Хозяйство Поклевских-Козелл на Южном Урале.

Земли по берегам реки Кабанки начали осваивать давно. Многие известные Российские фамилии владели этими землями: тут и Мещерские и Черемисины. 13 декабря 1776 года вдова Черемисина продает земли у села Агафьино- Кабанское ( так раньше называлась с. Демарино)
полковнику Отто Христофоровичу де Марину. Для Уральских краев фамилия необычна, и поэтому возникает резонный вопрос : А кто же он Отто Христофорович де Марин?
Известно, что родился он в 1735 году. Француз он , скорее всего, только по происхождению. По образованию военный инженер. Отто Христофорович участвует во многих российских военных компаниях: в Крымской войне, отмечен за храбрость при взятии города Хотин ( это уже турецкая компания), но особенно отличился де Марин при подавлении пугачевского бунта. В этот период Отто Христофорович командовал небольшой Верх-Озерской крепостью( сейчас это Верхнеозерное Оренбургской обл., Беляевского района. Гарнизон крепости был очень разношерстным. Состоял он из сосланных польских конфедератов ?, казаков и др. иноверцев. Правда, расположение крепости было очень выгодным. С обзорной вышки открывался многоверстовой обзор на реку Урал. Вначале к крепости подошли отряды Хлопуши, верного помощника Е. Пугачева. И тогда большая часть гарнизона перешла на сторону восставших. Кроме того, образовался и дефицит пуль, т.к. перебежчики прихватили с собой значительную их часть. 26 ноября к крепости подошли главные силы восставших во главе с Е. Пугачевым.
Таким образом, на стороне осаждавших был 5-тикратный перевес сил. И все-таки они ничего не смогли сделать. Де Марин сумел организовать поляков, пули заменили «жеребками», которые нарубили из железа. Повысили крепостной вал…снегом. Просто насыпал сугробы и уплотнил их. Пугачевцы понесли большие потери, и атаман решил не тратить на неё силы и время- и отошел. В 1776 году Отто Христофорович де Марин покупает земли около с. Кабанское «…для устройства там поместья». Но что-то не сложилось, и через 2 года де Марин его продает. Таким образом, Отто Христофорович владел землей у с. Кабанское всего два года, и , наверное его имя бы затерялось в анналах истории, если бы село Агафьино-Кабанское не было переименовано в Демарино. А сделано было это Альфонсом Поклевским-Козелл в память о дружбе между одним из рода Поклевских и де Марином.
Род Поклевских-Козелл весьма выдающийся, я уже о них писала, когда рассказывала о усадьбе Поклевских в Талице. Повторяться не буду. Скажу только, что Поклевские это целая империя, и основным их детищем была винодельческая продукция. У них были торговые дома в Тюмени, Томске, Екатеринбурге. Они имели 10 винокуренных, пивоваренных и ратификационных заводов, пароходная компания, 2 стекольных, 2 конных, 9 железоделательных и химических заводов и т. д. Кроме того, они владели 60 домами и имениями в разных концах страны, но жили они в Талице, там было их родовое гнездо, и оттуда велись все дела. Талица это северо-восток Свердловской области. И что же могло привести этих магнатов на Южный Урал? Ответ прост. Конечно же , прииски, золотые прииски. Земли села Демарино и вокруг него были куплены Поклевскими в 1865 году. Золотодобычей Альфонс Фомич Поклевский-Козелл
занимался так же успешно, как и всем остальным. Прииски были расположены вблизи Михайловки от хутора Поворино до Осетровой мельницы, а так же рядом с селом Демарино, в районе детского лагеря « Лесная сказка», а так же в районе современного поселка Светлый. Вообще, им принадлежало порядка 10-ти горных отвода. Каждый из них был записан на кого-то из членов семьи, никто не был обделен.
Я представляю, что дело было так. Изначально заинтересовали А.Поклевского именно прииски, но когда Альфонс Фомич приехал в Демарино, место зацепило его.
Поклевские были заядлыми охотниками, а по воспоминаниям современников, Демаринский бор был так богат дичью, что « зайцы налетали друг на друга». У Поклевских охотой увлекались все, даже женщины.
И это был первый камушек. Чем дальше Альфонс Фомич знакомился с золотоносным краем, тем больше понимал, что его богатство не только в наличии золота.
Построив винокуренный завод в д. Демарино, он перевернул жизнь местных жителей ног на голову. Прежде всего, он дал людям возможность зарабатывать. В деле были задействованы все. Женщины собирали и обрабатывали ягоды, дети мыли оборудование и заготавливали дрова. В Винодельческом бизнесе Поклевским не было равных, и вина из небольшой южноуральской деревушки успешно конкурировали, и на рынке, и на выставках с винами Кавказа и Молдавии. Особенной популярностью пользовалась « Рябиновка». Сейчас от зданий завода осталось несколько корпусов.
А Поклевский на этом не успокаивается, и строит в Демарино два каменных корпуса, в котором организует кумысолечение. Сочетание кумыса и соснового бора считалось тогда не плохим лечением, я бы даже сказала бы единственно действенным, для легочных заболеваний. Он договаривается с местными киргизами о поставке кумыса в лечебное учреждение. По началу, качество кумыса проверяет сам. Демаринский кумыс, его высокое качество подмечает в своих путевых поездках по Уралу Мамин-Сибиряк. В 1902 году в « Спутнике туриста по Уралу» этот район упоминается в двух разделах золотодобыча и кумысолечение. Вот отрывок. « Демаринский курорт. Больные размещаются в домах ( дворов в Демарино до 300), плата за помещение от 10 до 30 рублей за лето. Отдаются помещения и в имении А.Ф. Поклевского. Есть и особые квартиры в специально построенных для кумысников домах. Цены не дорогие, смотря по величине и удобствам. Кумыс приготовляется киргизами, качество прекрасное. На кумыс уходит 10-12 руб. в месяц. Содержание дешевое, больных съезжается много.» Вот такой рекламный проспектик. Сейчас это все забыто. В селе Демарино есть два полуразрушеных старинных дома, как раз напротив корпусов виноделательного завода, я думаю это и есть корпуса кумысного курорта. И если это так, то это все, что от него осталось.
Сохранились воспоминания старожилов о том, что А.Ф. Поклевский-Козелл в каждый свой приезд устраивал сходки жителей, чтобы узнать какие у людей проблемы, просьбы. А после устраивал угощение с вином со своего завода. Известен такой случай, жители Демарино на свои деньги построили школу для своих детей, а чиновники запретили её открывать. Мотивировали тем, что в начале в деревне надо построить церковь, а уж потом открывать школу.. Но денег уже не было, они были потрачены на строительство школы. Жители попросили Альфонса Фомича помочь, и он выделил деньги на строительство православного храма ( будучи католиком), но это был не единственный случай. Точно такая же ситуация была и в Талице. Там Поклевские тоже финансировали строительство православного храма. Церковь Александра Невского
возводилась с 1888 года по 1891. С запада к каменному Храму примыкала каменная двух ярусная колокольня. А школу все-таки открыли, как только было принято решение и строительстве церкви ( не без вмешательства Поклевского). За строительством церкви следил приказчик Поклевского по фамилии Жук. Он был очень требовательным, вел счет каждому кирпичу, заставлял переделывать не качественную работу. Наказание за это следовали незамедлительно. Поэтому, воспоминания о Жуке очень противоречивые. В некоторых воспоминаниях он выглядит безосновательно жестоким. В воспоминаниях демаринцев остался и звонарь Егор Митрич. Человек сильно пьющий, он, однако имел влияние на сельчан. Именно к нему шли со всеми бедами и болячками. Его считали колдуном, и в тоже время верили ему и слушали. К концу жизни из-за неумеренного употребления спиртного Митрич ослеп, но продолжал быть звонарем.
Церковь закрыли в августе 1939 года. Дальнейшая её судьба ничем не отличалась от судьбы других несчастных церквей России. Была она и зернохранилищем, и клубом, и в результате была разрушена окончательно. Нет, не разобрали по кирпичику, но облик храма она потеряла. Полностью восстановлена только год назад.
Этот материал стал возможен только благодаря книге краеведа, историка Р.К. Хайрятдинова «История села Демарино». Спасибо ему огромное, ведь сведений по Южно-уральским курортам Поклевских практически нет. Во всех статьях, которые я читала, вскользь упоминаются только золотые прииски Поклевских. Я считаю, что Демаринская страница в жизни магнатов Поклевских-Козелл занимает вполне достойное место, и современники должны знать о ней.
И ещё. У Поклевских, конечно же, в Демарино была усадьба, об этом упоминается и в « Спутнике туриста по Уралу» и еще в некоторых документах, но вот где она была и как выглядела, мы, похоже, уже не узнаем.

Комментарии