КТО НЕ УЧИТСЯ, ТОТ ПОГАСНЕТ.



#НовоеМировоззрение #обучение #информация #знания #наука #мозг #мышление #человек #смыслжизни

КТО НЕ УЧИТСЯ, ТОТ ПОГАСНЕТ.

Любознательность и способность учиться – это дар, с которым рождается каждый человек. До сих пор ни одна из искусственных нейронных сетей не в состоянии воспроизвести самую элементарную информацию, которой владеет даже младенец.

Что скрывается за природной тягой людей к знаниям? Почему даже такие тяжелые травмы, как слепота, потеря полушария и социальная изоляция, не могут лишить нас возможности учиться? Речь, чтение, математика, художественное творчество – это уникальные таланты человека, и ими не обладает ни один другой примат. При этом они успешно противостоят даже обширным повреждениям, включая удаление целого полушария, потерю зрения или утрату двигательных навыков.

Человеческий мозг наделен невероятной пластичностью – способностью к самоизменению, приспособлению. Научение – жизненно важный процесс. Но почему? Зачем мы вообще должны учиться?

Сам факт того, что мы наделены способностью получать знания, вызывает вопросы. И почему мы не рождаемся уже подготовленными, с предварительно загруженными поведенческими программами и знаниями, необходимыми для жизни?

Учёные предполагают, что предварительное программирование мозга и невозможно, и нежелательно. Что для подробного кодирования всех наших знаний человеческой ДНК просто не хватило бы емкости. При этом наш мозг способен аккумулировать огромнейшие объёмы информации.

Научение позволяет привить навык максимально быстро адаптироваться к непредсказуемым условиям. Считается, что в ходе эволюции животные, которые обладали даже зачаточной способностью к научению, имели больше шансов выжить, чем те, чье поведение было фиксировано, а потому чаще могли передать свой геном (уже включающий генетически управляемые алгоритмы научения) следующему поколению.

Тем не менее педагогика – исключительная привилегия нашего вида: ни одно другое животное не занимается активным обучением своих детенышей, выделяя определенное время для наблюдения за их успехами, трудностями и ошибками.

Детский мозг облагает огромной пластичностью и позволяе внедрить в него максимум информации и умений. Вдобавок детство у человека длится гораздо дольше, чем у других млекопитающих.

Возможно Вы не были в курсе следующих фактов:

● Младенцы – это не «чистые листы»: уже на первом году жизни они обладают обширными знаниями о физических объектах, числах, вероятностях, пространстве и людях.

● Мозг ребенка – это не губка, которая послушно впитывает структуру окружающей ее среды. Ни искажения, ни даже полное отсутствие сенсорных сигналов не влияют на способность ребенка к восприятию абстрактных идей.

● Мозг – это не просто сеть податливых нейронов, которые формируются под влиянием входных данных: все крупные пучки волокон присутствуют уже при рождении, а нейропластичность, как бы она ни была необходима, обычно корректирует лишь последние миллиметры наших нервных связей.

● Научение не происходит пассивно под действием данных или лекций: напротив, когнитивная психология и нейровизуализационные исследования говорят нам, что дети – это настоящие ученые, постоянно генерирующие новые гипотезы, а мозг – это вечно активный орган, который учится путем проверки моделей, проецируемых на внешний мир.

● Ошибки совершают не только «плохие» ученики: ошибки – это неотъемлемая часть научения, ибо наш мозг может скорректировать свои модели только тогда, когда обнаруживает несоответствие между собственными представлениями и реальностью.

● Сон – это не просто отдых: это неотъемлемая часть нашего алгоритма научения, важный период, в течение которого наш мозг воспроизводит свои модели по кругу и усиливает опыт дня в десять, а то и сто раз.

● Современные самообучающиеся машины не превосходят человеческий мозг: этот орган был и остается – по крайней мере, на сегодняшний день – самым быстрым, самым действенным и самым энергоэффективным из всех устройств обработки информации.
Наш мозг – самая настоящая вероятностная машина; в течение дня он успешно извлекает максимум информации из каждой прожитой секунды, а ночью преобразует ее в абстрактное и общее знание.

Последние достижения в области информационных технологий сильно завораживают, но их ограничения очевидны – люди более умело справляются с абстракциями. Классические алгоритмы глубокого обучения копируют лишь малую часть функционирования нашего мозга. Как с точки зрения логики, так и с точки зрения гибкости живой мозг значительно превосходит все современные машины. Даже самые продвинутые компьютерные архитектуры и те уступают человеческому младенцу в способности создавать абстрактные модели мира.

Но при этом очень важно образование. Оно является основным акселератором мозга. Без него сети корковых нейронов остались бы неограненными алмазами. Самой сложностью нашего общества мы обязаны тому положительному влиянию, которое образование оказывает на кору головного мозга: это чтение, письмо, арифметика, алгебра, музыка, чувство времени и пространства, улучшение памяти... Грамотный человек способен повторить почти вдвое больше слогов, чем у взрослый, который никогда не ходил в школу и остался неграмотным. А IQ повышается на несколько единиц с каждым дополнительным годом обучения.

Очень важный момент заключается также в том, что постоянное обучение позволяет продлить полноценную и здоровую жизнь. Если Вы не забрасываете обучение в зрелом возрасте, то альцгеймер Вам не будет грозить.

Но несмотря на всё это мы тратим огромное количество времени своей недолгой жизни на зарабатывание денег, пустые развлечения, бесполезное накачивание мускулов и почему-то не думаем о том, какой замечательный инструмент нам дан и с какой целью. Деньги были не всегда, накачивать мускулы начали не так давно, многие развлечения, на которые все подсели, появились лишь в прошлом веке. Но способность учиться у нас была всегда! Получается мы отодвинули в сторону то важное, что было нам дано, причём, наверняка, не просто так, и тратим свои лимитированные силы и время на пустое и тщетное. Заменяем важнейшее на ненужное.

Если хорошо подумать и обмозговать эту тему, то напрашивается интересный вывод: предназначение человека должно каким-то образом быть связано с обучением и оперированием информации. Во всяком случае это именно то, что отличает нас от остального животного мира (помимо человечности).

https://youtu.be/55UwqXezWjM?si=buBEUFZjib-Dcw2x

Комментарии

Комментариев нет.