Поэтизация городского общественного транспорта в русской лирике ХХ века достаточно понятна.

В отличие от лошади трамвай вместе с троллейбусом не имеет души и, к примеру, Н.Гумилевым и О.Мандельштамом, наделяется сверхъестественными свойствами. Являясь принципиально новыми транспортными средствами, они еще олицетворяют веру в прогресс. Также своей бездушностью они могут являться поводом и для страха. В стихотворениях для детей таких поэтов, как О.Мандельштам, И.Иртеньев, С.Маршак, М.Бородицкая, М.Яснов, мы можем найти поводы для такого переживания перед надвигающимся техническим прогрессом.
Мы же уже выросли и живем в веке 21-ом, поэтому ничего не боимся и трамвайчик у меня бывает всего лишь весенним, летним, осенним и зимним. В отличие от поэтов мне повезло больше с этим образом и, пользуясь такой привилегией, позволю себе лишь закончить.
Да, мы оставляем некоторые вещи-символы, которые уже внедрили в свою человеческую природу образов и декораций. Но трамвайчик не швейная машинка. Он стал не просто движущимся архитектурным элементом, но еще и образом, в котором мы нуждаемся. Таких предметов-памятников можно подобрать достаточно, но трамвайчик со своей обоснованной погремушечностью стоит отдельно. В нем есть то, чего нам не хватает. Мы можем отказаться от всего нерационального. Мы уже давно можем обходиться и без цирка. Но... На каком-то подсознательном уровне мы все равно нуждаемся в маленьком движущемся объекте, который путается под ногами и напоминает нам о том, что мы еще дети.
Художник Дмитрий Кустанович
Дмитрий Кустанович
Весенний трамвайчик
60×70 см, холст, масло, 2021
Dmitry Kustanovich
Spring tram
60×70 cm, oil on canvas, 2021

Дмитрий Кустанович. Весенний трамвайчик, 60×70 см, холст, масло, 2021

Комментарии

Комментариев нет.