Хотя других существ бесчисленное множество, мы считаем самым важным из всех себя, своё «я».

Это самое главное в нашей жизни, во всём мире! Мы хотим счастья этому "я", хотим избавить его от страдания! Ничего важнее для нас нет. Но если мы начнем искать это «я», где оно находится? Мы думаем, что оно в голове, в груди – особенно в груди – или в животе, в ногах, в пальцах ног, в руках…Сколько бы мы ни искали, его там не обнаружить! Наше тело – не «я», ум – не «я», и вместе они – не «я»! Существует пять совокупностей – формы, ощущений, различения, формирующих факторов и сознания. Ни одна из них по отдельности не является «я», и вместе они тоже – не «я». Я говорю о реальном «я», которое предстаёт перед умом, опутанным галлюцинациями, и в которое мы верим, не только с утра, не только с рождения… Это заблуждение было у нас и раньше, до того, как мы приняли зачатие в утробе матери! До этого, какая бы жизнь у нас ни была раньше, мы после смерти попали в промежуточное состояние, и после него началась новая жизнь. Где бы вы ни жили раньше – в мире богов или в низших мирах, у вас всегда было неведение, была видимость, предстающая перед вашим умом, полным галлюцинаций, и затем вы верили в эту видимость в силу неведения. Неведение, тем самым, — корень всех ваших страданий, это источник болезней, рака, старости, смерти, и в целом, перерождений. Почему седеют волосы, и на лице становится всё больше морщин? Откуда берутся морщины? Вот их основная причина! Если, например, у вас понос, откуда он взялся? Откуда берется головная боль? Ха-ха, могу сказать, откуда. Сейчас я веду речь о самом корне. Это всё исходит от вашего ума, ваших заблуждений. Вы страдаете из-за ваших заблуждений.
Некоторые люди, а может, даже большинство, считают, что «я» — это ум. Смешно! Существуют шесть основных видов сознания и пятьдесят один ментальный фактор, то есть вторичное сознание. Если считать «я» умом, то станет ровно столько же «я», пятьдесять одно, и, поскольку основных видов сознания шесть, к пятьдесять одному «я» добавятся еще шесть «я».
Кроме того, у ума нет цвета, нет очертаний, нет формы. Если ум – «я», у «я» тоже нет цвета, очертаний и формы. Тогда и у меня не было бы цвета, очертаний и формы. У меня человеческое тело, но в таком случае у меня не было бы тела. У «я» не было бы цвета – ни чёрного, ни белого, ни жёлтого, и даже если бы у вас были очень длинные волосы, такие длинные, что вы бы подметали ими улицу….В таком случае у вас не было бы волос, у вашего «я» же нет волос! Так же у вашего «я» не было бы носа, лица, ног и рук. Как это странно – жить без рук и ног! Возникает много противоречий.
Если же предположить, что «я» одно, всего одно, не было бы различных ментальных факторов. Так думать – тоже ошибочно, если считать «я» умом. «Мой ум!» Здесь «я» — это владелец, а «мой» — обладаемое. Владелец и обладаемое не могут быть одним и тем же. Именно так вам нужно думать. Имущество владельца не может быть те же самым, что и сам владелец. Вы должны ясно и чётко это понять и записать в своём дневнике.
Итак, мой ум, обладаемое мною, и «я», его владелец, а также моё тело – имущество этого владельца, моего «я», - всё это существует, но не по отдельности, а по-разному. Вам не только не отыскать настоящее «я» где-то над совокупностями – формы, ощущения, различения, формирующих факторов и сознания, но не обнаружить его в самих совокупностях, хоть обыщите себя с головы до ног. Вам нигде не найти «я», реальное «я». Такого «я» нет. Это нужно записать и поддерживать так свою медитацию. Так следует медитировать на пустоту.
Существующего в действительности «я» нигде нет – ни в совокупностях, нигде в вашем доме и даже в целом мире. Но это не означает, что «я» вообще нет. Конечно же, «я» есть. Что это за «я»? Это простое умственное обозначение, данное достоверной основе – совокупностям, только и всего. Поскольку существует достоверная основа — совокупности, существует и «я», и никаких дополнительных причин его существования нет. Есть достоверная основа, совокупности, следоватьно, есть и «я», а оно – простое умственное обозначение, только и всего. Благодаря достоверной основе, думается мне, «я» и существует. На самом деле это «я» существует на немыслимо тонком уровне. В этом нужно по-настоящему убедиться.
Исследование реальности «я», истины «я» – важнейшая, базовая часть буддизма. Из-за представления о реальном «я» вы создаёте столько неблагой кармы, всю свою жизнь! Из-за веры в истинное «я» возникают все ваши тревоги: этот человек меня осудил, он плохой, его нужно срочно посадить в тюрьму! Вы заявляете на обидчика в полицию… Возникает множество проблем в отношениях между людьми, между мужем и женой, в семье, между влюблёнными… Столько людей совершают самоубийство из-за девушки, парня, из-за того, что кто-то их не любит! Вы ожидаете от человека, к которому привязаны, любви, но затем высняете, что он вас не любит. Такая любовь не является безусловной, она связана верёвкой привязанности, и когда у человека меняется к вам отношение, на смену привязанности приходит равнодушие, вы совершаете самоубийство. Вы говорите: «Моя жизнь потеряла смысл», и кончаете с собой. Когда вы лишаете себя жизни, это – следствие одного-единственного заблуждения, то есть веры в истинное «я», хотя его нет. Многие в мире совершают самоубийство – актрисы, певцы, миллионеры, миллиардеры…. Они делают это в заблуждении. Самоубийство – следствие неведения, веры в реальное «я». Люди верят в реальное «я», но его нет. Из-за этого даже возникают войны – в обществе, в стране, во всём мире. Если у вас есть власть и влияние, это приводит к мировым войнам. И столько лет из-за этого люди убивают друг друга, вредят друг другу, столько всего творится на свете!
Видите, как бывает? Всё это происходит на основе веры в реальное «я», но когда вы ищете его, вы его не находите. Ни здесь, ни где-либо ещё в мире.
В общем, люди совершенно себя дурачат, потому что не встретились с Дхармой, не знают Дхарму, не практикуют Дхарму. Если вы практикуете Дхарму, занимаетесь медитацией на пустоту, это принесёт вам свершения. Однако вы этого не делаете! Без встречи с Дхармой и её применения в жизни вас совершенно дурачат ваши заблуждения, ваше неведение, и это приводит к таким страданиям! Всю жизнь вас преследуют проблемы, вы начинаете что-то, потом бросаете, опять начинаете, но проблемы всё те же – до самой вашей смерти. Виной всему то, что вы находитесь в полной власти неведения, которое всю жизнь причиняет вам столько страданий, сотни, тысячи страданий из-за ложных представлений.
Но в действительности реального «я» нет. Ваши измышления, ваше неведение, ваши заблуждения вас совершенно одурачили, ведь реального «я» не существует. Но, повторяю, я не утверждал, что никакого «я» нет. Я сказал, что «я», которое накапливает недобродетель – причины страдания, и «я», которое создаёт добродетель – причины счастья, «я», создающее причины следования пути к просветлению, состоянию будды, и «я», создающее недобродетели и проблемы, вследствие которых вы отправляетесь в ад, — не истинное «я» а «я», просто обозначенное умом. Это «я» просто обозначено вашим умом, оно существующет в простом названии. Прошу вас к этому прислушаться.
«Я» существует лишь в простом названии, оно просто обозначено умом, вашим умом. И всё, больше ничего. Это «я» создает просто номинальную добродетель, просто номинальную недобродетель, и затем вы испытываете просто номинальное счастье, просто номинальные страдания, просто номинальный ад, и достигаете просто номинального просветления, состояния будды.
Итак, «я» существует – в простом названии, действие существует – в простом названии, и объект действия существует – в простом названии. Такова реальность. Это означает, что не только «я», но и всё остальное пусто, все явления пусты от любого истинного бытия, от самобытия.
В повседневной жизни мы постоянно используем слова «реальный», «реальность». Так вот, всё пусто от этой «реальности».
–Лама Сопа Ринпоче
из книги "Бескрайние небеса блага"
Перевод Ngawang Tashi Lhamo

Комментарии

Комментариев нет.