"Режиссер-то он прекрасный, но человек – подлый. Он замучил Высоцкого, замучил"

Когда мы говорим о Высоцком как о театральном актере, то всегда вспоминаем Театр на Таганке. Только с любимовским театром имя Высоцкого у нас и ассоциируется. А между тем в биографии Владимира Семеновича, точнее, тогда еще просто Володи, было еще три, а могло быть даже четыре театра. Пускай он и не снискал себе славы ролями на этих сценах.

В феврале 1960 года, перед началом дипломных спектаклей в Школе-студии МХАТ, Высоцкий вместе с Романом Вильданом, Владимиром Камратовым, Валентином Никулиным и Розалией Савченко поехал показываться в ленинградские театры. Но успеха эта поездка не принесла.

В театре у Георгия Товстоногова просто не было свободных вакансий, хотя он и готов был принять молодых московских артистов. История повторилась в Театре комедии у Николая Акимова. В Театре имени Ленсовета сперва обещали взять Высоцкого, Вильдана и Никулина. Однако в итоге согласились принять только Вильдана, поскольку штатных вакансий для всех троих вновь не нашлось. К тому же и дополнительную жилплощадь приезжим театр обеспечить не мог. Главный режиссер Театра имени Комиссаржевской Мар Сулимов прямо сказал Высоцкому: «У вас, молодой человек, голос старческий, а внешность какая-то уж совсем несолидная. Кого ж вы играть-то будете?» А в ТЮЗе главный режиссер Александр Брянцев не увидел у претендентов «одержимости идеей служению детству».
"Режиссер-то он прекрасный, но человек – подлый. Он замучил Высоцкого, замучил"
В июне 1960 года Владимир Высоцкий окончил Школу-студию МХАТ, и буквально через четыре дня уже написал заявление о приеме на работу в театр имени Пушкина. Дело в том, что еще в начале того же года Высоцкого и нескольких его однокурсников – Валентин Бурова, Геннадия Портера и Елену Ситко просмотрел и заранее отобрал в труппу режиссер Пушкинского Иосиф Туманов.
"Режиссер-то он прекрасный, но человек – подлый. Он замучил Высоцкого, замучил"
Иосиф Туманов (Туманишвили). Фото Василия Малышева
Вот только вскоре в театре полностью сменилось руководство – главным режиссером стал Борис Равенских. Он тоже был к тому моменту знаком с новыми молодыми актерами, и Высоцкий ему вроде бы понравился, но эта смена власти аукнулась Володе довольно быстро. Профессиональное недопонимание усугубилось личным.
"Режиссер-то он прекрасный, но человек – подлый. Он замучил Высоцкого, замучил"
Борис Равенских
Все-таки главной причиной, по которой Высоцкий хотел играть именно в театре имени Пушкина, было обещание, что вместе с ним в труппу возьмут его жену, Изу.

Молодые люди поженились 25 апреля 1960 года. Иза к тому моменту уже имела довольно серьезные роли на сцене киевского Театра имени Леси Украинки, и Высоцкому были нужны твердые гарантии, что, бросив Киев, его жена получит достойные роли в Пушкинском. Борис Равенских такие гарантии дал, причем при свидетелях. Но слово не сдержал, да и общался с Изой довольно пренебрежительно.
"Режиссер-то он прекрасный, но человек – подлый. Он замучил Высоцкого, замучил"
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина, май 1962 года. Фото Александра Стрельникова
А сам Высоцкий дождался первого появления на сцене 9 сентября 1960 года в комедии «Трехминутный разговор», где ему досталась роль шофера Кости, который не произносил в этом спектакле ни слова. Роль чисто эпизодическая.

Нельзя сказать, что работы в тот период у молодого артиста не было. Ролей много, но все они примерно такие же, как роль этого шофера – эпизоды с минимумом текста и без возможности как-то проявить свой талант и характер. Характер Высоцкого, к слову, отметили уже многие. Актриса Людмила Скопина вспоминала:

«Первое впечатление мое о Володе было, что это необычайно самостоятельный, абсолютно независимый человек и очень хваткий. Меня поразил его взгляд – страшно пронзительный и очень точный».
"Режиссер-то он прекрасный, но человек – подлый. Он замучил Высоцкого, замучил"
Людмила Скопина
Тем не менее, развернуться молодому человеку пока негде. Еще одна комедия «Доброй ночи, Патриция!» – роль фотокорреспондента без слов. Красноармеец Ляшенко в сатирической постановке «Дороги жизни». В пьесе Алексея Толстого «Изгнание блудного сына» Высоцкий просто выходит в массовке, в «Белом лотосе» изображает игрока в кости. В спектакле «Трасса» у Высоцкого хотя бы есть слова, хотя роль начальника отдела кадров все равно маленькая.

Жена Иза вспоминала впоследствии, что у Высоцкого были предложения из Театра Маяковского, из уже гремевшего тогда «Современника», который сродни будущей Таганке подходил Высоцкому по духу, но он выбрал театр Пушкина, чтобы работать вместе с женой. А у жены – конфликт с Равенских, ее не взяли в труппу, она мыкалась в Москве без работы, в семье тоже начался разлад. И как рассказывала Иза Константиновна, именно тогда у Высоцкого начались и проблемы с алкоголем:

«Момент трагического надлома и пития – это театр Пушкина, Равенских Борис. Режиссер-то он прекрасный, но человек – подлый. Он замучил Высоцкого, замучил. Мне однажды принесли Володю – прям совсем... Вот положили под окошечко – и лежит... Так бывает, когда тебя унижают».
  • Иза - Момент трагического надлома и пития

Комментарии