4 принципа педагогики сотрудничества Симона Соловейчика

В непростые времена еще больше хочется говорить о хороших примерах, о принципах гуманизма, об уважении и любви к детям.
Будучи и преподавателем, и журналистом, и отцом троих детей, Симон Соловейчик создал собственную педагогическую философию, которая, следует полагать, останется навсегда актуальной. Он стал легендой еще при жизни.
Симон Соловейчик боролся за гуманизм, моральные ценности и внутреннюю свободу, а любовь и совесть называл кислородом нравственной атмосферы.
Впоследствии его идеи стали основой новой методики воспитания — педагогики сотрудничества. Его концепция включала 4 основных принципа:
Принцип 1. Свобода превыше всего
Внутреннюю свободу Соловейчик считал основой нравственного и интеллектуального развития личности. Причем этому качеству невозможно научить — его можно воспитать, показав ребенку на собственном примере, что же такое внутренняя свобода. Свобода не равняется попустительству или хаосу, в данном случае это умение мыслить вне рамок, независимо от пола и возраста.
Снисходительное отношение или даже принижение ребенка, в свою очередь, может стать причиной остановки развития и отсутствия интереса к новым знаниям.
Принцип 2. Взаимодействие детей и родителей
По Соловейчику, воспитание зависит от трех переменных величин: детей, взрослых и отношений между ними. Пока ребенок растет, его надо учить справляться с разного рода неприятностями. Мир в целом хорош и справедлив, но могут быть случаи, в которых возможно недопонимание или отсутствие симпатии со стороны учителя. В подобных ситуациях важно признать проблему, пожалеть ребенка и выразить надежду на то, что он справится с проблемой. А если это необходимо, помочь ему.
Принцип 3. Самостоятельность — цель воспитания ребенка
Задача родителей — воспитать достаточно развитого ребенка, способного не зависеть от окружающих людей. Для этого взрослым предстоит начать контролировать свою тревогу, понять, что могут случиться травмы, проблемы, ссоры, но ребенок проходит свой путь и ему надо учиться брать ответственность за свои поступки.
Принцип 4. Главная ценность — возможность развиваться
Детям необходимо развиваться как психически, так и физически. И шум и крики — это обязательные атрибуты здорового развития ребенка. Нельзя подавлять детскую природу только потому, что это создает вам дополнительные трудности. Дети должны демонстрировать любознательность, активность, что очень важно в процессе их развития. Безграничный интерес ко всему вокруг — главный показатель внутренней живости ребенка, и она куда важнее школьных оценок и примерного поведения.
Как созвучны эти идеи с современным миром!

Комментарии

Комментариев нет.