Благодать есть свет.

Еще, ваше Боголюбие, должен я, убогий Серафим, объяснить, в чем состоит различие между действиями Духа Святаго, священнотайне вселяющегося в сердца верующих в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и действиями тьмы греховной, но наущению и разжению бесовскому воровски в нас действующей. Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса Христа и действует едино с Ним, всегда торжественно, радостотворя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен; а дух лестчий, бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, стропотны и исполнены похоти плотской, похоти очес и гордости житейской. «Аминь, аминь, глаголю вам, всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки»: имеющий благодать Святаго Духа за правую веру во Христа, если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, то не умрет во веки, но будет воскрешен благодатию Господа нашего Иисуса Христа, вземлющаго грехи мира, и туне дарующаго благодать-возблагодать. Про эту-то благодать, явленную всему миру и роду нашему человеческому в Богочеловеке, и сказано в Евангелии: «в Том живот бе и живот бе свет человеком», и прибавлено: «и свет во тьме светится, и тьма его не объят». Это значит, что благодать Духа Святаго, даруемая при креще¬нии во имя Отца и Сына и Святаго Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, все-таки светится в сердце искони бывшим Божественным светом бесценных заслуг Христовых. Этот свет Христов при нераскаянии грешника глаголет ко Отцу: Авва Отче, не до конца прогневайся на нераскаян¬ность эту! А потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святаго, о стяжании которой, как о цели жизни христианской, я и говорю столько времени вашему Боголюбию.
Еще скажу вам, чтобы вы еще яснее поняли, что разуметь под благодатию Божиею и как распознать ее, и в чем особливо проявляется ее действие в людях, ею просве¬щенных. Благодать Духа Святаго есть свет, просвещающий человека. Об этом говорит все Священное Писание. Так Богоотец Давид сказал: «светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим, и аще не закон Твой научение мне был, тогда убо погибл бых во смирении моем». То есть — благодать Духа Святаго, выражающаяся в законе словами заповедей Господних, есть светильник и свет мой, и если бы не эта благодать Духа Святаго, которую я так тщательно и усердно стяжеваю, что седмижды на день поучаюсь о судьбах правды Твоей, просвещала меня во тьме забот, сопряженных с великим званием моего царского сана, то откуда бы я взял себе хоть искру света, чтобы озарить путь свой по дороге жизни, темной от недоброжелательства недругов моих! И на самом деле Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей дей¬ствие благодати Духа Святаго на тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него — так сиял он необыкновенным светом, окружавшим лицо его. Он даже принужден был являться народу не иначе, как под покрывалом. Вспомните Преображение Господне на горе Фаворе. Великий свет объял Его и «быша ризы Его, блещущия яко снег, и ученицы Его от страха падоша ниц». Когда же Моисей и Илия явились к Нему в том же свете, то, чтобы скрыть сияние света Божественной благодати, ослеплявшей глаза учеников, «облак,— сказано,— осени их». И таким-то образом благодать Всесвятаго Духа Божия является в неизре¬ченном свете для всех, которым Бог являет действие ея.
___________________________
О цели христианской жизни. Беседа Преподобного Серафима Саровского с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым
В самый разгар Саровских торжеств, 18 июля 1903 года, газета «Московские Ведомости» начала публиковать разысканную Сергеем Нилусом рукопись воспоминаний Н. А. Мотовилова «Дух Божий явно почивший на отце Серафиме Саровском», известную теперь как беседа Преподобного Серафима «О цели христианской жизни». Рукопись печатали в трех выпусках газеты (№№ 195, 196, 197). Рукопись подго-товлена к печати 19 мая 1903 года.
Следует отметить, что «Беседа» эта была собственноручно записана Н. А. Мотовиловым по памяти и не в одном экземпляре. Поэтому в бумагах, доставшихся вдове Н. А. Мотовилова, Елене Ивановне, «Беседа» сохранилась в двух редакциях, по полноте содержания и по некоторым отдельным выражениям несколько различающихся между собой, хотя по существу дела совершенно между собою согласных. С. А. Нилус в 1903 г. подготовил сводный текст, объединяющий обе редакции («Московские ведомости», 1903, 18, 19, 20 июля, №195, 196, 197; Великое в малом. М., 1903.С. 108—133). Этот текст, особенно после 2-го издания в 1905 г., приобрел наибольшую известность и отличается композиционной ясностью. Сокращенный вариант редакции С. А. Нилуса был издан в 1904 г. Л. И. Денисовым (Денисов... С. 319—335) и М. А. Но¬воселовым (О цели и смысле жизни. Ч. 2. Христианское мироззрение. Религиозно-философская библио¬тека. Вып. XXI. Вышний Волочок, 1909. С. 39—72).
Впоследствии были изданы обе первоначальных редакции (О цели христианской жизни. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. По собственноручным записям последней с предисловием Н. П. Сергиев Посад, 1914. 56 с.)
Перед революцией 1917 г. Сергей Нилус заново обследовал рукопись Мотовилова и подготовил к изданию окончательный вариант «Беседы». Эта версия текста отличается от предыдущих наличием подзаголовков и эпиграфами из Священного Писания. Воспроизводим по публикации: «Русский Паломник. № 2,1990 г., с. 73—92. Издание Валаамского общества Америки. При сверке текста редакция пользовалась также изданием 1903 года.

Комментарии

Комментариев нет.