СНИМАЕТСЯ КИНО!

«ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ»


В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.
При подготовке были использованы материалы из фондов Национальной библиотеки имени. С. Г. Чавайна и открытых источников.

Известный киновед мира Жорж Садуль писал: «Это один из лучших советских фильмов. Когда кончился фильм, Даниель Дарье (французская актриса и певица) была вся в слезах. Многие плакали вместе с ней, когда видели и слышали эту «грустную песню разлучённых влюблённых», лирическая сила которой в её искренности…» За «Журавлями» в мировой прессе потянулся шлейф восторженных отзывов: «Величайший триумф России! За пять минут до конца демонстрации публика стоя аплодировала фильму «Летят журавли» (Газ. «Нотисиас», Мехико); «Мы снимаем шляпы и склоняем головы перед фильмом «Летят журавли». Это настоящее искусство, надо запомнить имена авторов…» («Стампа», Италия).
А вот на родине, в СССР, эта картина наделала много шуму. Одни критики восхищались работой режиссёра и оператора, другие, наоборот, обвиняли авторов в слабой драматургии, в том, что они разменяли «масштаб больших жизненных вопросов на мелочь душевных изломов и киноэффектов». Но время всё расставило по своим местам. Сегодня фильм «Летят журавли», без всякого сомнения, является классикой советского кино и входит в золотой фонд отечественного кинематографа.
А начиналась его история в 1943 году, когда драматург Виктор Розов, возвратившийся домой после тяжёлого ранения, написал пьесу «Вечно живые», в которой рассказал не о фронтовых событиях и не о подвиге советских солдат, а о жизни и переживаниях обычных людей, оставшихся в тылу. На сцене театра «Современник» эта пьеса была поставлена режиссёром Олегом Ефремовым только через 13 лет. А через год, в 1957 году, режиссёр Михаил Калатозов предложил В.Розову написать по пьесе сценарий, который они назвали «Летят журавли». На вопрос, почему именно так назван фильм и что это означает, драматург отвечал: «Я честно признаюсь: не знаю. Пришло в голову, понравилось – вот и всё. Что-то в поднебесном журавлином полёте есть от вечности. Это я уже объясняю сейчас, а тогда просто мелькало как символ чего-то». Но руководство «Мосфильма» было не очень довольно названием, и поэтому картину запускали в производство под названием «За твою жизнь».
Сюжет фильма известен всем. Жених юной Вероники – Борис отправляется добровольцем на фронт. Фашистская бомба убила родителей девушки, разрушила дом, в котором она жила. Словно во сне уехала Вероника в эвакуацию, поступила на работу, вышла замуж за нелюбимого Марка, двоюродного брата Бориса, давно добивавшегося её расположения. Девушка не может простить себе предательства и до самого конца надеется на возвращение Бориса, которому суждено погибнуть на фронте. И эта измена памяти Бориса, измена себе самой вдруг пробудила в душе Вероники силу и верность. Разведясь с мужем, она возвращается в Москву. Встречая победу, Вероника в толпе фронтовиков-победителей пытается увидеть любимое лицо.
Её появление на вокзале в финале картины в белом платье невесты и с цветами – не случайно. Именно такой она была в предсмертном видении Бориса. Но когда однополчанин Бориса отдаёт фотографию, которую она подарила любимому, она понимает, что надежды нет. Но жизнь продолжается! И вновь по небу летят журавли. Летят, повинуясь великому и вечному закону жизни.
На роль Бориса Бороздина режиссёр сразу утвердил известного уже в то время Алексея Баталова, которого поначалу обуревали сомнения: «Справлюсь ли я с такой исключительно ответственной ролью? Сумею ли во всех нюансах передать интимные чувства героя, его мысли о жизни? Ведь Борис – парень цельный, глубокий не только в его большой любви к Веронике. Он беспредельно любит свою Родину и отдаёт за неё жизнь».
А вот на роль Вероники сначала пробовалась Елена Добронравова, напоминавшая Виктору Розову его жену, которая и вдохновила драматурга на образ главной героини.
Однако Михаил Калатозов принял решение в пользу студентки театрального училища Татьяны Самойловой. Актриса вспоминала: «После прочтения сценария я расплакалась. Я увидела Веронику - чистого человека, которого нельзя ударить, нельзя обидеть, который не нужен фронту, потому что это девочка… Играть эту девочку, которая во время войны умирала постепенно, которую война превращала в старушку, и к тому же прожить на экране страшные 4 года – на это нужно иметь право… Я сразу полюбила свою Веронику, сразу и навсегда».
Один из ветеранов кинотехники, француз Дебри, признавался, что был потрясён виртуозностью съёмок «Журавлей», уникальной работой оператора картины Сергея Урусевского. Он изобрёл круговой полёт камеры, когда в сцене гибели Бориса высокие кроны берёз кружатся над ним, словно улетая в небо. И так же кружится последнее видение – лестница в доме Вероники и она, любимая, в белом подвенечном платье. Как и в пробежке героя по лестнице. В середине декорации, изображающей лестничную клетку, поставили железный столб с операторской люлькой, которую тянули тросом по мере продвижения актёра, и таким образом камера Урусевского могла неотрывно следовать за Баталовым. Все эти уникальные операторские находки станут потом распространёнными приёмами в мировом кино. И не случайно то, что первый приз высшей технической комиссии Франции достанется оператору Сергею Урусевскому. А Большой приз – «Золотая пальмовая ветвь» - престижного XI Международного Каннского кинофестиваля будет присуждён фильму «Летят журавли».
Татьяна Самойлова удостоилась специального диплома за исполнение роли героини, премии «Апельсиновое дерево», которой награждается «самая скромная и очаровательная актриса фестиваля», премии «Победа» французских кинозрителей. «Летят журавли» стал единственным советским фильмом, попавшим в лидеры кинопроката Франции: его посмотрели 5 миллионов 401 тысяча зрителей.
После мирового триумфа, наконец, картину отметили и в Советском Союзе. И до сих пор фильм «Летят журавли» не оставляет зрителя равнодушным, несмотря на то что был снят в середине прошлого века, в чёрно-белом формате, потому что это «фильм, вызывающий неподдельные чувства, трогающий до глубины души». И ещё один отзыв зрителя: «Любовь как журавль в небе – так легко увидеть, но так сложно поймать. Человек может видеть то, что кажется невидимым. В сердце каждого из нас «журавлики-кораблики летят под небесами…»

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Комментарии

Комментариев нет.