Казахский орнамент формировался на основе искусства древних скотоводческих племён – саков, уйсунов, гуннов, тюрков, канглы и кипчаков.
В орнаменте отражалось их художественное видение мира. Практически все элементы казахского орнамента «читались» в своё время совершенно определённым образом. В настоящее время смысловое значение многих орнаментальных мотивов утрачено. С определённостью можно сказать о происхождении и значении зооморфных мотивов в казахском орнаменте. В основе их – стилизация образов древнего «звериного стиля»: барана, лошади, верблюда, волка, орла, сокола, а затем воспроизведение отдельных частей их фигур: головы, рогов, ушей, копыт, горбов, ног и т.д. Так возникли орнаментальные мотивы «бараний рог» – «кошкар муйиз», «олений рог» – «бугу муйиз», «голова лошади» – «ат бас», которые являются основными в казахском орнаменте. Основные узоры в казахском орнаменте можно разделить на космогонические, зооморфные, растительные и геометрические. К древнейшим относятся космогонические узоры, самым популярным из которых является солярный круг, являющийся символом солнца. Вихревые розетки также являются символом солнца в казахском орнаменте. Их часто изображали на талисманах, а также на керамических изделиях и в архитектурном декоре. К космогоническим казахским орнаментам также относятся, такие орнаменты, как «кун кози» – «глаз солнца», «кун саулеси» – солнечные лучи», «шиккан кун» – восход солнца, «ай гуль» – «лунный цветок», «айшик гуль» – полумесяц. Узор «ау гуль» – один из древнейших в казахском орнаменте. *** Звездообразными узорами «жулдыз гуль», «жулдыз орнек», «топ жулдыз» вышивалась верхняя одежда. В ковровых композициях использовался узор «сегиз кырлы орнек» – восьмиугольная розетка со звездой в центре. С космогоническими казахскими орнаментами тесно связаны орнаменты, являющиеся символическим изображением природы. Земля и вода – главные стихии скотоводов, им поклонялись как священным. В казахском орнаменте волнистые кривые линии, зигзаги, которые назывались су, обозначают воду, реку, течение. Эти мотивы служат обрамлением узоров, интервалами. Такой узор, как «девять холмов» («тогыз тобе») – один из древнейших узоров, встречающийся на ювелирных изделиях гуннов и сарматов, использовался также и в резьбе по дереву и в аппликации по коже. К этой же группе относятся узоры – «речные долины» – «арна гуль», купола архитектурных сооружений – «кумбез», «холмы» – «тобе», «оросительные каналы» – «арык» и другие. Зооморфные узоры наиболее многочисленны в казахском орнаменте. Они отражают мир древних скотоводов и земледельцев, связаны с древней мифологией и первобытным искусством. Узоры в виде головы, рогов, копыт животных, крыльев и лапок птиц являются основными в казахском орнаменте. Из них составляются множество производных. Кроме того на их основе разработаны многочисленные кривые и волнистые линии, спирали и завитки. Зооморфные узоры в казахском орнаменте разработаны на основе реалистических изображений тотемных животных и птиц: барана, лошади, оленя, волка, быка, ястреба и других. Некоторые из них, например, узоры в виде рога и следов животных, имели ритуальное значение. В казахском орнаменте также многочисленны узоры, напоминающие силуэты птиц, очертания их крыльев, шеи, лапок. Ко второму тысячелетию до нашей эры восходят геометрические элементы казахского орнамента. Геометрический казахский орнамент широко используется в архитектурном декоре, ковровых изделиях, в резьбе по дереву и камню, в тиснении по коже. Это квадрат, ромб, четырёхугольники, треугольники, составляющие половину квадрата или ромба, разделённых по диагонали, шестиугольники, восьмиугольники, фигуры из квадратов и треугольников, параллелограмм. Для геометрических узоров в казахском орнаменте характерны равновесие между отдельными элементами, пропорциональное деление фигур, вписанных в композицию. Многообразны всевозможные линии: прямые, волнистые, спиралевидные, в виде цепочки, шнура. В казахском орнаменте много производных геометрических узоров. К ним относятся «аралык гуль» – фигура, образованная из треугольников, два треугольника «кос тумарша», его вариант – «сызыкты тумарша», якоревидная фигура – «балдак улги», узор напоминающий гребень – «такта орнек». Древний элемент в виде запятой «алши», «алшим бар» – удача, счастье, благополучие. Этот элемент казахского орнамента чаще всего использовался в вышивке настенных ковров, халатов, платков. *** Растительные узоры казахского орнамента, подобно другим его группам, делятся на основные и производные. К основным относятся узоры «дерево» – «агаш гуль», «яблоко» – «алма гуль», «колос» – «масак гуль», «вьющиеся стебли» – «сакык гуль», «тополь» – «торангы гуль», «восемь фисташек» – «сегиз писте», «полевые цветы» – «байшешек гуль», «тюльпан» – «кызгалдак гуль», «гуль бадам» – «миндаль» и другие. В казахском орнаменте также часто встречаются узоры схематически изображающие предметы бытового обихода. Это «сандык гуль» – квадрат для украшения центральной части композиций, «кобыз гуль» – узор применяемый в инкрустации и ювелирных изделиях, «лады кобыза» – узор в виде язычков, «чайник цветок» / «шаугим гуль» – узор округлой формы, используемый в вышивке тускиизов и в тиснении по коже, «покрывало двери» / «есик жапкыш» – узор в виде фигуры X и множество других узоров. Среди этой группы узоров одним из самых древних был узор «каблук» – «окше гуль». Очень распространён такой его вариант, как «сынар окше» / «ломаный каблук» – применяемый в орнаментации паласов, ковров, баскуров, циновок, войлочных сум.
НАЙМАН. АДМИН САБИНА
:S M
Казахский орнамент формировался на основе искусства древних скотоводческих племён – саков, уйсунов, гуннов, тюрков, канглы и кипчаков.
В орнаменте отражалось их художественное видение мира. Практически все элементы казахского орнамента «читались» в своё время совершенно определённым образом. В настоящее время смысловое значение многих орнаментальных мотивов утрачено. С определённостью можно сказать о происхождении и значении зооморфных мотивов в казахском орнаменте. В основе их – стилизация образов древнего «звериного стиля»: барана, лошади, верблюда, волка, орла, сокола, а затем воспроизведение отдельных частей их фигур: головы, рогов, ушей, копыт, горбов, ног и т.д. Так возникли орнаментальные мотивы «бараний рог» – «кошкар муйиз», «олений рог» – «бугу муйиз», «голова лошади» – «ат бас», которые являются основными в казахском орнаменте.
Основные узоры в казахском орнаменте можно разделить на космогонические, зооморфные, растительные и геометрические. К древнейшим относятся космогонические узоры, самым популярным из которых является солярный круг, являющийся символом солнца. Вихревые розетки также являются символом солнца в казахском орнаменте. Их часто изображали на талисманах, а также на керамических изделиях и в архитектурном декоре. К космогоническим казахским орнаментам также относятся, такие орнаменты, как «кун кози» – «глаз солнца», «кун саулеси» – солнечные лучи», «шиккан кун» – восход солнца, «ай гуль» – «лунный цветок», «айшик гуль» – полумесяц. Узор «ау гуль» – один из древнейших в казахском орнаменте.
***
Звездообразными узорами «жулдыз гуль», «жулдыз орнек», «топ жулдыз» вышивалась верхняя одежда. В ковровых композициях использовался узор «сегиз кырлы орнек» – восьмиугольная розетка со звездой в центре. С космогоническими казахскими орнаментами тесно связаны орнаменты, являющиеся символическим изображением природы. Земля и вода – главные стихии скотоводов, им поклонялись как священным. В казахском орнаменте волнистые кривые линии, зигзаги, которые назывались су, обозначают воду, реку, течение. Эти мотивы служат обрамлением узоров, интервалами.
Такой узор, как «девять холмов» («тогыз тобе») – один из древнейших узоров, встречающийся на ювелирных изделиях гуннов и сарматов, использовался также и в резьбе по дереву и в аппликации по коже. К этой же группе относятся узоры – «речные долины» – «арна гуль», купола архитектурных сооружений – «кумбез», «холмы» – «тобе», «оросительные каналы» – «арык» и другие.
Зооморфные узоры наиболее многочисленны в казахском орнаменте. Они отражают мир древних скотоводов и земледельцев, связаны с древней мифологией и первобытным искусством. Узоры в виде головы, рогов, копыт животных, крыльев и лапок птиц являются основными в казахском орнаменте. Из них составляются множество производных. Кроме того на их основе разработаны многочисленные кривые и волнистые линии, спирали и завитки.
Зооморфные узоры в казахском орнаменте разработаны на основе реалистических изображений тотемных животных и птиц: барана, лошади, оленя, волка, быка, ястреба и других. Некоторые из них, например, узоры в виде рога и следов животных, имели ритуальное значение. В казахском орнаменте также многочисленны узоры, напоминающие силуэты птиц, очертания их крыльев, шеи, лапок. Ко второму тысячелетию до нашей эры восходят геометрические элементы казахского орнамента. Геометрический казахский орнамент широко используется в архитектурном декоре, ковровых изделиях, в резьбе по дереву и камню, в тиснении по коже. Это квадрат, ромб, четырёхугольники, треугольники, составляющие половину квадрата или ромба, разделённых по диагонали, шестиугольники, восьмиугольники, фигуры из квадратов и треугольников, параллелограмм.
Для геометрических узоров в казахском орнаменте характерны равновесие между отдельными элементами, пропорциональное деление фигур, вписанных в композицию. Многообразны всевозможные линии: прямые, волнистые, спиралевидные, в виде цепочки, шнура. В казахском орнаменте много производных геометрических узоров. К ним относятся «аралык гуль» – фигура, образованная из треугольников, два треугольника «кос тумарша», его вариант – «сызыкты тумарша», якоревидная фигура – «балдак улги», узор напоминающий гребень – «такта орнек». Древний элемент в виде запятой «алши», «алшим бар» – удача, счастье, благополучие. Этот элемент казахского орнамента чаще всего использовался в вышивке настенных ковров, халатов, платков.
***
Растительные узоры казахского орнамента, подобно другим его группам, делятся на основные и производные. К основным относятся узоры «дерево» – «агаш гуль», «яблоко» – «алма гуль», «колос» – «масак гуль», «вьющиеся стебли» – «сакык гуль», «тополь» – «торангы гуль», «восемь фисташек» – «сегиз писте», «полевые цветы» – «байшешек гуль», «тюльпан» – «кызгалдак гуль», «гуль бадам» – «миндаль» и другие.
В казахском орнаменте также часто встречаются узоры схематически изображающие предметы бытового обихода. Это «сандык гуль» – квадрат для украшения центральной части композиций, «кобыз гуль» – узор применяемый в инкрустации и ювелирных изделиях, «лады кобыза» – узор в виде язычков, «чайник цветок» / «шаугим гуль» – узор округлой формы, используемый в вышивке тускиизов и в тиснении по коже, «покрывало двери» / «есик жапкыш» – узор в виде фигуры X и множество других узоров. Среди этой группы узоров одним из самых древних был узор «каблук» – «окше гуль». Очень распространён такой его вариант, как «сынар окше» / «ломаный каблук» – применяемый в орнаментации паласов, ковров, баскуров, циновок, войлочных сум.