый батыр, вождь, именитый деятель. Происходит Найман рода Баганалы Жаугашты. Родился и жил примерно в 1690-1770 годы в Улытауском регионе Центрального Казахстана. Барлыбай Тауасарулы учился в Карнаксом медресе под Туркестаном, Ургенчском медресе, знал арабский, персидский, древнетюркский языки. Будучи полководцем рода Шомекей Малого жуза возглавлял войска, давших отпор русским, калмакским, тюркским войскам, воинам ханств Коканда и Хивы. Его отец Тауасар - знаменитый батыр, воевал с калмыками, а мать Гульсим - младшая сестра не менее именитого башкирского батыра Карасакала. О подвигах и авторитете Барлыбая батыра в народе сложены много легенд. Среди них особо полную информацию может дать нижеследующие строчки из дастана «Тарихат» акына Шади торе Жангирулы, который оставил после себя богатые данные устного фольклора. «Есть из шапырашты Наурызбай, Рядом и из найманов – Барлыбай, чуть позже Каптагай( Колдас), далее Кабанбай Вдобавок к ним присоединился, Послом из Малого жуза Есет батыр...», - воспевал он Барлыбая батыра вместе с другими знатными людьми, посланными на важнейшие переговоры в Китай, представлявших весь цвет трех жузов. Данное событие имело место до 1749 года, которое подчеркивается в сказании Шади торе высокий авторитет и рассудительность Барлыбая батыра. Барлыбай батыр принимал участие в национально-освободительной борьбе в начале XVIII века, в ходе которого батыр, был признан представителями трех жузов - полководцев, настоящим героем своего народа, достойным этого высокого звания. В этих же боях принимал и тархан Шакшак Жанибек, который являлся выходцем из простого люда, достигший ханских почестей. Народный поэт Иманжан Жылкайдаров в своей собранной из фольклорных преданий поэме «Шакшакулы Ер Жанибек» подчеркивает, что Барлыбай был в рядах знатных батыров, выступавших против захватчиков казахских земель. Лейтмотивом данного эпического произведения послужили события, в ходе которых казахские войны в жестоких боях в 1726-1731 годы давали достойный отпор джунгарам, одержали окончательную победу над врагом. Это - именно тот период, когда Барлыбай достиг зрелого возраста, был признан достойным полководцем, значит можно предположить, что ему в то время исполнилось 35-40 лет. Соответственно, не будет ошибкой, если считать год рождения Барлыбая Тауасарулы примерно 1690 год. В сохранившихся народной памяти сказаниях утверждается о том, что посол и полководец Барлыбай был признан и ханом. К данному факту историки и исследователи относят следующие факты: во-первых, в то время высокое имя «хан» являлось не простой прихотью для возвышения положения властителя, либо угодничеством перед ним, а именно - выражением всеобщего восхищения и признания его заслуг перед народом. Подобного признания, более того выходца из простых людей и явившегося защитником и опорой народа лидер добивался достойным поведением, подвигами и отважностью, поистине всенародной любовью. А корни подобного подхода к настоящим батырам-полководцам и властителям из народа лежат глубоко в истории, и служит в некотором роде даже преемственностью не зыблемых порядков управления в жизни кочевников. Во-вторых, имеются ряд документов, если не напрямую, то хотя бы косвенными доказательствами подтверждающих об его приходе к власти. 8 июля 1749 года на встречу для ведения переговоров с генерал-губернатором И.И.Неплюевым прибывают в Оренбург многочисленная делегация родоначальников и авторитетные представители трех жузов во главе с Нуралы ханом, Бокенбай батыром и Жанибеком тарханом. В ходе переговоров И.Неплюев часто и долго беседует с Жанибеком о политической обстановке, поклявшихся верности царю и входящих в состав Среднего жуза родов, расспрашивает о ситуации среди племен Баганалы Найман, которыми правил до смерти Абулхаир хана Барак султан. Жанибек докладывает генерал-губернатору о том, что в связи с побегом султана Барака найманцы изберут другого правителя. К тому же заявляет, что, несмотря на беспокойство родов из-за событий, связанной с гибелью Абулхаир хана, баганалинцы ведут тихую и мирную жизнь, остаются верными царю. Эти факты приводятся в книге «Россия и казахское ханство в ХVІ-ХVІІІ вв.» известного историка В.Я.Басина, основанных на реальных документах тех времен из царского архива. После Барака правил родом Баганалы не султан из потомков хана, а проявивший себя из лучших сторон выходец из простого народа - Барлыбай батыр. К тому же и возраст Барлыбая батыра, и его непререкаемый авторитет среди казахской общественности того времени, и его право согласно национальным традициям является полной основой для такого утверждения. Согласно установившимся традициям - народ поднял Барлыбай батыра на белой кошме, и признал ханом. Подтверждается данное событие книгой А.Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей», названным «Геродотом казахских степей», который был опубликован в 1832 году в Петербурге. Провозглашение Барлыбай батыра ханом подтверждается также и в устном народном творчестве, и имеются достаточное количество письменных подтверждений. К тому же правдивость данного факта подтверждают и другие косвенные доказательства не менее известных историков. Известно, что Баганалы Барлыбай хан умер в возрасте за восемьдесят лет, о чем акын Жанкиси сообщает в своем соболезновании в форме стиха его жене Таншолпан. Это событие происходило примерно к 1770 году. Сохранилась его стихотворная форма, дошедшая до нас из устных преданий. Автором является Жанкиси Кошекулы из племени Ашамайлы рода Керей Среднего жуза. Оставивший после себя огромное поэтическое наследие. Жырау жил примерно в 1716-1792 годы. В эпоху джунгарских нашествий участвовал во многих походах, пламенными стихами воодушевлял дух наших воинов, вёл активную пропагандистскую работу. С Барлыбаем был знаком с юношеских лет. О Барлыбае Тауасарулы упоминается в летописях также и Сегиз сере Шакшакулы, Ахмет ишан Оразайулы. Сегиз сере посвятил исторический дастан «Барлыбай хан». Воспевали подвиги Барлыбая Тауасарулы такие поэты и писатели, как вышеупомянутый Жанкиси (Жанкиса) Басыбайулы, Абуталип, Балтекей Корганулы, Кожабай Токсанбайулы, Мукан Балтекейулы, Тайжан Калмаганбетулы, Шеген, Канафия и др. Яркий жизненный пример, праведные дела и геройские поступки Барлыбая Тауасарулы достаточно полно отражены в устной литературной форме. Среди людей до сих пор сохранились в памяти много воспоминаний и сказаний о Барлыбай хане. Источник: Книга К.Ахметова, «Ұлы Даланың Ұлытауы» - Омск, 1999 г. Кабанбай Батыр из Найманов рода Каракерей около 1691(92) – около1769(70) гг. Кабанбай Батыр Кабанбай – казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководец казахского ополчения в XVIII веке. Еще при жизни имя его было овеяно славой. О подвигах Кабанбая ходили легенды, вещие певцы слагали о нем предания, арнау, поэмы, толгау. Народ считал его непобедимым. Кабанбай происходил из рода Каракерей. Родился он в семье батыра Кожакула, который дал ему при рождении имя Ерасыл, что означает Драгоценное мужество. А уж народ и сподвижники дали ему прозвище Избасар – Следующий геройским путем отца. Затем его сменили на Нарболу – молодой атлет, наделенный силой верблюда. Нарбола своим чередом превратился в Дарабоза – первого среди равных. И, наконец, Дарабоз стал Кабаном – Тревожащим беспрестанно врага. А уже это прозвище было узаконено в широко известное имя Кабанбай, которое стало грозным кличем, символом национально-освободительной борьбы казахов, возглавленной батыром. В 7 лет Кабанбай потерял отца, а в 16 лет старшего брата, которые стали жертвами джунгаро-казахских войн. А народный гнев, как известно, всегда вырастает из личных драм. Чтобы отомстить за смерть брата, юноша проник в стан врага и убил джунгарского батыра. Так он встал в ряды бойцов с иноземными поработителями. Выросший в военно-аристократической среде, Кабанбай отлично знал тактику ведения боевых действий, был мастером рукопашного боя. Это помогло ему быстро завоевать себе авторитет. В сражениях юноша показывал исключительную стойкость и храбрость, и сделал на военном поприще великолепную карьеру. Начинал Кабанбай рядовым воином. Был замечен, и выдвинут в жузбасы – командиры отряда из сотни бойцов. Через некоторое время отважному жузбасы доверили полк. А вскоре доблестный мынбасы стал и туменбасы – начальником крупных воинских соединений. Но даровитого военачальника интересовала отнюдь не карьера. Вступив в боевые действия с ненавистным врагов, движимый жаждой мести за убитых родственников, отомстив, он стал думать об освобождении своего народа, страдающего и гибнущего под джунгарским игом. Пламенная любовь к отчизне и желание оборонять ее от иноземных захватчиков в соединении с дарованиями бойца и военачальника породили крупнейшего полководца казахов за всю много вековую историю. Кабанбай встал во главе казахской национально-освободительной армии. Вместе с Богенбаем, Жанибеком, Отегеном и другими батырами он руководил отрядами казахского ополчения. В 1723 году – в год великого бедствия - Кабанбай назначают начальником обороны священной столицы Казахского ханства – Туркестана. В 1725 году Кабанбай со своими соединениями выигрывает Алакольское, а 1728 году - Шубартенизское сражения. В 1729 году казахское ополчение под предводительством батыров Кабанбая, Богенбая и Райымбека триумфально выиграли Булантинскую и Аныракайскую битвы. С 1730 по 1740 годы Кабанбай батыром были выиграны еще три сражения Илийское (1730), Шаганское (1735) и Шоргинское (1740). В Шаганском сражении на Шынгыстау Кабанбай батыр поднял в атаку казахское войско, за что был назван Абылай ханом Дарабозом – первым среди лучших. Эти вехи дают наглядное представление о том, сколь велико было временное и пространственное измерение подвигов Кабанбай батыра. Он гнал захватчиков от стен Туркестана до алтайских пределов, и понадобилось ему на эту цепь беспрерывных битв свыше сорока лет, так силен был враг. Боевым соратником Кабанбай батыра была его жена Гаухар, знаменитая воительница, сестра батыра Малайсары. Ее знала вся степь. О ней слагали песни. Убив предателя, она спасла казахское войско от верной гибели, предупредила о джунгарах. Она стала верной подругой батыра Кабанбая и участвовала вместе с мужем в нескольких сражениях. Кроме боевых походов, Кабанбай батыр участвовал и в делах мирных, к примеру, в организации казахско-китайской торговли. А в 1745 году был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию в своей поддержке в ее борьбе против джунгар. В середине XVIII века, в результате усиления борьбы за власть, Барак султан убил хана Младшего жуза Абулхаира. Кабанбай батыр, обвинив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким образом, Кабанбай батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходивших в Младшем жузе. С обретением республикой суверенитета, в 1991 году Казахстан широко отметил трехсотлетие со дня рождения выдающегося государственного, политического и военного деятеля восемнадцатого столетия Кабанбая. Были проведены сотни мероприятий, в том числе несколько научных конференций, а также торжественные празднования в Талдыкорганской, Семипалатинской, Восточно-Казахстанской областях. Достойным завершением года явилось переименование одной из центральных улиц города Алматы именем Наймана Каракерея Кабанбая.
НАЙМАН. АДМИН САБИНА
:❤ I Q
Найманы - самый многочисленный казахский род, представителей можно встретить..
где только нельзя встретить) с некторых пор я решил разобраться со своим происхождением) и восстановить свою родословную... после многочислненных поисков выяснилось что я принадлежу к знатному роду Баганалы, это одно из крупнейших племен в Центр. Казахстане (горы Улытау, СарыАрка и т.д.).
Хотелось бы пообщаться и познакомиться со своими сородичами, пишите..
авторответБатырлан
batyrlan.nurikov
25-07-17 16:57
Здраствуйте всем. Меня зовут Батырлан. Я Из рода Аргын но когда отец развелся мои нагаши говорили ты найман-жырык-козы и говорили ты потомок Сандыбая батыра . Хочу узнать моё произхождение. Хочу знать козы откуда произрошли от сына Сандыбая Ердена батыра? Мен Жезказган каласында турамын. Жасым 11 де телефон номерым 87770524574. Егер Козылар кимнен таралганын билсенииздер хабарланыздаршы отинемСЕКЕ
19-07-17 12:42
НАЙМАНЫО происхождении наименования "найман" также имеется несколько версий. " Найман" в переводе с монгольского "восемь", т. е. "восемь родов", считает профессор Березин. Аристов утверждает, что Найман - один из притоков р. Катон, по названию которого и был назван народ, обитавший на его берегах.
В древности найманы были многочисленным племенем. В правление Чингисхана найманы составляли два ханства, которыми правили братья - Тан и Бойырик. Когда Чингисхан напал на них и убил братьев, часть найманов бежала на запад и, влившись в состав моголов (монголов?), стала называться могольскими найманами. Родовое название найман встречается в (родо-племенном) составе почти всех тюркских народов мира.
Найман Среднего жуза, по древним сведениям казахов,- потомки так называемого Софы-мирзы. Когда его убил брат Баба-мырза, сын Софы-мирзы Окиреш (от младшей жены) перекочевал к казахам. Это подтверждается сообщением Абулгази, который пишет, что Софы-мирза решил убить отца Абулгази-хана Араб-Мухаммеда и посадить на его место ханом некоего Хосрова, привезенного им же из Самарканда, тоже из ханской династии. Араб-Мухаммед, прознав о замысле его, убивает Хосрова, а самого Софы- мирзу отдает брату его Баба-мирзе, который служил при хане визирем. Тогда Баба- мирза, заявив-де: "враг моего хана больше мне не брат", убивает Софы-мирзу. Что касается более близких предков найманов Среднего жуза, то писавшие о них историки - Спасский, Аристов, Маевский - допускав в своих изысканиях ряд неточностей. По нашим сведениям, прародителем найманов Среднего жуза является Софы-мирза. От него-Окиреш. У Окиреша было три сына-Домбаул, Сугирши, Саржомарт. Потомки Домбаула ставили тамгу (тавро) на лошадей с другой стороны (бока), потому и прозвали их-терстамбалы. Сын Сугирши - Китай. От него Толегетай. От Толегетая четверо - Каракерей, Матай, Садыр, Тортул. От Каракерея Байторе. От Байторе Байс и приемный сын Акнайман. От Ерторе Байсиык и усыновленный Карамулла. От старшей жены Байыса Мамбеткул, Сыбанкул, Ахмедкул, Сары. Мамбеткул с детства был капризным, обидчивым, и потому его прозвали Киржы. Сыбанкул назвался Сыба ном, Ахмедкул-Акимбетом. От младшей жены Байыса - Тома и Токмак, а также усыновленные младшей женой - Болатшы и Байгана. К тому же дочь Байыса Макта Абай вы шла замуж за сарта (озбека) и родила от него двух сыновей - Ерджигита и Байджи гита. Epджигит уходит с отцом-сартом в Туркестан, Байджигит остается здесь. Им я жены вышеупомянутого Сары - Мурын, и потому потомки Сары зовутся Мурын. У Байсеика было четыре сына-Жанголы, Менлибай, Тобет, Акбельбел. Эти четверо и с ними вместе потомки усыновленного Карамоллы - назывались сегизнайман, т. е. восемь найманов.
У вышеназванного Матая было трое сыновей - Aталык, Кенже, Каптагай. Имя жены Аталыка было Кызай. Все потомки их зовутся ее именем - Кызай. У Саржомарта от старшей жены - Каратай, от младшей четверо-Бидалы, Жансары, Баржаксы, Шайгоз. Эти четверо ушли к нагаши (деду со стороны матери) к уакам и стали прозываться иргенекты уаками. Потомки Саржомарта имели тамгу -"иргенек" и называли себя иргенекты найманами. В народе же их почему-то считают уаками. Кроме того, у Саржомарта были приемный сын-Бура, двое сыновей-Балталы и Бағаналы- от пришедшей с матерью плененной жены.
ТАМГА рода НАЙМАН
Казахские найманы cреднего жуза делятся на роды:
• баганалы
• балталы
• бура
• каракерей
• каратай
• кокжарлы
• матай
• садыр
• теристанбалы
• торткара
• тортуыл
Если расматривать более подробно или наиболее известные рода (подрода) найманов
Ақболат Садыр Тортеуыл Кокжарлы Баганалы Балталы Базархан Казыгул Байджигит Каракерей Каратай Матай Жангулы Токпак Кетбуга Ак- найман Караша Жаугашты(Карабала) Бура Каптагай Каржау Кожамбет Кокжарлы Кыржы Мурун Оразай Терстамбалы Турсынбек Борай Торткара Борте Сыбан Бозгозы
Тамги и ураны некоторых найманских родов
Баганалы багана, ,
Балталы балта
Бура
Каракерей Уран Кабанбай
Матай Уран Борибай
Садыр , Уран Алдияр
шомыш, Уран Каптагай
Корнем тюркского слова «ұран», является – ұр (бей). Большинство исследователей возводит русское «Ура!» к заимствованному от тюрских кочевников боевому кличу.
Общим ураном найманов – Каптагай (что означает в переводе самец дикого верблюда)
НАЙМАН
Софы-Мырза
Окиреш
1) Домбаул 2) Сугириш 3) Саржомарт
• потомки -Теристанбалы сын Китай от него Толегетай
От Толегетай
сыновья 1.Каракерей, 2.Матай, 3.Садыр, 4.Тортуыл
1.Каратай (от старшей жены)
2.Бидалы, Жансары, Баржаксы, Шайкоз (от младшей жены) (ушли к деду со стороны матери) к уакам и стали прозываться иргенекты найманами, либо ирнекты уаками)
3.Балталы и Бағаналы (от жены плененной)
4.приемный сын Бура
1.От Каракерей – сыновья Байторе и Ерторе ,
от Байторе -сыновья-Байс и Акнайман (приемный сын)
от Ерторе –сыновья Байсиык и Карамолла (приемный сын)
2.От Матая было трое сыновей - Aталык, Кенже, Каптагай (настоящее имя Колдас) От Бағаналы Сары
От Сары
1.Кәршал, Саламат, Бекболат,Асан,Шұнғыр (от старшей жены)
2.Әзеке,Шағыр,Жауғашты(Кара бала),Бодык (от младжей жены)
Бағаналы
Сары
1.Кәршал, Саламат, Бекболат,Асан,Шұнғыр
2.Әзеке,Шағыр,Жауғашты(Карабала),Бодык
Жауғашты (ел Карабала дейді)
Сенгірбай, Тілеке, Бердіке, Кулеке, Кенжебай (бес Жауғашты
По некоторым данным В Улытауский регион( Жезказган) Бағаналы и Балталы пришли с современных Уржарского и Аягозского районов ВКО под руководством батыра Ер Шоштана (его потомки в основном проживают в Кзылординской и на севере Южно-Казахстанской областях) позже подтянулись Торткара из Матай и один из Кокжарлы(он в составе Ибески- Бес Майгельды т,е Майгельды назвал его своим сыном) Впоследствии Баганалинцы кочевали(зимовали в низовьях р Сарысу озер Ашыколь,Теликоль это 100 с лишним км на северо -восток от современной Кызылорды летовали по Есилю от Атбасара до Кокшетау На данный момент встречаются от Атбасара на севере до Ташкентской области РУ(\" благодаря\"200 лет войны с Джунгарами,гражданская война,коллективизация,голод 32-33годов)
БАРЛЫБАЙ БАТЫР
Барлыбай Тауасарулы (1690-1770) - знаменитый батыр, вождь, именитый деятель. Происходит Найман рода Баганалы Жаугашты. Родился и жил примерно в 1690-1770 годы в Улытауском регионе Центрального Казахстана.
Барлыбай Тауасарулы учился в Карнаксом медресе под Туркестаном, Ургенчском медресе, знал арабский, персидский, древнетюркский языки. Будучи полководцем рода Шомекей Малого жуза возглавлял войска, давших отпор русским, калмакским, тюркским войскам, воинам ханств Коканда и Хивы. Его отец Тауасар - знаменитый батыр, воевал с калмыками, а мать Гульсим - младшая сестра не менее именитого башкирского батыра Карасакала.
О подвигах и авторитете Барлыбая батыра в народе сложены много легенд. Среди них особо полную информацию может дать нижеследующие строчки из дастана «Тарихат» акына Шади торе Жангирулы, который оставил после себя богатые данные устного фольклора.
«Есть из шапырашты Наурызбай,
Рядом и из найманов – Барлыбай, чуть позже Каптагай( Колдас), далее Кабанбай
Вдобавок к ним присоединился,
Послом из Малого жуза Есет батыр...», - воспевал он Барлыбая батыра вместе с другими знатными людьми, посланными на важнейшие переговоры в Китай, представлявших весь цвет трех жузов. Данное событие имело место до 1749 года, которое подчеркивается в сказании Шади торе высокий авторитет и рассудительность Барлыбая батыра.
Барлыбай батыр принимал участие в национально-освободительной борьбе в начале XVIII века, в ходе которого батыр, был признан представителями трех жузов - полководцев, настоящим героем своего народа, достойным этого высокого звания. В этих же боях принимал и тархан Шакшак Жанибек, который являлся выходцем из простого люда, достигший ханских почестей.
Народный поэт Иманжан Жылкайдаров в своей собранной из фольклорных преданий поэме «Шакшакулы Ер Жанибек» подчеркивает, что Барлыбай был в рядах знатных батыров, выступавших против захватчиков казахских земель. Лейтмотивом данного эпического произведения послужили события, в ходе которых казахские войны в жестоких боях в 1726-1731 годы давали достойный отпор джунгарам, одержали окончательную победу над врагом. Это - именно тот период, когда Барлыбай достиг зрелого возраста, был признан достойным полководцем, значит можно предположить, что ему в то время исполнилось 35-40 лет. Соответственно, не будет ошибкой, если считать год рождения Барлыбая Тауасарулы примерно 1690 год.
В сохранившихся народной памяти сказаниях утверждается о том, что посол и полководец Барлыбай был признан и ханом. К данному факту историки и исследователи относят следующие факты: во-первых, в то время высокое имя «хан» являлось не простой прихотью для возвышения положения властителя, либо угодничеством перед ним, а именно - выражением всеобщего восхищения и признания его заслуг перед народом. Подобного признания, более того выходца из простых людей и явившегося защитником и опорой народа лидер добивался достойным поведением, подвигами и отважностью, поистине всенародной любовью. А корни подобного подхода к настоящим батырам-полководцам и властителям из народа лежат глубоко в истории, и служит в некотором роде даже преемственностью не зыблемых порядков управления в жизни кочевников.
Во-вторых, имеются ряд документов, если не напрямую, то хотя бы косвенными доказательствами подтверждающих об его приходе к власти. 8 июля 1749 года на встречу для ведения переговоров с генерал-губернатором И.И.Неплюевым прибывают в Оренбург многочисленная делегация родоначальников и авторитетные представители трех жузов во главе с Нуралы ханом, Бокенбай батыром и Жанибеком тарханом.
В ходе переговоров И.Неплюев часто и долго беседует с Жанибеком о политической обстановке, поклявшихся верности царю и входящих в состав Среднего жуза родов, расспрашивает о ситуации среди племен Баганалы Найман, которыми правил до смерти Абулхаир хана Барак султан. Жанибек докладывает генерал-губернатору о том, что в связи с побегом султана Барака найманцы изберут другого правителя. К тому же заявляет, что, несмотря на беспокойство родов из-за событий, связанной с гибелью Абулхаир хана, баганалинцы ведут тихую и мирную жизнь, остаются верными царю.
Эти факты приводятся в книге «Россия и казахское ханство в ХVІ-ХVІІІ вв.» известного историка В.Я.Басина, основанных на реальных документах тех времен из царского архива. После Барака правил родом Баганалы не султан из потомков хана, а проявивший себя из лучших сторон выходец из простого народа - Барлыбай батыр. К тому же и возраст Барлыбая батыра, и его непререкаемый авторитет среди казахской общественности того времени, и его право согласно национальным традициям является полной основой для такого утверждения.
Согласно установившимся традициям - народ поднял Барлыбай батыра на белой кошме, и признал ханом. Подтверждается данное событие книгой А.Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей», названным «Геродотом казахских степей», который был опубликован в 1832 году в Петербурге.
Провозглашение Барлыбай батыра ханом подтверждается также и в устном народном творчестве, и имеются достаточное количество письменных подтверждений. К тому же правдивость данного факта подтверждают и другие косвенные доказательства не менее известных историков. Известно, что Баганалы Барлыбай хан умер в возрасте за восемьдесят лет, о чем акын Жанкиси сообщает в своем соболезновании в форме стиха его жене Таншолпан. Это событие происходило примерно к 1770 году.
Сохранилась его стихотворная форма, дошедшая до нас из устных преданий. Автором является Жанкиси Кошекулы из племени Ашамайлы рода Керей Среднего жуза. Оставивший после себя огромное поэтическое наследие. Жырау жил примерно в 1716-1792 годы. В эпоху джунгарских нашествий участвовал во многих походах, пламенными стихами воодушевлял дух наших воинов, вёл активную пропагандистскую работу. С Барлыбаем был знаком с юношеских лет.
О Барлыбае Тауасарулы упоминается в летописях также и Сегиз сере Шакшакулы, Ахмет ишан Оразайулы. Сегиз сере посвятил исторический дастан «Барлыбай хан». Воспевали подвиги Барлыбая Тауасарулы такие поэты и писатели, как вышеупомянутый Жанкиси (Жанкиса) Басыбайулы, Абуталип, Балтекей Корганулы, Кожабай Токсанбайулы, Мукан Балтекейулы, Тайжан Калмаганбетулы, Шеген, Канафия и др.
Яркий жизненный пример, праведные дела и геройские поступки Барлыбая Тауасарулы достаточно полно отражены в устной литературной форме. Среди людей до сих пор сохранились в памяти много воспоминаний и сказаний о Барлыбай хане.
Источник: Книга К.Ахметова, «Ұлы Даланың Ұлытауы» - Омск, 1999 г.
Кабанбай Батыр из Найманов рода Каракерей
около 1691(92) – около1769(70) гг.
Кабанбай Батыр
Кабанбай – казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководец казахского ополчения в XVIII веке. Еще при жизни имя его было овеяно славой. О подвигах Кабанбая ходили легенды, вещие певцы слагали о нем предания, арнау, поэмы, толгау. Народ считал его непобедимым.
Кабанбай происходил из рода Каракерей. Родился он в семье батыра Кожакула, который дал ему при рождении имя Ерасыл, что означает Драгоценное мужество. А уж народ и сподвижники дали ему прозвище Избасар – Следующий геройским путем отца. Затем его сменили на Нарболу – молодой атлет, наделенный силой верблюда. Нарбола своим чередом превратился в Дарабоза – первого среди равных. И, наконец, Дарабоз стал Кабаном – Тревожащим беспрестанно врага. А уже это прозвище было узаконено в широко известное имя Кабанбай, которое стало грозным кличем, символом национально-освободительной борьбы казахов, возглавленной батыром.
В 7 лет Кабанбай потерял отца, а в 16 лет старшего брата, которые стали жертвами джунгаро-казахских войн. А народный гнев, как известно, всегда вырастает из личных драм. Чтобы отомстить за смерть брата, юноша проник в стан врага и убил джунгарского батыра. Так он встал в ряды бойцов с иноземными поработителями. Выросший в военно-аристократической среде, Кабанбай отлично знал тактику ведения боевых действий, был мастером рукопашного боя. Это помогло ему быстро завоевать себе авторитет. В сражениях юноша показывал исключительную стойкость и храбрость, и сделал на военном поприще великолепную карьеру. Начинал Кабанбай рядовым воином. Был замечен, и выдвинут в жузбасы – командиры отряда из сотни бойцов. Через некоторое время отважному жузбасы доверили полк. А вскоре доблестный мынбасы стал и туменбасы – начальником крупных воинских соединений. Но даровитого военачальника интересовала отнюдь не карьера. Вступив в боевые действия с ненавистным врагов, движимый жаждой мести за убитых родственников, отомстив, он стал думать об освобождении своего народа, страдающего и гибнущего под джунгарским игом. Пламенная любовь к отчизне и желание оборонять ее от иноземных захватчиков в соединении с дарованиями бойца и военачальника породили крупнейшего полководца казахов за всю много вековую историю.
Кабанбай встал во главе казахской национально-освободительной армии. Вместе с Богенбаем, Жанибеком, Отегеном и другими батырами он руководил отрядами казахского ополчения. В 1723 году – в год великого бедствия - Кабанбай назначают начальником обороны священной столицы Казахского ханства – Туркестана.
В 1725 году Кабанбай со своими соединениями выигрывает Алакольское, а 1728 году - Шубартенизское сражения. В 1729 году казахское ополчение под предводительством батыров Кабанбая, Богенбая и Райымбека триумфально выиграли Булантинскую и Аныракайскую битвы. С 1730 по 1740 годы Кабанбай батыром были выиграны еще три сражения Илийское (1730), Шаганское (1735) и Шоргинское (1740). В Шаганском сражении на Шынгыстау Кабанбай батыр поднял в атаку казахское войско, за что был назван Абылай ханом Дарабозом – первым среди лучших. Эти вехи дают наглядное представление о том, сколь велико было временное и пространственное измерение подвигов Кабанбай батыра. Он гнал захватчиков от стен Туркестана до алтайских пределов, и понадобилось ему на эту цепь беспрерывных битв свыше сорока лет, так силен был враг. Боевым соратником Кабанбай батыра была его жена Гаухар, знаменитая воительница, сестра батыра Малайсары. Ее знала вся степь. О ней слагали песни. Убив предателя, она спасла казахское войско от верной гибели, предупредила о джунгарах. Она стала верной подругой батыра Кабанбая и участвовала вместе с мужем в нескольких сражениях.
Кроме боевых походов, Кабанбай батыр участвовал и в делах мирных, к примеру, в организации казахско-китайской торговли. А в 1745 году был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию в своей поддержке в ее борьбе против джунгар.
В середине XVIII века, в результате усиления борьбы за власть, Барак султан убил хана Младшего жуза Абулхаира. Кабанбай батыр, обвинив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким образом, Кабанбай батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходивших в Младшем жузе.
С обретением республикой суверенитета, в 1991 году Казахстан широко отметил трехсотлетие со дня рождения выдающегося государственного, политического и военного деятеля восемнадцатого столетия Кабанбая. Были проведены сотни мероприятий, в том числе несколько научных конференций, а также торжественные празднования в Талдыкорганской, Семипалатинской, Восточно-Казахстанской областях. Достойным завершением года явилось переименование одной из центральных улиц города Алматы именем Наймана Каракерея Кабанбая.