Сегодня в проекте «Преподаватель месяца» - Шиков Николай Муссович, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций, член Союза писателей России, Почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации.

Николай Муссович - лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу за монографию «Развивающие педагогические технологии в системе литературного образования. Антропологический подход» (2010). В 2011 году награжден Почетной грамотой Министерства образования РФ за вклад в подготовку специалистов высшего образования, Золотой медалью за вклад в становление системы высшего образования России. Читает дисциплины: «Русский язык и культура речи», «Основы речевой коммуникации», «Риторика». Ранее читал курсы «Русская литература 19 века», «Теория литературы», «Литературная критика», «Основы теории литературы», «Культура речи и ораторское искусство». Является автором более 100 научных трудов по истории и теории литератур народов России, в том числе и по проблемам медиакоммуникаций, 4-х монографических исследований, в том числе – «Закономерности развития русскоязычной адыгской литературы 19 - начала 20 века (этнокультурная специфика творческой индивидуальности писателя и литературный процесс)», за которое ему была присуждена учёная степень доктора филологических наук.
Николай Муссович добился успехов не только в сфере науки и педагогики. Он также является кандидатом в мастера спорта по боксу, играет на корнете 1, стал лауреатом Всесоюзного конкурса актёров народных театров (большая Золотая медаль Министерства культуры СССР за исполнение роли Алексея в пьесе А.Д. Салынского «Барабанщица»), Лауреат Всероссийского конкурса молодых чтецов (1место). Поэт. Поэт-песенник. Автор текстов Гимна КСЭИ и Кадетского марша, написанного для Кадетского казачьего корпуса им. Бабыча (г. Краснодар), в соавторстве с украинским композитором Олегом Васильевичем Залозным (г. Запорожье) написал несколько песен, в том числе «Студенческий вальс», посвящённый студентам Кубанского социально-экономического института. Одинаково успешно пишет и стихи, и тексты для песен и на адыгейском, и на кабардинском, и на русском языках.
Предлагаем вашему вниманию интервью с этим талантливым и разносторонним преподавателем.
- У вас очень яркая жизнь: вы могли стать и актером, и музыкантом, и спортсменом, и писателем. Почему вы решили стать преподавателем?
Н.Ш.: Если не кривить душой, то все профессии, которые Вы перечислили, мне нравились. И это естественно. В юношеские годы тебе кажется, что ты можешь всё, справишься с любой работой. А мне это не просто казалось. Я в студенческие годы одновременно был и актёром, и музыкантом, и спортсменом, и немного писателем, вернее будет, если я всё же скажу, поэтом. Хотя я занимался и прозой. Мне, мальчишке из деревни, впервые попавшему в город, где возможностей реализовать себя в любой сфере было несравнимо больше, всё было очень интересно. Ко всему можно добавить ещё и балет, и огненные национальные танцы, и, конечно же, пение.
А преподавателем я стал в силу определённых обстоятельств. Дело в том, что когда я был ещё маленьким, в сельской местности – в сёлах и деревнях – а это же ещё в тяжелейшее послевоенное время, не было ни яслей, ни садиков. Когда родители работали (а меня после гибели отца на фронте воспитывала одна мать, работавшая в райисполкоме, районном центре, в семи километрах от нашей деревни), вся малышня была предоставлена улице, иными словами нас воспитывала улица. И довольно часто мы возвращались домой с разбитыми губами (у меня и сегодня остался шрам на верхней губе), разбитыми носами, подбитыми глазами. Каждый из нас свято верил в то, что именно так, и только так можно измерить степень личного мужества. Я из всех почему-то был самым хулиганистым, заводилой, постоянно выдумывал какие-то необыкновенные поединки, из которых не всегда, конечно, но довольно часто выходил победителем. Последствия не заставляли себя долго ждать. Разборки с мамой были короткими: после нескольких хлёстких ударов ремнём по мягкому месту, всё завершалось слезами матери, но никак не моими. А вот это было уже чересчур, запрещённый приём. Я мог вынести всё, только не слёзы матери.
Так я оказался в школе уже в середине учебного года среди ребят, которые были значительно старше меня – от четырёх до шести лет. Тут уже не погеройствуешь, тут уже разговор серьёзный, без скидок на возраст! Так жизнь сама научила меня подчиняться старшим. А когда после окончания седьмого класса я решил поступить в техникум нефти и газа в Краснодаре, мать категорично заявила, что я пойду «учиться на учителя», я по привычке и подчинился. Ничего сногсшибательно интересного, но было именно так. Да и как иначе? Мне-то в ту пору не было ещё и двенадцати лет, не хватало четырёх месяцев. Иными словами, «с помощью грубого насилия из меня сделали вундеркинда». Если уж совсем по существу заданного вопроса, могу на него ответить вопросом. А преподаватель Высшего учебного заведения и вообще преподаватель разве не актёр? Не музыкант? Не психолог? Разве он не мать или не отец своим студентам? Если ты любишь дело, которому служишь, будешь непременно любить и тех, для кого и во имя кого служишь. Разве не так?
- Расскажите о своих детских мечтах. Удалось ли вам воплотить их в жизнь?
Н.Ш.: Мечты, мечты, где ваша сладость?.. Детские мечты – это, скорее, грёзы. Вы не согласны со мной? Попробую доказать. Любой ребёнок по-своему талантлив. Точно не помню, кто из великих сказал, что любой человек в детстве гениален, если я не ошибаюсь, А.П. Чехов. Весь вопрос в том, в какую среду он попадает после рождения. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что в семье, в которой родители занимаются творчеством, неважно каким, но творчеством, требующим ежедневного труда, чаще всего вырастают творчески одарённые, трудолюбивые дети? Не всегда, конечно, но очень часто. Я могу привести массу примеров, но не хочу утомлять Вас. Иногда, конечно, бывает и наоборот. А насчёт того, что мне удалось или не удалось, пусть люди судят. Стоп. Зачем же я так? Мне кажется, я начал лукавить, хотя это не похоже на меня.Какие-то мечты, конечно, удалось воплотить, какие-то – нет. К примеру, я ведь, и это уже без лукавства, безумно хотел стать актёром. Но не просто актёром, коих много на свете, а высоким профессионалом. Именно поэтому с детства увлечённо играл, импровизировал, копировал выдающихся мастеров, особенно любил Аркадия Райкина, на студенческой сцене очень часто выступал с его интермедиями. Не знаю, как зрителям, но мне это очень нравилось. Очень любил драму и трагедию. Как сейчас сказали бы, мог стать актёром широкого амплуа. Поэтому с удовольствием сыграл в своё время роль Артура (для несведущих ударение на первом слоге) по знаменитому роману Этель Лилиан Войнич «Овод». Но, опять же, моё увлечение театром очень не нравилось матери, которую я крайне не хотел огорчать своим непослушанием. А сейчас я безумно жалею, что тогда не огорчил маму!
- Чему вам пришлось научиться и что преодолеть, чтобы стать тем, кем вы стали?
Н.Ш.: Вы не поверите, но вся моя жизнь – это учёба, вся моя жизнь – это преодоление. Как говорится, век живи – век учись. Вот я до сих пор учусь и преодолеваю. Но самое главное - это то, что я и сегодня продолжаю учиться быть… Человеком. И это без пафоса и лукавства. Помните знаменитую фразу Сатина из бессмертной пьесы А.М. Горького «На дне»: «Чело-век ! Это – великолепно! Это звучит… гордо»!? Так вот, это моё кредо! Ещё добавлю – мой крест, потому что это безумно трудно. Итак, мне, прежде всего, пришлось научиться быть человеком. Не факт, конечно, что даже на склоне лет это мне удалось, но Всевышний свидетель, что я всегда стремился к этому. А путь к совершенству – самый тяжёлый путь, это вечное преодоление не только внешних обстоятельств, но и самого себя, что гораздо труднее.
- Назовите, пожалуйста, людей, которым вы благодарны за ваше профессиональное становление.
Н.Ш.: Как-то однозначно ответить на Ваш вопрос сложно. В чём заключается эта сложность? Мы безмерно благодарны людям, выражающим нам сочувствие в тяжёлые минуты, людям, которые поддерживают нас не только морально, но иногда и материально, бескорыстно подставляя плечо. И, конечно же, мы глубоко благодарны им. Но это, я бы сказал, несколько односторонний подход к проблеме. Потому что людей, которые создают нам эти сложные ситуации и трудности, бесспорно, не из любви к нам, а скорее всего, из чувства зависти, а может быть, даже из чувства ненависти за то, что мы талантливее, умнее во всех отношениях, сами того не сознавая, творят для нас добро. Ведь мы, благодаря им, видим, какими мы не должны быть, благодаря им, легче ориентируемся в различных жизненных ситуациях. Это может показаться парадоксом, но это ведь именно так!? Завершу свои рассуждения некоторой конкретикой… В науку меня привела доктор филологических наук, профессор, академик Зайнаб Ибрагимовна Керашева. После публикации в газете одной из моих первых статей я сблизился с основоположником адыгейской литературы Темботом Магометовичем Керашевым, для которого я с радостью стал как бы членом семьи.В годы учёбы в аспирантуре Института мировой литературы им А.М. Горького в Москве моей научной деятельностью руководили несколько человек. Это член-корреспондент Академии наук СССР, академик Г.И. Ломидзе, вместе с ним мне оказывали огромную помощь своими консультациями и Борис Аронович Бялик, и Лев Николаевич Арутюнов, и Алла Владимировна Пошатаева, и Борис Михайлович Сучков, и Нина Степановна Надъярных. Все они, кроме Нины Степановны, уже ушли из жизни, но я бережно храню память об этих замечательных учёных как по зову сердца, так и по призванию. Но я также сохранил в памяти и тех, кто мне мешал по жизни, ставил различные препоны. Удивительно, но большинство из этих «доброжелателей» являлись, да и поныне являются моими земляками. Странно, но это ведь тоже парадокс! Практически твой соплеменник из чувства зависти становится твоим врагом! О времена! О нравы!
- Какими своими достижениями вы гордитесь?
Н.Ш.: Те достижения, которыми я могу гордиться, Вы довольно точно привели в характеристике моей личности в начале интервью. Да, да. Лаконично и точно. Конечно же, мои монографии, книги и статьи. Но говорят, чтобы мужчина состоялся как личность, ему нужно построить дом, посадить дерево и родить сына. В этом плане программу я выполнил. Добавлю лишь то, что не должно быть мужчине-горцу к лицу, а именно - хвалиться детьми. Я всё же похвалюсь. Мой сын Тимур – выпускник Московского института международных отношений (Университета МГИМО), в своё время окончил американский колледж в городе Коламбия Фоллс (штат Монтана), владеет несколькими языками, особенно английским и арабским. Выиграв Международный грант, он был зачислен в Массачусетский технологический институт по знаменитой Программе (MTI) и успешно закончил его, дочка – преподаватель английского языка, владеет ещё и немецким. Так что я очень горжусь и детьми.
- Как бы вы охарактеризовали свою жизнь тремя прилагательными?
Н.Ш.: Можно двумя? Трудная, интересная.
- Как началась ваша преподавательская деятельность в КСЭИ? Что для вас значит наш институт?
Н.Ш.: В силу определённых жизненных обстоятельств, а именно, бесконечно продолжавшейся клановой борьбы, в которой применялись самые изощрённые методы, я оставил прежнюю работу. Первый проректор, являвшийся, как я считал на тот момент, моим доброжелателем, предложил мне попробовать поработать в одном из вузов Краснодара. Я раньше никогда не работал в частном вузе, а потому его предложение меня заинтересовало, и я предложил свои услуги Кубанскому социально-экономическому институту. Скажу сразу, я не жалею о сделанном выборе. Меня встретили очень доброжелательно. Это первое. Второе. В институте удивительная творческая атмосфера. Третье. Я работаю здесь уже четыре года и не перестаю восхищаться взаимоотношениями преподавателей и студентов. По большому счёту они бескорыстные друзья, и здесь ни возраст, ни статус – не помеха. В том вузе, в котором я работал раньше, в таких отношениях моментально усмотрели бы или коррупцию, или что-то ещё похуже… Может это связано со спецификой национального менталитета? Не знаю, всё может быть…
- Что, по-вашему, самое интересное в работе преподавателя? Как добиться уважения и признания студентов?
Н.Ш.: Если на свете есть интересная профессия, то это профессия вузовского преподавателя. Я убеждён, что нет более интересной работы, чем обучение молодых людей. Они непосредственны, они честны, они интересны независимостью своих убеждений, суждений и взглядов. Если они уважают преподавателя, делают это искренне, если презирают – презирают так же искренне. Я знаю один рецепт, как добиться уважения и признания студентов. Чтобы они уважали тебя, надо всегда и во всём оставаться самим собой. Чтобы они признали твой авторитет, надо быть профессионалом в своём деле. И помнить всегда, что они за версту чувствуют, кто на самом деле перед ними.
- Какие качества характера вы цените в студентах?
Н.Ш.: Трудолюбие, искренность и честность.
- Над какими научными вопросами вы работаете сегодня?
Н.Ш.: Меня всегда интересовала проблема взаимоотношений личности и общества. И правда, как можно объяснить то, что произошло в нашей стране не так давно? Столкнулись две амбиции – Горбачёв и Ельцин. И несмотря на то, что на проведённом ранее референдуме сотни миллионов граждан огромной державы под названием СССР высказались за её сохранение, три человека – Ельцин, Кравчук и Шушкевич – под звон хрустальных рюмок с водкой в одночасье разрушили её. Они даже не потрудились просчитать, а сколько горя, несчастий и страданий принесут их подписи миллионам советских людей. Кстати, эти страдания продолжаются и до сих пор. Интересно же, как это миллионное население позволило им, всего лишь троим, «сотворить такое безобразное чудо»? В этом вопросе меня больше интересует нравственная сторона. Именно поэтому я и обратился к различным произведениям литератур народов СССР с целью прояснить не только для себя, но и, может быть, в какой-то степени для многих людей, где истоки того безобразного явления, которое мы называем безнравственностью. Работу над этой книгой я практически закончил.
- Есть ли такая историческая личность, которая вызывает у вас восхищение?Н.Ш. Шамиль, и, как это ни парадоксально, Сталин.
- Какие у вас предпочтения в литературе?
Н.Ш.: Лично у меня довольно богатая библиотека, в которой собрана литература и по литературоведению, и по языкознанию, и по искусству, и по философии, и по эстетике и этике и т.д. и т.п. Если же хотите знать мои пристрастия, то это, прежде всего, русская и зарубежная классика 19 – 20 веков. Больше, конечно, русская. Очень люблю перечитывать лирику и прозу А.С. Пушкина, Льва Толстого (не все произведения), И.С Тургенева, Чехова, Короленко, А. Толстого, М. Шолохова, К. Симонова, В. Шукшина с его героями-чудиками, Фазиля Искандера и Баграта Шинкубу, и многих-многих других авторов как прошлого, так и современности, но никак не Донцову, не Маринину, не Толстую, не Пелевина и иже с ними. Да простят они меня.
- С каким произведением вы стали победителем Всесоюзного конкурса чтецов?
Н.Ш.: Участники того памятного конкурса должны были исполнить несколько произведений. Конкурс проводился сначала в Майкопе, чуть позже в Краснодаре, а ещё позднее в Ростове, и заключительный этап в Москве. В Майкопе я прочитал стихотворение Исхака Машбаша «В музее революции» и историческую повесть Тембота Керашева «Абрек». С ними же я выступил и в Краснодаре, потому что условия конкурса позволяли это. В Ростове я читал историческую повесть Т. Керашева «Месть табунщика» и большой отрывок из романа Э.Л. Войнич «Овод» (монолог Артура в заточении в сцене прощания с отцом-кардиналом, призывавшим его, сына, к отречению от идеалов борьбы). Потрясающая, пронзительная, я вам скажу, вещь! Именно поэтому меня впоследствии великий, но не признанный, режиссёр Николай Савватьевич Межевой и пригласил сыграть роль Артура. И выбирал я эти произведения сам. Кстати, до ростовского этапа конкурса со мной в паре был и мой вузовский преподаватель зарубежной литературы, умница и талантище, безвременно ушедший из жизни, Елисей Елисеевич Фиалковский.
- Любите ли вы путешествовать? Какая была самая запоминающаяся поездка? Куда мечтаете поехать в следующий раз?
Н.Ш.: Очень. Это может показаться странным, но к путешествиям я пристрастился во время службы на флоте. За несколько лет я побывал во многих регионах нашей страны, которая называлась Советский Союз: Латвия, Эстония, Литва, Азербайджан, даже Сибирь, само собой Дальний Восток и морские базы Чёрного моря, плюс – загранпоездки с визитами Дружбы, тогда это было очень модно. Со своими студентами я побывал и в Питере, и в Москве, и в Минске, ездил с ними по пушкинским, лермонтовским, тургеневским местам (возле усадьбы семьи Тургеневых Спасское-Лутовиново мой отец был смертельно ранен в 1943 году). Запомнилась и поездка с семьёй по арабским странам. Мой сын за несколько лет учёбы в США «заболел» Америкой и часто ездит туда в командировки. Вот бы и мне побывать там!
- Как вы любите проводить свободное время? Что помогает вам расслабиться и отдохнуть?
Н.Ш.: Свободного времени, как такового у меня не бывает. По вечерам люблю перечитывать классику. Временами удаётся поиграть, погулять с внучатами – я ведь богатый и счастливый дедушка. Средняя внучка Алиночка (ей 4 годика) днями раньше получила Гран-при за исполнение роли Дровосека в мюзикле с одноимённым названием, старшая внучка – за несколько побед на предметных олимпиадах среди школьников Москвы получила Золотую медаль и Грамоту Департамента образования Москвы, внук – студент строительного факультета Аграрной Академии Краснодара, самой младшей – Дарине (Дашутка, как я её называю) – скоро будет 3 годика, готовится в садик. Откуда же взяться свободному времени?
- Назовите три фильма, которые вы бы рекомендовали посмотреть нашим студентам.
Н.Ш.: Освобождение… Освобождение… Освобождение… великого режиссёра Юрия Озерова. Безусловно, есть и другие достойные фильмы, но по показу героизма, долготерпения и выносливости нашего народа он – вне конкуренции. Но это, разумеется, моё мнение.
- Какое у вас жизненное кредо?
Н.Ш.: Любить жизнь, какой бы тяжёлой она ни была! Бороться и не сдаваться! Всегда стремиться к победе! Спасибо.
Мы благодарим Николая Муссовича за интервью и желаем ему новых успехов и достижений, а также энергии и сил для осуществления всех его планов!

Сегодня в проекте «Преподаватель месяца» - Шиков Николай Муссович, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций, член Союза писателей России, Почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации. - 856177844526
Сегодня в проекте «Преподаватель месяца» - Шиков Николай Муссович, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций, член Союза писателей России, Почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации. - 856177844270
Сегодня в проекте «Преподаватель месяца» - Шиков Николай Муссович, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций, член Союза писателей России, Почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации. - 856177844014
Сегодня в проекте «Преподаватель месяца» - Шиков Николай Муссович, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций, член Союза писателей России, Почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации. - 856177843758
Сегодня в проекте «Преподаватель месяца» - Шиков Николай Муссович, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций, член Союза писателей России, Почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации. - 856177843502
Сегодня в проекте «Преподаватель месяца» - Шиков Николай Муссович, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций, член Союза писателей России, Почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации. - 856177843246
Сегодня в проекте «Преподаватель месяца» - Шиков Николай Муссович, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций, член Союза писателей России, Почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации. - 856177842990

Комментарии

Комментариев нет.