gif

С 24 ИЮНЯ - ПО 11 ИЮЛЯ ПЕТРОВ, ИЛИ АПОСТОЛЬСКИЙ ПОСТ.

ДУШЕПОЛЕЗНОГО ВАМ ПОСТА, ДОРОГИЕ МОИ! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ.
ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля - дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3).

Установление Петрова поста относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным. Это день окончания Петрова поста. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Длительность же поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель.
ЧТО МОЖНО ЕСТЬ В ПЕТРОВ ПОСТ

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Меру строгости поста каждый должен выбирать с учетом состояния здоровья и подготовленности к посту.

По монастырским правилам во время поста исключаются мясные и молочные продукты. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу. При этом понедельник — горячая пища без масла, среда и пятница — строгий пост (холодная пища без масла). Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом; по субботам и воскресным дням, а так же в дни памяти великого святого или храмового праздника - рыбу. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговев (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день можно вкушать рыбу. Так на праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
СМЫСЛ ПЕТРОВА ПОСТА

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает нас к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями. В эти дни и недели мы пытаемся почувствовать правильную внутреннюю иерархию своей жизни: решаем для себя, что тело должно стремиться к душе, душа — к духу. И весь человек должен быть устремлен к Богу. Пост, то есть наше добровольное воздержание, призывает нас пройти по этому пути.

Кроме того, пост объединяет людей, верующих во Христа. Вместе постясь, мы ощущаем себя членами единой Церкви, единой общины верных Спасителю и Его заповедям. Тем самым мы признаем, что все, что проповедовал Христос, - истинно. То есть пост — это не только самосовершенствование, но и наше свидетельство всему миру о том, что мы христиане.

Не каждый из нас может поститься так строго, как это предписывает Церковь, но каждый из нас может засвидетельствовать то, что он часть Церкви, - соблюдая пост в меру своих сил и со всей искренностью. Меру поста лучше всего согласовать с духовником.

Апостолы постом и молитвой подготавливали себя к всемирной проповеди Евангелия. Кто-то, возможно, подумает: а какое это имеет отношение к нам? Да самое непосредственное. Благовествование Царствия Божьего – это не только обязанность христианина, но и его естественное свойство, если можно так выразиться. «Горе мне, если я не благовествую!» — говорит апостол Павел, имея в виду, конечно, не только словесную проповедь, но и саму жизнь, поступки, которые должны свидетельствовать о чистоте и святости нашей веры. Конечно, без поста и молитвы такое благовествование не возможно.

По устойчивой приходской традиции правила Петрова поста в отношении пищи озвучиваются так: В этот пост мясо, молочные продукты и яйца есть нельзя, но во все дни, кроме среды и пятницы можно вкушать рыбу (варёная пища с елеем тоже не возбраняется). И всё.

Здесь уместно вспомнить слова апостола Павла, сказанные по поводу отношения к пище :

«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не уничижай того, кто ест < … > ибо Царствие Божие не пища и не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14; 3,17)»

Но ведь пост заключается не только в воздержании от мяса. В принятии постной пищи тоже надо быть воздержанным, и от любимого телевизора хорошо бы отлучить себя хотя бы на время, и от патологической болтовни по телефону, и от выпивки, и от супружеской близости… словом, от всего, что так привычно скрашивает горечь житейских будней .
Кто-то скажет – сурово… Да нет же… Наш пост, даже самый «суровый» — с точки зрения канонов и правил монастырского, подвижнического жития – это просто «сладкая жизнь». То, что нам кажется суровым постом, для рядового монаха XVI — XVII веков, пожалуй, показалось бы отпуском, отрадой, отдохновением от трудов. Так мы ослабли, изнемогли по сравнению с нашими предками. И причины здесь не только и даже не столько объективные, вроде пресловутой «экологии». Дело в нас самих, в нашей «теплохладности», в отсутствии решимости жить по Богу.

Есть закон духовной жизни, обойти который не удавалось никому и никогда. Закон этот звучит пугающе: «Дай кровь – прими Дух». Но если мы не хотим себя хоть немного ущемить в плотской жизни, — каждый в свою меру, конечно, — то нечего удивляться, что мы «ничего не чувствуем», нечего удивляться, что нет у нас живого общения с Богом. Потому, что нужно сначала «дать кровь». Не «сдать», заметьте. Речь идёт не о донорской акции, а о труде, о необходимости добровольного ущемления себя, ради приобретения, «стяжания» Святого Духа. А ведь это наша цель и если мы к ней не стремимся, то спрашивается в чём наше христианство?! В ношении крестика только?

Как же жизнь по Заповедям Божьим в этом безбожном мире? Ведь это и есть наш главный скорбный, но и радостный крест, крест, который надо нести, спасая терпением душу! Ведь в безропотном, сознательном и благодарном терпении скорбей и трудностей не только телесных, но и душевных – заключена великая возможность приобретения благодати. И не надо нам искать «утешения» в развлечениях, как мы это все обычно делаем, и вообще никакой «награды» искать не надо, а только считать себя «рабами неключимыми» по слову Господа. То есть, что бы мы ни делали доброго — это всего лишь то, что мы ДОЛЖНЫ были сделать, и не более того. Какое хорошее, точное слово «неключимый», вы только вдумайтесь. Вот замок — сложнейший, хитрейший, надёжнейший, а без ключа он – ничто, кусок железа никуда негодный. Вот так и мы, со всеми нашими трудами и «подвигами» – ничто без Господа, без Его благодати.

Смысл поста в том, чтобы воздерживаться от всего, что удаляет нас от Бога, от того, что мешает в созидании духовной жизни. И все мы на самом деле хорошо знаем, что именно нам мешает, у каждого есть свои «препоны». Для одного это склонность к чревоугодию, для другого гневливость, для третьего привычка к осуждению, для четвёртого самолюбие, гордость… Вот на эти-то личные препятствия и нужно обратить особенное внимание, определить собственное поле борьбы. Наша цель не просто соблюсти необходимые правила, диету, нет. Наша цель – приблизиться к Богу, войти в живое, покаянное, но и радостное общение с Ним, стать причастником Его благости… И радость, реальная радость такого общения с лихвой покрывает все тяготы поста. Не зря ведь Господь говорит, что «иго Моё благо и бремя Моё легко есть». Ради сердечного сокрушения, ради чувства живого присутствия Божьего стоит ведь хоть немного себя смирить. И туга, скука, пустота сердечная, происходящие поначалу от такого смирения, свидетельствуют лишь о рабстве души, о её покорности плоти. А мы как истинные хозяева души покорим её духу, напитаем Словом Божьим, наполним молитвой, очистимся в таинстве исповеди, приобщимся Тела и Крови Христовой … Душа преобразится, возрадуется, оживет. Только так мы ОПЫТНО можем узнать, что же такое духовная жизнь. И объяснить это никакими словами невозможно. Нужно просто взять и попробовать.

« Главное в посте – это сердце сокрушенное, с искренним покаянием и смирением: сердце сокрушенно и смиренно и Бог не уничижит» (Пс.50:19).

Комментарии