Священники станицы Баталпашинской

В последние десятилетия мы все чаще обращаемся к страницам исторического прошлого нашего края, в том числе и к тем, которые в советский период находились практически под запретом. Не будучи профессиональным историком, автор данного сообщения, тем не менее, с юных лет интересовался историей г. Черкесска, до конца 1930-х гг. являвшегося станицей Баталпашинской (в отдельный период получавшей статус города). Среди множества вопросов особенно меня привлекала история станицы как духовного центра православного христианства Верхней Кубани. Но, к сожалению, вплоть до недавнего времени, история Баталпашинских храмов и священников, служивших в них, была не исследована.
Начав самостоятельные поиски, мы постарались проследить жизненный путь тех подвижников, которые еще в позапрошлом веке укрепляли веру наших предков. Многое могли бы поведать и могилы священнослужителей, но, к сожалению, их расположение нам не известно. Естественно, что не все священники, служившие в Баталпашинской, именно в станице нашли свой последний приют. Но исключать подобной ситуации также было бы неправильно. Из истории нам было известно, что священники, отличившиеся ревностным служением Богу и церкви, могли быть захоронены в ограде местного храма. Удостаивались подобной чести и наиболее достойные миряне, в числе которых были военачальники и видные общественные деятели из числа станичников.
Как свидетельствуют архивные документы в ст. Баталпашинской с 1843 г. существовала Николаевская церковь, располагавшаяся на месте, где ныне находится центральный городской сквер. Здесь же, в 1901 г. был открыт и новый монументальный Никольский собор. Именно в ограде этих двух храмов, наследовавших друг другу, и должны были покоиться наиболее достойные священники и миряне.
Пытаясь узнать подробности, мы обратились к труду известного краеведа С.П. Твердохлебова «Черкесск – ориентир в океане фактов и событий», первый том которого был издан в 2010 г. В нем мы обнаружили сведения о том, что при строительстве и реконструкции фонтана в центральном сквере, рабочими, под слоем земли, был обнаружен склеп (С. 490). По мнению автора, останки в этом склепе принадлежали генералу Н.Г. Петрусевичу, о чем, как он сообщает, свидетельствовала табличка с надписью «Петрусевич», также найденная в тот день. Датой обнаружения склепов Твердохлебов называл 1987 г.
Однако, на самом деле, склепы были вскрыты на несколько лет раньше – в 1980 г. Об этом свидетельствует тот факт, что цветомузыкальный фонтан, при обустройстве которого и были обнаружены останки, был открыт 30 апреля 1981 г., о чем сообщала местная пресса, («Остановись, мгновение» // Ленинское знамя – 1981. - 2 мая). В ходе личной беседы с С.П. Твердохлебовым нам удалось убедить уважаемого краеведа, в том, что в его рукопись вкралась ошибка.
В то же время, во втором томе своего труда, посвященного Черкесску, изданного в 2015 г., он утверждает, что останки генерала Петрусевича и по сей день находятся в одном из уголков центрального парка (С. 59). Это не согласовывается с тем, что автор писал в первом томе своего труда.
При этом в обеих книгах краевед совершенно не упоминает тот факт, что при земляных работах был вскрыт не один склеп, а два. Этому свидетельством является автор данной статьи, в то время подросток, а также другие очевидцы, в том числе и известный историк, кандидат исторических наук И.М. Шаманов. В нашей памяти запечатлелись картины того дня, особенно момент, когда близ одного из склепов лежал массивный крест желтого цвета. Сегодня мы знаем, что подобные кресты традиционно носятся священниками, и при похоронах вместе с Евангелием клался на грудь покойному.
Именно данный факт позволяет нам предположить, что в одном из вскрытых склепов покоился один из священников, служивших в станице Баталпашинской. Данное обстоятельство (наличие в склепе останков священника) наверняка и объясняет ту поспешность, с которой останки были вывезены и захоронены в месте, которое и сегодня остается неизвестным. Ведь будь обнаружены в тот день лишь останки генерала Н.Г. Петрусевича, вряд ли бы его перезахоронение прошло бы так незаметно для общественности Карачаево-Черкесии.
К тому времени, благодаря изысканиям ученых В.П. Невской и И.М. Шаманова, не говоря уже о благодарной памяти населения региона, Петрусевич был фигурой весьма почитаемой и уважаемой. Во многих изданиях он указывался как прогрессивный руководитель, талантливый администратор, внесший большой вклад в социально-экономическое обустройство жизни горцев и казаков. Несомненно, что ученым было известно и о дальнейшей судьбе Петрусевича и месте его последнего упокоения. Ведь в официальном издании Кубанской области того времени – газете «Кубанские областные ведомости» в апреле 1881 г. (№ 20) была опубликована статья, весьма подробно освещавшая прибытие останков генерала из Туркмении, где он погиб в конце декабря 1880 г., и их торжественное захоронение в ограде Николаевской церкви.
Так, почему же тогда, обнаруженные спустя почти век останки столь уважаемого и почитаемого исторического деятеля, были так поспешно и скрытно захоронены?! Как нам представляется, именно наличие по соседству склепа с останками священника стало тому невольной причиной.
Не будем забывать, что начало 1980-х гг. ознаменовалось очередным витком борьбы государства с верующими, активно велась атеистическая пропаганда. В подобной ситуации любая новость, связанная с религиозной историей могла способствовать резкому оживлению чувств верующих, росту их числа и укреплению их веры. Естественно, что в этом было абсолютно не заинтересовано местное советско-партийное руководство, которое в своих отчетах в центр докладывало о том, что население области верит лишь в светлое будущее, которое строит Коммунистическая партия. Бесследно исчезли не только останки Петрусевича, но и табличка с его именем, о которой упоминает С.П. Твердохлебов.
Кем же был этот священник, останки которого покоились в обнаруженном склепе? Для этого мы решили выяснить, кто служил в местном храме в 19 – начале 20 вв. После долгих поисков нам удалось выяснить, что в ЗАГСе г. Черкесска хранятся несколько метрических книг, которые, как известно, вели священники. После нашего обращения в ЗАГС книги были переданы на хранение в Государственный Архив КЧР, где нам и удалось с ними ознакомиться.
В результате их изучения мы обнаружили имена некоторых священников и трудников Николаевской церкви ст. Баталпашинской, которые до сего времени были неизвестны.
Приведем же имена тех, кто в те далекие времена духовно окормлял наших предков:
Протоиереи: Константин Воздвиженский
Михаил Графов,
Священники: Захарий Добровольский,
Александр Баженов,
Василий Трифонович Хламов,
Дьяконы: Михаил Терешкевич,
Андрей Филатович Школьников,
Псаломщики: Михаил Донецкий,
Константин Михайловский,
Петр Акимов,
Николай Челов,
Петр Перевозовский,
Николай Зверев.
Нашли мы и свидетельство о том, кто мог покоиться в склепе, вскрытом в 1980 г. Это вышеупомянутый дьякон А.Ф. Школьников, умерший в возрасте 49 лет 29 августа 1882 г. от чахотки (туберкулеза) и погребенный 31 августа в церковной ограде. Разрешение на упокоение именно в ограде церкви было дано Преосвященнейшим Германом – епископом Ставропольским и Кавказским. Подобной чести, согласно метрическим книгам, имеющимся в нашем распоряжении, больше никто не удостоился, что свидетельствовало о несомненных заслугах покойного.
Дальнейшее изучение документов показало, что Андрей Школьников упоминается уже в самой ранней из имеющихся метрических книг - 1854 г., когда он, будучи 21-летним юношей, служил в качестве псаломщика. Практически всю свою сознательную жизнь (около 30 лет) послужил служению Богу и церкви. Именно руководствуясь этими соображениями, епископ Герман, наверняка и дал свое согласие на погребение Школьникова в церковной ограде Николаевской церкви. Как видно между погребением Петрусевича (апрель 1881 г.) и Школьникова (август 1882 г.) прошло менее полутора лет. Вполне логично предположить, что и могилы их оказались рядом. Однако утверждать это было бы преждевременным.
Возможно, что еще кто-то из священнослужителей станицы нашел свой последний приют в ограде храма. Выяснить это удастся лишь благодаря поиску в архивах, чем мы и предполагаем, заняться в дальнейшем.
Подводя итог нашему исследованию, мы еще раз хотим подчеркнуть, что не претендуем на истину в последней инстанции. Мы лишь выражаем надежду, что данное сообщение подтолкнет всех неравнодушных к истории своего края, истории православной церкви на Кубани, к изучению страниц ее прошлого и в конечном итоге, к воздаянию по заслугам тем подвижникам, которые вложили столько сил в сохранение веры в душах наших предков.
Андрей Печенкин - звонарь собора св. Николая Чудотворца
по любым отзывам, вопросам и предложениям. тел. 89280325818 http://kubangenealogy.ucoz.ru/forum/7-1130-1

Священники станицы Баталпашинской  - 880456848153
Священники станицы Баталпашинской  - 880456848409
Священники станицы Баталпашинской  - 880456847897
Священники станицы Баталпашинской  - 880456847641
Священники станицы Баталпашинской  - 880456847385

Комментарии

Комментариев нет.