В пользу того, что ногайцы и казахи это два разных народа, а не один, говорят и данные генетики. - 587589937657

В пользу того, что ногайцы и казахи это два разных народа, а не один, говорят и данные генетики.

Мы пока не владеем всей картиной исследований, и этот вопрос нужно будет изучать и далее, тем не менее те данные, которыми мы располагаем, нам позволяют сделать уверенные выводы.
Этот вопрос изучался и изучается в работах таких ученых как Р. Схаляхо, Ю. Юсупов, Б. Муратов и др. Ногайцы, в отличие от казахов, у которых основу генофонда составляют монгольские гаплогруппы С, О, и мт ДНК D, а также и другие, имеют иной генофонд. Ногайцы обнаруживают гораздо большее родства с башкирами, у которых основу генофонду составляют «европейские» гаплогруппы R1a, R1b, N.
Процитируем выдержку из работы Р.А. Схаляхо, посвященной этногенезу тюрков Кавказа по данным генетики:
«Этногенез кубанских ногайцев Западного Кавказа и караногайцев Восточного Кавказа имеет много общего. Он ярко проявляется в наличии восточно-евразийских гаплогрупп N1-LLY22 (9% у ногайцев и 21% у караногайцев) и C-M130 (5% у ногайцев и 8% у караногайцев). Выше уже упоминалась высокая частота гаплогруппы R1a у кубанских ногайцев (50%, из которых почти половина приходится на субветвь R1a1a1g-13 M458), тогда как у караногайцев частота R1a значительно ниже – 22%. Результаты подтвердили, что все кубанские ногайцы в нашей выборке, обладающие гаплогруппой R1a1a-M198, не являются родственниками и происходят из разных популяций. То же самое показал и филогенетический анализ: созданная сеть выявляет высокую гетерогенность гаплотипов и отсутствие сигналов дрейфа генов у кубанских ногайцев и у караногайцев, у которых с относительно высокой частотой (14%) обнаружена субветвь R1b1а1-M73. У других народов Кавказа данный вариант практически отсутствует. Зато она отмечена с высокими частотами у тюрков Волго-Уральского региона [Лобов, 2009] и у тюрков Алтая» (Схаляхо Р.А. «Геногеография тюрков Кавказа, на правах рукописи» стр. 12-15).
Эта же гаплогруппа R1b свойственна башкирским и казахским кыпчакам. Суммируя эти данные можно уверенно сказать, что в этногенезе ногайцев существенную основную роль сыграл именно домонгольский компонент. Монгольский компонент же (под которым мы имеем в виду наличие в генофонде гаплогруппы С) сыграл значительно меньшую роль.
А что же касается казахов, то в их случае все почти с точностью да наоборот.
Что касается генофонда казахов, мы приведем данные казахского ДНК-проекта и некоторые другие. По этим данным, самые распространенные гаплогруппы: C (36%), G (17%), O (14%), R1 (14%). Также встречаются гаплогруппы J2 (5%), N (5%), Q (5%), E (2%). В данных, предоставленных другими исследователями, процент наличия в генофонде гаплогруппы C у казахов еще более велик: У казахов доминирует гаплогруппа C – 66,7% [Nasidze, 2005] и С – 73,7% [Zerjal, 2002].
Из этого можно сделать вывод, что генетически казахи в большей степени близки калмыкам и монголам, нежели ногайцам.
Ногайцы же, напротив, в большей степени близки башкирам, татарам, тюркам Алтая, кыргызам и каракалпакам, нежели казахам. И по происхождению связаны с древним тюркским домонгольским населением Великой Степи. Изучая основные гаплогруппы, свойственные ногайцам, Б. Муратов пришел к выводу, что основными предками ногайцев является еще домонгольское коренное население Великой Степи, степей Северного Кавказа, Крыма и Поволжья:
Кубанские ногайцы …R1a — у них сако-динлинская подветвь R1a+Z2123, они потомки кунов-кипчаков. Это позволяет сказать, что выводы тех, кто считает кубанских ногайцев в большей степени горцами, чем ногайцами ошибочны в корне.
Как мы можем утверждать данные генетики совпали с данными традиционных татаро-башкирских шеджере, которые говорят о миграции ногаев с Крыма и Кубани и появлении их в Волго-Уралье в 14 в. (Р.Г. Кузеев). К этому же выводу пришел и В.В. Трепавлов: «Все шеджере, повествующие об уходе их (ногайцев) на юг после падения Казани, единогласно утверждают, будто мурзы повели свой народ на Кубань, как на древние исконные ногайские кочевья. Данное обстоятельство может служить существенным аргументом при решении вопроса, из какого региона явились ногаи в свой Мангытский юрт на Яике…» (Трепавлов В.В. «Тюркские народы средневековой Евразии» стр. 95, стр. 121.)
Надеюсь, наши читатели поймут, что мы не собираемся тут «разводить фашизм», «плодить арийцев» и заниматься прочей подобной непотребщиной. Все народы равны, не один не имеет права посчитать другие ниже себя. Непозволительно делить народы на «низшие» и «высшие». Однако наша цель в том, чтобы выяснить историческую правду относительно нас – ногайцев и наших предков, с тем, чтобы пресечь разного рода бесчестные подтасовки и инсинуации со стороны наших «друзей» ассимиляционистов.
Аллах в Коране сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Св. Коран, 49:13).
Таким образом, данные исторической науки, генетики, антропологии, языкознания, и многие прочие данные, никак не позволяют отождествлять нас с казахами.
Что же касается общих исторических личностей у нас и казахов, то и тут дело обстоит далеко не так гладко, как хотелось бы (а кому-то и не хотелось бы).
Во время общения на одном из форумов еще один очередной казахский «пламенный друг ногайцев» прихвастнул, что, дескать, «все средневековые поэты, такие как Асан-Кайгы, Казтувган, Шал-кииз, Досмамбет и прочие уже давно закреплены ЮНЕСКО за казахским народом». И это на самом деле так. Стоит набрать в любом поисковике запрос с именами этих поэтов и мы убедимся в этом.
И в самом деле, легко проверить то, как достояние ногайского народа называется даже не «общим» а в большинстве случаев именно казахским.
Например, Шал кийиз, происходивший из племени ас (которого кстати нет у казахов, зато есть у башкир и узбеков, не говоря уже о карачаевцах), который воспевал Аскар-тав (Эльбрус) и дружил с кабардинцами (что по мнению казахских ассимиляционистов — позор). По данным А.Сикалиева он был именно асом и себя называл «баьтир–ас» (см. «Йыр иеси мен эдим»), а казахи его назвали алшином рода кояс.
На самом деле род кояс или кояс ногай – это никакие не алшины, а кояс–кыпчаки из объединения ногай–казак, потомки ногайцев, и они по самим казахским же шежире считаются «кирмес», то есть не входящими ни в какой жуз по причине неказахского происхождения.
Или Казтувган Суьюниш улы – на казахских сайтах вы прочтете о том, что он был казахским поэтом из племени алшин, которое казахские ученые стараются сделать основным наследником большой ногайской орды. Он был отнюдь не алшином, а едишкульцем. Справедливости ради надо сказать, что так же поступили и татары, которые Казтувгана зовут не иначе как «астраханский татарин».
Едисаны, Едишкульцы и алшины никак не могут быть отождествлены, т.к. имеют разный состав родов. Кроме того, Казтувган в йыре, посвященном прощанию с Волгой, трогательному и тяжелому, вынужденному из-за нашествия джунгар, известил нас:
«К юрту отца моего светлой Кубани, доберусь поскорее…» (А. Умеров, «Ногай йырлары»).
Ни о каком переезде в Казахское ханство ногайский фольклор не сообщает. Племена его потомков (едишкуль, едисан) по сию пору живет среди ногаев Ставрополья, Астрахани, Турции и других мест. В то время как казахи нам сообщают его совсем иную биографию.
Кому мы должны поверить? Словам ногайского йыравшы, певшего «Оьлди меним ногайым», или казахским сайтам?
Или же Досмамбет Азавлы, который так же без тени сомнений записан в ряды казахов, несмотря на то, что жил он на Приазовье, и должно быть о казахах даже не слыхивал.
Еще один довод — это кюй «Эл айырылган», исполняемый казахами, о котором говорят, что он в память о разделении прежде единого народа на ногаев и казахов во времена джунгарского нашествия. Или говорят, что ногайцы отделились от казахов. Дескать, вот, наши предки вместе горевали, а вы «Иваны, не помнящие родства». Тут мы имеем дело с очередной нестыковкой и подтасовкой. Так как Казахское ханство и Ногайская Орда – это два разных государства, а не одно, и народы, как мы показали – тоже.
Если кюй сочинен во времена нашествия джунгар, то почему автором назван Асан Кайгылы, живший значительно ранее, в XV веке? Если мы предположим, что кюй был сочинен во времена Асана кайгылы (как по данным Суюна Капаева, в 1456 году, см. «Ногайдынъ уьйи» с.131), то тогда речь идет не о ногаях и казахах, а о узбек-казахах и восточных мангытах, которые действительно составляли единое государство и народ в ханстве кочевых узбеков, а затем их судьбы разошлись. Тем не менее, мангыты практически не участвовали в этногенезе казахов, за редкими исключениями о которых мы упомянули.
А ногаи и мангыты — не одно и тоже. Более того, мангыты жили далеко не в одном юрте кочевых узбеков. По данным же Исы Капаева, речь идет о более ранних временах золотоордынского хана Джаныбека (см. Иса Капаев, «Опят мифологического словаря») И он же, опираясь на данные опять таки казаха С. Кондыбая, доказывает, что Асан кайгылы это все-таки не реальное лицо, а мифическая фигура. Так татары утверждают, что он был большеордынец и удалился в Ногайскую Орду к концу жизни (о казахах ни слова). Ногайцы в фольклоре о его жизни среди казахов так–же не сообщают. Кыргызы зовут его кыргызом. Казахи же считают его одним из советников Джаныбека, основателя узбек–казахского ханства. Картина не ясна. Кто-то из нас лжет, как говорится.
Если же мы говорим о разделении, уходе ногаев от казахов – это опять ложь.
Ушли не ногайцы от казахов, а наоборот, от ногайцев ушла часть родов к казахам (алшины). Причем этот уход довольно большое число историков связывает со смутой в Ногайской Орде ранее прихода калмыков, а не с калмыками. Значит древнее произведение просто используют ради инсинуации нечистые на руку ассимиляционисты.
Еще один довод, которым пользуются казахские ассимиляционисты, чтобы оправдать свои действия это то, что, по их утверждениям, большая часть ногайского народа и так уже влилась в состав казахов, а мы – нынешние ногайцы – это «отщепенцы от основной массы».
На самом деле, некоторые племена Младшего жуза и в самом деле входили прежде в состав Ногайской Орды, некоторые, но далеко не все, вопреки утверждениям ассимиляционистов.
Младший жуз состоит из племен баюлы, алимулы и жетиру.
Объединение Жетиру А. Левшин, опираясь на данные, предоставленные ему казахами, соотносит с родами, отделившимися от Среднего Жуза во времена хана Тауке. (Родовые объединения с названием «семь родов» есть и у башкир – «ете уру», у туркмен салоров – «жети урук», у кыргызов – «еди уруг», и каракалпаков – «жети уруг» (см. Трепавлов В.В. 2002)).
То есть эти жетиру исходно были не ногаями, а коренными казахами. Значит называть их алшинами неправильно. По данным А. Левшина, рода младшего жуза кочуют вперемешку со средним жузом (исконными казахами), что подразумевает тесные связи и объясняет культурную и этническую ассимиляцию алшинов казахами, эта ассимиляция настолько глубока, что ногайских элементов в алшинском языке ничтожно мало, а менталитет общеказахский.
Что до генетики, то она также указывает на изначально большую близость младшежузовцев прочим казахам. Ж. Сабитов в отношении них использует термин «алшинский кластер» C3c, то есть версия соотношения алшинов с кыпчаками должна считаться ошибочной. Это касается не только алшинов, но и большинства казахов. Гаплогруппа R1b, которая есть у казахских кыпчаков, и совпадает с гаплогруппами башкирских и ногайских кыпчаков, составляет всего 9% от генофонда казахов, R1a 5%.
По документам связей с Ногайской Ордой упоминается в основном «байулуцкое родство» соответствующее роду байулы у алшинов. (Но тут не менее легко соотнести это именование с племенем байлар — у башкир).
Родовой состав большеордынцев и алшинов, за редкими исключениями, имеет большие различия между собой. Например, по русским документам часто упоминаются основные большеордынские эли: месит, мангыт, канглы – нет ни одного им соответствия у младшежузовцев.
В.В. Трепавлов, в своей статье об Алтыулах, говоря о включении их в состав казахов, тоже упомянул позднее время и, по сути, не назвал нигде это явление массовым, а связал опять таки с парой мелких родов носящих имя мангытай (улы жуз) и ногай (в среднем жузе). Почему то наши «друзья» стараются представить себя единственными родичами ногаев и единственными, кто имеет, по их утверждениям, ногайский компонент. Но это не так:
В состав Ногайской Орды входила и большая часть башкир, в этногенезе татар ногайцы все-таки сыграли хоть и не основную, но заметную роль (Д.М. Исхаков соотносит примерно 25% процентов всех татар с ногайцами по происхождению, это больше чем все ногайцы вместе взятые). Большая часть татарских мурз и военных происходили именно из ногайцев (об этом можно прочесть в исследованиях у Исхакова Д.М. и Ахметзянова М.).
Не секрет, что ногайский компонент имеет место быть в этногенезе многих народов. У кыргызов есть род «ногой», у узбеков – «ногай-кыпчак», тейп «ног1ий» есть у чеченцев. По признаниям многих исследователей большая часть кубанских ногайцев растворилась в составе адыгских народов и карачаевцев (см. С. Хотко). Например, у адыгских народов есть характерная фамилия – Ногоевы, у карачаевцев – Ногайлиевы, Урусовы и др..
Ногайцы породнились с соседями за долгие годы соседства на Северном Кавказе, но все это никак не дает повода им назвать себя наследниками ногайцев или назвать нас одним народом. В этом замечены как раз только казахские и татарские националисты–ассимиляционисты.

Комментарии

Комментариев нет.