Син Юнь. Буддийский взгляд на время и пространство.

Внимание! Это черновой вариант перевода, поэтические строфы были переведены только для передачи смысла текста. Многие имена и названия исторических лиц и мест могут отличаться от общепринятых. Тем не менее, перевод максимально приближен к оригиналу. В сложных местах просьба обращаться к оригинальному буклету на английском языке, который находится по адресу:http://www.blia.org/english/publications/booklet/pages/05.htm

*************

Я благодарен Будде, за то, что он делает возможным существание тех причин и условий, благодаря которым в этом времени и пространстве, появилась эта благоприятная возможность услышать Дхарму. Сегодня я буду обсуждать тему «Буддийский взгляд о времени и пространстве».

Время длится из прошлого в будущее, оно охватывает прошлое, настоящее и будущее. Аналогичным образом, космос охватывает сотни и тысячи сфер, протянувшись во всех десяти направлениях. Для большинства живых существ время и пространство похожи на дыхание; мы дышим в каждом мгновенье, но, как правило, не осознаем это действие. В зависимости от индивидуальных особенностей, все мы по-разному воспринимаем время и пространство. Некоторые насекомые живут один день и остаются счастливыми; люди же живут по семьдесят лет и постоянно чем то неудовлетворены. Каждый из нас ограничен своим отрезком времени и пространства.

С буддийской точки зрения сансары, цикла перерождений, продолжительность жизни всех живых существ безгранична. Безграничен не только космос, но и время, которое также не может быть измеримо. Поняв конечную истину о времени и пространстве, мы сможем освободиться от оков времени, ограничивающихся четырьмя направлениями - север, восток, юг и запад и выйдем из кокона времени - секунд, минут, дней и месяцев. И тогда мы обретем абсолютную свободу, возникнет переживание того, о чем говорится в высказывании: «Везде чистая прохладная вода. Праджня цветет каждое мгновенье.»

Теперь я хочу обсудить буддийский взгляд на время и пространство с четырех позиций.

1. Время и пространство всех живых существ.

Термин «все живые существа» кроме человеческих существ включает еще и существ пяти других сфер: божественные существа, асуры, животные, голодные духи и адские существа. Что же такое время и пространство для живых существ шести сфер существования?

Сначала поговорим о времени.

а. Кшана

В буддизме «кшана» - это мельчайший отрезок времени. Она примерно равна 1\75 доли секунды. Это очень короткий отрезок времени. И как же мы определяем такой короткий промежуток времени?

Рефлексия - это момент мысли; одна человеческая рефлексия длится 90 кшан.

В одной кшане 900 моментов возникновения и исчезновения.

Продолжительность дня равна 32, 820, 000 кшанам.

Из описаний, представленных выше, мы можем заключить, что возникновение и исчезновение в кшане происходит очень быстро. В каждый конкретный момент мы видим цветы красными, а листья зелеными. В реальности они постоянно меняются от кшаны к кшане и через какое-то время вянут. В пределах каждой кшаны они растут и увядают. Возьмём к примеру стол: мы видим его неподвижно стоящим, однако, если мы взглянем на него в электронный микроскоп, то увидим, что структура волокон древесины постоянно расширяется и сужается, от кшаны к кшане. Через несколько лет этот стол придет в негодность. В этом мире не существует цветов, которые никогда не вянут. Не существует столов, не подверженных разрушению. Это происходит потому, что все существующие явления возникают от кшаны к кшане и исчезают от кшаны к кшане. Считается, что щелчок двумя пальцами длится 63 кшаны. Время проходит очень быстро. Юность исчезает как молния. Действительно, кшана - очень быстрый и короткий промежуток времени.

б. Асамкхья кальпа.

В буддизме, очень долгий период времени называется «асамкхья кальпа». Это очень, очень долгий период времени; продолжительность «асамкхья кальпы» настолько велика, что любые попытки описать ее словами будут очень затруднительны. Сейчас же позвольте мне рассказать о менее продолжительных периодах времени, наряду с «асамкхья калькой», чтобы вы имели некоторое представление.

“Кальпа горчичного зёрнышка»: Представьте себе, что контейнер размерами в десять километров в каждой его стороне, заполнили горчичными зёрнышками. Затем каждые сто лет мы вынимали бы из него по одному зернышку. Время, которое потребовалось бы для того, чтобы полностью опустошить такой контейнер, называется «кальпой горчичного зернышка». Насколько продолжительна эта кальпа, вероятно можно вычислить только с помощью нескольких компьютеров.

“Каменная кальпа»: Представьте себе огромный камень длиной, шириной и высотой в десять километров, который каждые сто лет шлифуется наждачной бумагой. Время, которое потребуется затратить для того, чтобы полностью стереть этот камень в пыль, называется «каменной кальпой». Этот период времени длится намного больше, чем «кальпа горчичного зернышка».

В буддийском измерении времени и «кальпа горчичного зёрнышка» и «каменная кальпа» считаются меньшими кальпами. Продолжительность же высшей кальпы «асамкхья кальпы» не может быть выражена словами.

в. Продолжительность жизни живых существ.

Жизнь живых существ никогда не остается постоянной. Как пузыри на поверхности воды, они появляются также внезапно, как исчезают, каждый со своей продолжительностью жизни. Человеческие существа обычно живут не больше ста лет, некоторые насекомые рождаются на рассвете, а умирают в сумерках. Для таких насекомых один день равняется ста годам в человеческом понимании. Черепахи, самые долгоживущие существа на земле, могут прожить до 250 лет. Вирусы, вероятно, погибают менее чем через три часа. Хотя разница между тремя часами и 250 годами весьма значительна, тем не менее, каждая из этих продолжительностей охватывает всю жизнь. Слоны и дельфины могут жить до 90 лет. Коровы, лошади, обезьяны и собаки живут от 15 до 20 лет. Крысы могут прожить от трёх до четырех лет. И хотя мухи и комары могут жить до семи дней, это тоже является продолжительностью жизни. Продолжительность жизни живых существ, - будь то день, несколько часов, век или 250 лет, - кажутся продолжительными в соответствии с мировыми стандартами.

Тем не менее, в безграничном времени и пространстве, эти продолжительности очень коротки. Почему? Согласно буддийским текстам, есть существа с гораздо большей продолжительностью жизни, чем у людей. Сфера, находящаяся над сферой обитания человеческих существ - это божественная сфера, состоящая из множества райских сфер. Ближайшая к нам божественная сфера называется «Рай Чатурмахараджа». Существа в раю Чатурмахараджа живут до 500 божественных лет или 25 000 человеческих лет. Над ним находится рай Трайястримса, в котором существа живут до 50 000 человеческих лет. Продолжительность жизни существ в раю Яма составляет 400 000 человеческих лет. Существа в раю Тушита живут 1 600 000 человеческих лет. Существа в еще более высокой сфере, раю Нирманарати живут 6 400 000 человеческих лет. За райскими сферами Сферы Чувств существует Сфера Форм. Продолжительность жизни её существ вне нашего понимания. Внутри Сферы Форм есть рай Паранирмита Васавартин. Существа в том раю могут жить 25 600 000 человеческих лет. Такая огромная продолжительность жизни шокирует наше воображение. За Сферой Форм лежит Безформенная Сфера. Существа в этих сферах могут жить до 80 000 больших кальп. Продолжительность такой жизни трудно вообразить. Независимо от продолжительности жизни, эти существа не тем не менее остаются пойманы в ловушку цикла перерождений. Они не могут выйти за границы времени и пространства.

С другой стороны, под миром человеческих существ находится мир голодных духов, где они страдают самым ужасным образом в аду Авичи. В их огромных телах и сознании существует непрекращающийся опыт боли. Кроме того, время в аду Авичи растягивается до бесконечности. Боль от непрекращающихся пыток неописуема. В буддийских текстах они описываются как «голодные духи, ожидающие плевка». Говорится, что когда то был голодный дух, очень долгое время страдавший от голода. Чувство голода, которое он испытвал, было невыносимо. Каждый день он искал что-нибудь поесть. И тут он увидел человека, собравшегося плюнуть. Он с нетерпением ждал того момента, когда человек плюнет, и он сможет поймать и проглотить его плевок. Он ждал и ждал. За то время, что он ждал,город рушился и перестраивался семь раз. Прошло неизмеримо много времени, до того момента, как он смог проглотить плевок. В аду нет ни дня, ни ночи, и время тянется ужасно долго.

Теперь давайте поговорим о пространстве. В буддизме наибольшая единица измерения пространства называется «Буддакшетра» или земля Будды и мельчайшая частица называется «сукшма» или пылинка. Несмотря на различие в названиях, оба термина используются в описании трех тысяч хилиокосмов (больших вселенных), как безграничных, неизмеримых и бесконечных.

Насколько велика вселенная? Современная астрономия говорит, что планета Земля является частью солнечной системы. Размеры Земли составляют 1/1 300 000 часть от размеров Солнца. Другими словами, Солнце в 1 300 000 раз больше Земли. В обширном пространстве галактика Млечного Пути содержит сотни миллионов звезд, и вселенная вероятно, содержит сотни миллионов таких галактик как Млечный Путь. Попробуйте представить себе величие вселенной!

В другом измерении, современная физика разделяет материю на маленькие частицы - атомы, протоны, электроны и нейтроны. Сукшма намного меньше чем нейтрон. Например, волос буйвола очень мал. Если мы под микроскопом рассмотрим кончик волоса буйвола, то увидим, что он состоит из элементов меньшего порядка. Таким же образом, сукшма в десятки тысяч раз меньше чем то, что нам сейчас известно. Наш мизинец может показаться чистым и незапятнанным, хотя на самом деле на нем находится миллионы пылинок и микроорганизмов. Глаз мухи состоит из четырех тысяч линз. Эта пространственная единица так крохотна, что незаметна невооруженным глазом.

При помощи современного лабораторного оборудования и технологий, стало возможным шире и детальнее понять время и пространство, в котором мы живем. Изучая современные исследования, основанные на научных разработках, мы можем увидеть насколько широка и глубока вселенная. Тем не менее, размеры вселенной, описывая подобными интерпретациями, малы и незначительны, с буддийской точки зрения о времени и пространстве. Почему? В буддизме время и пространство не имеют ни внешних, ни внутренних границ. Время и пространство неизмеримы и безграничны. Сегодня мы разговариваем здесь; завтра эту речь покажут по телевидению во всём Тайване. На следущий день она может быть распространена в печатной форме по всему миру. В будущем она может быть напечатана в книге, для того чтобы установить связь между десятью миллионами людей по всему миру. Буддийская Дхарма лежит вне границ времени и пространства.

Полный текст:
https://web.archive.org/web/20120410123643/http://www.vulturepeak.ru/buddiiskii_vzglyad_na_vremya_i_prostranstvo/
Син Юнь. Буддийский взгляд на время и пространство.

Комментарии

Комментариев нет.