«За счет потери качества иду на то, чтобы это было»

Напомним, что гастроли Театра на Таганке прошли в Болгарии с 5-го по 25 сентября 1975 года, и труппа Юрия Любимова побывала не только в Софии. Помимо болгарской столицы артисты посетили еще восемь городов и успели попутешествовать по стране и посмотреть за три недели очень много. Для Высоцкого этот визит в Болгарию останется первым и единственным.
«За счет потери качества иду на то, чтобы это было»
Программка-буклет гастролей Театра на Таганке в Болгарии из архива Олега Васина
А мы продолжаем слушать фрагменты беседы Владимира Семеновича с Венелином Йотовым и Димитром Мариновым:

Венелин Йотов: Теперь я хотел бы задать вопрос про ваши песни.

Владимир Высоцкий: Пожалуйста, задавайте. Что вы хотите узнать про мои песни?

Димитр Маринов: Сколько песен вы написали?

Владимир Высоцкий: Вы знаете, я, честно говоря, их не считал, да даже они у меня не все записаны на бумаге. Я думаю, что около полтысячи я написал. Это очень мало, потому что я их пишу уже 10–12 лет. И, в принципе, я пишу стихи, которые потом перекладываю на музыку.

Венелин Йотов: Стихи ваши?

Владимир Высоцкий: Да, свои.

Венелин Йотов: А музыка ваша?

Владимир Высоцкий: Моя тоже, да. Но, это видите, в чем дело, мне даже очень странно слышать этот вопрос. Потому что я же не пишу песни, я ведь не вокалист и не занимаюсь эстрадной песней. Я занимаюсь старым как мир видом творчества – авторской песней. Я сам написал стихи, придумал для них наиболее удобную форму для выражения, а именно – гитарный аккомпанемент с какой-то мелодией, которая помогает тому, что я написал, и сам их исполнил, как я хочу. Поэтому я, например, не люблю, когда мои песни поют другие люди. Потому что, может быть, они их поют лучше, но не так. Понимаете? Не так.

Димитр Маринов: Когда вы поете с оркестром, теряется...

Владимир Высоцкий: Теряется, вы считаете? Ну, вот, видите, в чем дело: в одном из вариантов потерялось, безусловно. Это на пластинке, где есть «Гимнастика», где эти вот четыре вещи. А в другом...

Венелин Йотов: «Корабли постоят...»

Владимир Высоцкий: Да, вот-вот... А другой вариант – когда был очень скромный аккомпанемент. На минской студии мы записывали военные песни, стилизовали их под времена войны: «Сыновья уходят в бой», «Он не вернулся из боя». Это уже, как говорится, наоборот работает. Тут весь вопрос в том, что, к сожалению, когда я начинаю работать на то, чтобы это вышло на пластинках, – вмешивается очень много компонентов, которые от меня не зависят.

Например, многие товарищи – редакторы и музыковеды – непривычны к моему жанру, и у них в голове не может уместиться, что он имеет право на жизнь точно так же, как эстрадная песня. И они пытаются подогнать мое под то, что уже им знакомо, – под эстраду. Делают блистательный аккомпанемент, потому что Мажуков – вот такой вот оркестровщик, но он никак не годится. Потом сами же мне говорят: «Хуже...» Я их уверяю в том, что конечно хуже, не соглашаюсь, спорю. Но так как для меня важно, чтобы люди слушали то, что я написал, а как – уже на втором месте, то я иногда соглашался на этот аккомпанемент.

Венелин Йотов: Когда вы поете только под аккомпанемент гитары, я слушаю эти песни так, как будто вы поете только для меня.

Владимир Высоцкий: Да, только для вас.

Венелин Йотов: Да. Он тоже так слышит песни...

Владимир Высоцкий: Все правильно! Это как будто бы я к вам прихожу домой – и пою. Это все совершенно верно.

Но вы знаете, все-таки так сильно развивается музыкальное дело, и так далее, что мне иногда самому... Я не настолько владею гитарой сам лично, чтобы это было... Я иногда чувствую, что мне мало, что я не могу... И я бы хотел, например, чего-то добавить немножечко для того, чтобы усилить акценты – а сам этого сделать не могу, потому что я не профессионал-гитарист. Я, может быть, профессионал-актёр, но как гитарист – я не профессионал. Поэтому, например, я считаю, что неназойливый аккомпанемент, спокойный – может помогать. Ну, тут видите, что мы будем спорить...

Мне очень важно, чтобы даже в таком виде тексты мои – то, про что я пишу – приходило к людям не через плохие записи магнитофонные, а через пластинки. Поэтому я в каком-то смысле, повторяю вам, за счет потери качества иду на то, чтобы это было. Потому что я понимаю, что теряется качество того, из-за чего это людям нравится. Но видите, в чем дело, кому хочется – те и за аккомпанементом разбирают текст, слушают, привыкают к нему потихоньку.

Я предполагаю, что нашел очень удачную форму трех гитар – моя гитара, аккомпанемент ритм-бас и чуть-чуть гитара для усиления раскраской, и все. Вот, вероятно, в таком варианте я буду делать дальше свои либо выступления, либо пластинки. Я думаю, что это самая удачная найденная форма, без других инструментов.
  • Владимир Высоцкий - Что вы хотите узнать про мои песни
(Фрагмент Главы №185)

Высоцкий. Все истории

Комментарии