Варвара

Варвара Савельевна Ляшенко.

Когда за окном все громче оркестр мартовской капели, а угрюмая сибирская душа просыпается от долгой зимы, особенно хочется говорить и писать о прекрасном – о женщинах. Женщина и на войне остается женщиной, когда спускается в пропахший пороховой гарью окоп или когда кормит грудью ребенка на крыле штурмовика Ил-2. Да, об отважной женщине – летчице, женщине – штурмовике поговорим сегодня. Имя Варвары Ляшенко стало известным во время кубанского воздушного сражения, а сегодня о ней написано уже достаточно на просторах интернета. Тем не менее, незримый долг обязывает в солнечный мартовский день вспомнить о ней снова.
Группа технического состава на фоне Ил-2 502-го ШАП с крашенным разными цветами коком винта, фото 1944 г.

Варвара Савельевна была воспитанницей одного из украинских аэроклубов, а с началом войны стала летчицей связного По-2 (У-2) при 502-м штурмовом авиаполку. Ее современники рассказывали, что Варвара была замужем за летчиком – истребителем Алексеем Ореховым. Но случилось так, что Алексей однажды не вернулся с боевого задания. Возможно, что этот случай укрепил молодую женщину в желании мстить врагу, и она решила освоить штурмовик Ил-2. Командир 502-го ШАП майор Зотов попробовал отказать, ведь у нее на руках был двухмесячный ребенок, но Варвара настояла на своем, и вскоре успешно поднимала «летающий танк» в воздух. О ее успехах говорят наградные документы. Так, в представлении Ляшенко к ордену Отечественной войны I степени от 26 февраля 1943 г. сказано: «За время пребывания на Закавказском фронте в 502-м ШАП с 5 августа на самолете У-2 сделала 40 вылетов на связь, при этом, не имеет ни одного невыполненного задания и летных происшествий. Имея огромное желание к летному делу и горя большевистской сознательностью помочь всеми силами нашей стране разгромить всем нам ненавистного врага, товарищ Ляшенко в кротчайший срок изучила материальную часть самолета Ил-2, мотора АМ-38 и все вооружение, находящееся на данном самолете. Вылетела самостоятельно, ориентировалась, получила новую материальную часть с завода, бережно перегнала ее на аэродром базирования в сложным метеоусловиях, при этом покрыла большой маршрут, за что получила благодарность от командира дивизии, и с 15.01. 43 г. влилась в большую семью храбрых штурмовиков и продолжает громить ненавистного врага».

О своем знакомстве с этой удивительной женщиной вспоминал советский ас -истребитель Николай Михайлович Скоморохов: «Нам очень хотелось познакомиться с Варей поближе, поговорить по душам. Но война быстро нас разлучила: 502-й перебазировался в Майкоп.
Однако на этом наши встречи не закончились. Они продолжались в воздухе — мы сопровождали штурмовиков во время боевых вылетов. «Илы», как правило, шли через наш аэродром, мы пристраивались к ним и вместе следовали к линии фронта. Варя пришлась всем нам по душе — каждый хотел сопровождать именно ее. В первом же вылете, когда я был ведущим четверки, Варя связалась со мной по радио:
— Скоморох, подойди поближе — надежнее будет прикрытие, — полушутя сказала она.
Я немедленно выполнил ее просьбу. Откровенно говоря, ни разу до этого с моей стороны не проявлялось такой бдительности и расторопности, такой готовности пойти на все, чтобы сберечь экипаж штурмовика». Боевая работа шла своим чередом, за нею приходили успехи. Приказом от 1 мая 1943 г. Варвара Савельевна была представлена к ордену Красной Звезды. В наградном листе отмечалось: «Будучи молодым летчиком, единственной женщиной (данного полка – прим. авт.), летающей на грозной машине Ил-2, показывает отличные результаты в вождении боевого самолета, храбро и мужественно ведет себя на поле боя с оголтелым фашизмом. Товарищ Ляшенко в короткое время сделала 12 успешных боевых вылетов на штурмовку войск и техники противника. Она пять раз водила свое звено на штурмовку вражеских войск, его опорных пунктов». Примечательно, что изначально ее представляли к ордену Красного Знамени, но затем статус награды был изменен.
Наградной лист на В.С. Ляшенко.

Увы, военное счастье сопутствует летчикам и летчицам не всегда. Вновь обратимся к воспоминаниям Николая Скоморохова: «5 мая того же года, как гром среди ясного неба, всех нас поразила трагическая весть: прямое попадание снаряда. «Ил» сбит. Варя Ляшенко погибла. Этому никто не хотел верить». Годы спустя память подвела ветерана – Варвара Савельевна была сбита не 5, а 3 мая 1943 г. Журнал боевых действий 214-й ШАД, в которую входил 502-й ШАП, в этот день свидетельствует: «502-й ШАП бомбардировочно – штурмовыми действиями уничтожал огневые точки и пехоту противника. Уничтожено: 2 арторудия, 4 орудия ЗА, 2 зенитных пулемета, 13 автомашин, до 80 солдат и 6 складов с боеприпасами». Так же летчики – штурмовики претендовали на один сбитый в воздушном бою Ме-109. В списке безвозвратных потерь указаны два Ил-2. Это самолеты Ляшенко и командира эскадрильи – капитана Василия Сивочуба. Исследователь Алексей Кривопустов, работая с материалами 502-го ШАП, смог доказать, что в свой, уже третий в этот день вылет, Варвара отправилась с неполным экипажем – отсутствовал воздушный стрелок. Так как самолет упал на территории, занятой противником, в донесении о потерях было сказано: «Лейтенант Ляшенко Варвара Савельевна, командир звена 502-го штурмового авиаполка 214 -й штурмовой авиадивизии, пропала без вести 3.05. 1943 г.».

Теперь, когда предположительно ее «Ил» был найден поисковиками в 2014 г., нет сомнений, что она была сбита огнем зенитной артиллерии. Вообще, тот день – 3 мая 1943 г. для советской воздушной группировки на Кубани оказался тяжелым: помимо двух штурмовиков погибли в воздушных боях: 1 Р-39К из 298-го ИАП, 2 Як-7Б из 43-го ИАП, 2 Як-1 из 293-го ИАП и 1 Як-1 из 236-го ИАП, 1 Як-1 из 812-го ИАП и 1 И-16 из 975-го ИАП, а также 1 Як-7Б из 43-го ИАП и 1 ЛаГГ-3 из 611-го ИАП… Но большой потерей, была несомненно, Варя, навсегда ушедшая в бездонное майское небо Кубани.

Источники и литература:

ЦАМО. Ф. 20206. Оп. 1. Д. 48. Журнал боевых действий частей 214-й ШАД.
ЦАМО. Ф. 33. Оп. 11458. Д. 40. Приказ Главного управления кадров от 11 июня 1943 г.
ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 2218. Приказ по 214-й штурмовой авиадивизии от 1 мая 1943 г.
ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 382. Приказ по войскам 5-й Воздушной Армии от 26 февраля 1943 г.
Скоморохов Н.М. Боем живет истребитель. Москва. Воениздат. 1975 г.
Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й Воздушной Армии в годы Великой Отечественной войны. Москва. Воениздат. 1990 г.
Дегтев Д.М. Богатырев С.В. Зубов Д.В. Битва за небо Кубани. 2020 г.

Комментарии

Комментариев нет.