Жуз – традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов
Вне жузовой классификации состоят: - торе́, прямые потомки Чингисхана по мужской линии; - кожа́ – считаются потомками четырёх сподвижников Мухаммеда – Абу Бакра, Омара, Османа и Али и арабов Центральной Азии – воинов и миссионеров; - толенгiт – ханская дружина, телохранители и придворная прислуга. Торе и кожа считались «ақ-сүйек» (белая кость) – то есть аристократами. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет. Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Аристова Н.А., объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В.В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В.В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что обособленные орды в XVI веке сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII веках – до монгольского нашествия. Востоковед Султанов Т.И. говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предпологает, что во второй половине XVI века система улусов трансформировалась в жузы. Не полностью раскрыта ещё и само понятие – «жуз». Некоторые учёные связывают его с арабским словом «джуз» (ответвление, основная часть чего-то). В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII века. В трудах Махмуда бен Вали, написанных в 1634-1641 годах, описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» (жузик-пузик) некоторые учёные сравнивают с казахскими жузом. *** Историческая особенность жузов У казахских жузов имелись следующие особенности: 1) внутреннее региональное единство; 2) этническое единство; 3) культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического руководства. Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза – это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего жуза – Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза – Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой было казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях
НАЙМАН. АДМИН САБИНА
:S M
Жуз – традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов
Вне жузовой классификации состоят:
- торе́, прямые потомки Чингисхана по мужской линии;
- кожа́ – считаются потомками четырёх сподвижников Мухаммеда – Абу Бакра, Омара, Османа и Али и арабов Центральной Азии – воинов и миссионеров;
- толенгiт – ханская дружина, телохранители и придворная прислуга.
Торе и кожа считались «ақ-сүйек» (белая кость) – то есть аристократами.
О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.
Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Аристова Н.А., объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В.В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности.
М.П. Вяткин соглашается с доводами В.В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что обособленные орды в XVI веке сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII веках – до монгольского нашествия. Востоковед Султанов Т.И. говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предпологает, что во второй половине XVI века система улусов трансформировалась в жузы.
Не полностью раскрыта ещё и само понятие – «жуз». Некоторые учёные связывают его с арабским словом «джуз» (ответвление, основная часть чего-то). В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII века. В трудах Махмуда бен Вали, написанных в 1634-1641 годах, описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» (жузик-пузик) некоторые учёные сравнивают с казахскими жузом.
***
Историческая особенность жузов
У казахских жузов имелись следующие особенности:
1) внутреннее региональное единство;
2) этническое единство;
3) культурно-хозяйственная общность;
4) общность политического руководства.
Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза – это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего жуза – Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза – Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка.
Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей.
Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой было казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях