ИСТОРИЯ СЕМИ МОСТОВ КЁНИГСБЕРГА


Существовала традиция: чтобы ещё побывать  в Кёнигсберге, нужно было бросить в Прегель монету с одного из мостов. 

Знаменитый философ и ученый Кёнигсберга Иммануил Кант, гуляя по мостам города, поставил задачу: как можно пройти по всем семи мостам Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды.  Многие  кёнигсбержцы пытались решить задачу семи кёнигсбергских мостов как практически, так и теоретически во время прогулок, но никому это не удавалось. 

Впервые "Задача о семи Кёнигсбергских мостах" была решена в 1736 году ученым, членом Петербургской академии наук Леонардом Эйлером, одним из величайших математиков XVIII столетия, доказавшим, что это невозможно. 

                                                         (1707 - 1783 гг)       
                             Портрет, выполненный Я. Э. Хандманном (1756)


 Схема мостов города:


Krämerbrücke (Лавочный мост).

Считается самым старым из семи мостов. Его построили в 1286 году с целью соединить город Альтштадт и Кнайпхоф, и на его въезде была установлена статуя Ганса Загана, сына кнайпховского сапожника. Легенда гласила: во время битвы между войсками Тевтонского ордена и Литвы Ганс подхватил падающее орденское знамя из рук раненого рыцаря.
Лавочным он стал называться из-за того, что по обеим сторонам и на прилегающих берегах Прегеля находились лавки торговцев  - прилегающие берега Прегеля и он сам мост были  местом торговли.   
Лавочный мост. Фото ок. 1940

В 1787 году мост перестроили. В 1900 году на месте старого деревянного  моста был построен новый из металла. В 1972 году Лавочный мост был снесён при строительстве Эстакадного моста.



Grüne Brücke (Зелёный мост).

Зелёный мост был построен в 1322 году и соединял Кнайпхоф и Форштадт. Своё название получил от цвета краски, в который традиционно красили опоры и пролётное строение моста.
В XVII веке Зеленый мост стал местом, где останавливались почтовые кареты и людям выдавались письма. В ожидании почты здесь собирались деловые люди города, которые обсуждали свои насущные дела , что привело к строительству первой городской торговой биржи в 1623 году в непосредственной близости от моста.

В 1582 году мост сгорел. К 1590 году он был построен заново, опять из дерева. 

     Зелёные ворота и старая Биржа (справа), которая будет снесена в 1870-м г.
                   1865-1870 гг. - Зелёных ворот уже нет, а старая биржа ещё цела

В этом виде он просуществовал до 1907 года. В 1907 году мост был перестроен и возведён из металла. 
                                                 Открытие Grüne Brücke
В 1875 году на другой стороне моста было построено новое здание торговой биржи, сохранившееся до сих пор. Ныне это здание – Калининградский областной музей изобразительных искусств
В 1972 его постигла та же участь, что и Лавочный мост: они были заменены на Эстакадный мост.



Köttelbrücke (Рабочий мост, Потроховый).

Рабочий мост возвели в 1337 году. Соединял Кнайпхоф и Форштадт. Его ещё назвали  "Потроховым". Название связывали со скотобойней, находившейся неподалёку.  Köttelbrücke в переводе на русский язык означает примерно «рабочий, вспомогательный, предназначенный для провоза мусора» и т. п.
Изначально мост был разводным и состоял из трёх пролётов. В 1621 году его смыло наводнением и был отстроен заново уже без подъёмного механизма.
Во времена развития Форштадта в 1886 году Рабочий мост перестроили в камне и металле и он снова стал разводным.

Мост разрушен во время Великой Отечественной войны и был снесён вместе с опорами-быками в 1970 – х годах. 



Schmiedebrücke (Кузнечный мост).

Кузнечный мост был построен в 1379 году. Тогда был перестроен Соборный мост, о котором обычно вообще не рассказывают. По одной из версии, именно он и стал прародителем Кузнечного.
=====================
При строительстве главной церкви города на острове Кнайпхофе, был  специально построен мост для доставки  кирпича на остров через реку Прегель , названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборные. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.
=====================
Соединял Альтштадт и Кнайпхоф.
Рядом с этим мостом на берегу Прегеля находилась кузница, видимо от этого и получил своё название.

Изначально мост имел две каменные опоры, укрытые пролётами из досок., которые сильно износились к 1787 году и были заменены. В 1896 году Кузнечный мост был перестроен и получил декоративные опоры, стальные пролёты и стал разводным. На стороне Альтштадта была построена башня смотрителя, в которой располагалась установка для подъёма мостовых пролётов с помощью давления воды городского водопровода, и осуществлялось управление разводным механизмом.
Во времена Великой Отечественной войны был разрушен и после войны не восстанавливался.



Holzbrücke (Деревянный мост).

Деревянный мост был построен в 1404 году и соединял Альтштадт и Ломзе.
                                                        Holzbrücke 1825 год

На нём находилась памятная доска с выдержками из «Прусской хроники» Альбрехта Лухела Давида. Этот десятитомный труд повествовал о языческой Пруссии и истории Тевтонского ордена до 1410 года.

Деревянный мост был реконструирован в 1904 году, существует до сих пор.
                                                11 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА 



Hohebrücke (Высокий мост).

Первый Высокий мост был построен в 1520 году. Он соединял  между собой Ломзе и Форштадт. 
В 1882 году мост был перестроен: были укреплены кирпичные опоры, детали конструкции заменены металлическими. Рядом возведён  Домик смотрителя мостов, помещение для механизмов развода моста. Это красивое небольшое здание в стиле неоготики  сохранилось до сих пор.
                                          Домик смотрителя мостов
                     Высокий мост, вид с юга. Кёнигсберг, 1900-1910 годы


Сам старый Высокий мост был снесён в 1938 году. 
В нескольких  метрах от сохранившихся каменных опор старого Высокого моста возвели новый Высокий мост,  который имел разводную среднюю часть для проводки мачтовых судов и стоял до реконструкции 2016 -  2018  гг.
                                   Опоры старого моста(современное фото)
                               Опоры старого моста (современное фото)
                                        Мост до реконструкции 2016 - 2018 гг

                           Высокий мост после реконструкции 2016 - 2018 гг.


Honigbrücke (Медовый мост).

Самый молодой из семи мостов — Медовый мост (нем. Honigbrücke), соединяющий острова Кнайпхоф (Kneipphof) и Ломзе (Lohse). Построен в 1542 году, перестроен в 1879-1882 годах.
                            Медовый мост. Вид на Кнайпхоф и собор.

Существует разные версии о происхождении названия:

Одна из версий. Член Кнайпховской ратуши Безенроде оплатил постройку моста бочками мёда.
Тот же Безенроде оплатил бочками мёда строительство торговой лавки на заречной территории.
               Фото 1920-х годов. Справа торговая лавка на заречной территории.

Название происходит от слова «Hon», что значит – насмешка или издёвка. Построив этот мост, жители Кнайпхофа получили прямой доступ к городу Ломзе, в обход Высокого моста, который принадлежал Альтштадту. Таким образом, Медовый мост стал насмешкой над главным из кёнигсбергских мостов.

Как и Высокий и Деревянный мосты, Медовый мост сохранился до сих пор.
      Экипаж буксира "Некрасов" возле разведённого Медового моста 1949 год
                                         Медовый мост после войны


                         Медовый мост. Остатки разводного механизма.
                                               Бывший разводной пролёт.
                                   Медовый мост после ремонта



Кёнигсберг в XVII—XVIII вв. (карта 1652 года)

#МостыКёнигсберга

Комментарии

  • 27 фев 2023 06:32
  • 25 мар 2023 09:46
    Спасибо большое. Очень позновательно.
  • 16 мая 2023 08:10
    Интересно!Но по памяти не могу вспомнить часть мостов и где они находятся/улицы в современности/!!!!
  • 16 мая 2023 20:29
    Чтобы разобраться, нужно увидеть.
  • 20 мая 2023 16:24
    Красота!
  • 22 июл 2023 16:34
    Две штуки-чего?🙄
  • 30 авг 2023 14:11
    Спасибо!!!!1000раз!Какая история города!!!!Глядя на фото,я влюбилась ,,,всем сердцем,, в этот город,а мосты,,Стояли по 350 лет,построены из дерева!!!!! А улиц,красивейшие по архитектуре дома 1456год,Вы можете это реально представить!!!???? Я была в студенческие годы .там1967г,1978г️это город моей мечты,,,,,Вы счастливые люди все,живя здесь,,,,
  • 15 ноя 2023 12:18
    Отличный пост, можно взять нам на канал? t.me/kenig_tut У нас про Калининградскую область
  • 15 ноя 2023 14:22
    Да всегда пожалуйста - берите
  • 6 дек 2023 03:57
    Это не Калининград. Это Кенигсберг.
  • 24 мар 19:53
    О....! - у Вас всё как всегда грамотно, обстоятельно и исчерпывающе! Поздравляю! Шикарный пост! /приезжали по осени в Советск на гастроли. Жили в гостинице в Немане, у Замка.. Жаль не моякнул Вам. Совсем небыло времени -.. Даже по Советску пройти - только по набережной и до моста.. И в Немане - только до Замка. Удачи Вам!