Законопроект о маркетплейсах, который предлагает закрепить права и обязанности интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, рассчитывают принять во втором и третьем чтениях уже осенью — в сентябре или октябре.

Суть законопроекта — урегулирование деятельности маркетплейсов таким образом, чтобы обеспечить баланс интересов покупателей, поставщиков и маркетплейсов в части условий взаимодействия, в том числе по вопросам, связанным с качеством товара. Кроме того, задача состоит в том, чтобы встроить маркетплейсы в сегменты торговли и доставки. Решением этих проблем и должен стать будущий закон, который позволит найти баланс между всеми участниками рынка: самими маркетплейсами, покупателями и продавцами — как в части качества товара, так и в части наиболее выгодных и равноправных условий сотрудничества.

Особенно важно это в условиях экспансивного роста интернет-торговли: так, в феврале 2024 года ее объем по итогам 2023 года увеличился на 28 процентов и составил почти шесть с половиной триллионов рублей. При этом покупают и продают через сеть практически все, что угодно: от цифровых товаров и бытовой техники (18 процентов в общем объеме покупок за 2023 год) до мебели и товаров для дома (15,4 процента), одежды и обуви (14,6 процента), продуктов питания (11 процентов) и так далее.

Так, одно из предложений авторов — отменить обязательную плату покупателя за возврат товара. Кроме того, законопроект устанавливает, что в тех случаях, когда маркетплейс является продавцом собственного товара, распространяется требование законодательства о защите прав потребителей. Это значит, что потребитель может предъявить все предусмотренные законодательством требования маркетплейсу. А в отношении товаров других продавцов, где маркетплейс выступает как витрина, ответственность несет продавец товаров.

Понятие агрегатора информации в Законе РФ «О защите прав потребителей» определено применительно не только к товарам, но и к услугам. Исключение услуг из области применения данного законопроекта оставит нерешенной задачу правового регулирования взаимодействия владельцев агрегаторов с потребителями и исполнителями услуг такси, продажи билетов и подписок, финансовых, образовательных, медицинских и иных услуг массового спроса. Предлагаем рассмотреть вопрос о целесообразности включения такой задачи в предмет регулирования данного проекта

Еще одна рекомендация союза — обязать маркетплейсы-витрины предоставлять покупателям максимально полную информацию о продавцах, включая электронную почту для связи, а также принимать максимальные меры для того, чтобы все жалобы, вопросы и обращения дошли до адресата. В целом же союз оценивает законопроект положительно и также подчеркивает его важность.

Данный законопроект направлен на устранение пробелов в законодательном регулировании деятельности владельцев агрегаторов информации о товарах. Отсутствие специального регулирования этой деятельности способствовало опережающему росту ее объема и роли в обеспечении населения товарами. Однако в этом процессе проявились и масштабировались негативные последствия таких пробелов для основных контрагентов владельцев агрегаторов — потребителей, продавцов товаров, исполнителей логистических услуг

Комментарии

Комментариев нет.