Апрель Дорогие друзья! Мы продолжаем цикл статей, посвященных народным праздникам, традициям и обычаям, объединенных общим названием – Календарь народных праздников. Зосима – пчельник 30 апреля в народе чествуются чудотворцы Соловецкие Зосима и Савватий как покровители пчеловодства. Некоторые апокрифические легенды, рукописные молитвы, имевшие широкое хождение среди русского населения, связывают появление пчел и пчеловодства на Руси с этими святыми. В них рассказывается о том, что Зосима и Савватий вместе с архангелом Гавриилом были посланы Господом в Египет, или «в Папаримския земли», или какие-то иные «дальние страны» с поручением принести оттуда пчелиную матку — «Божью работницу». Архангел Гавриил сотворил чудо, после чего «вся сила пчелиная» пошла за русскими святыми. Когда пропажа обнаружилась, за Зосимом и Савватием была организована погоня, «неверные догнаша и обыскаша» чудотворцев, но ничего у них не нашли, ибо архангел Гавриил, предчувствуя погоню, повелел им бросить в правую сторону от дороги жезл (посох, тростниковую палочку), куда они спрятали пчелиную матку. Освободившись от погони и подобрав свой жезл, святые благополучно возвратились на Русь. Получив от Господа благословение и разъяснение, что надо сделать с «силой пчелиною», «куда девать и сажать», они пустили пчел «от востока до запада во всю Российскую землю, в темные леса, в угодные древа православным христианам». Без Бога ни до порога, а без Зосимы-Савватия — ни до улья. Рой родится — Зосима-Савватий веселится. Пчела — Божья угодница. В день Зосимы-пчельника с утра молились святому, покровителю пчеловодства, иногда приглашали священника на пасеку отслужить молебен, относили в храм соты для освещения и только после этого доставали ульи с пчелами из омшаника, где они зимовали. На Зосиму расставляй улья на пчельнике (на пасеке). По поведению пчел, покидающих только что выставленные ульи, гадали о том, сколько меда может быть собрано за предстоящее лето: летят пчелы лениво, не дружно — меду будет мало, вылетают быстро, не по одной — рассчитывают на хорошее количество меда. Пчела предсказывала и урожай некоторых культур. На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет — вишен не будет. Пчела знает, где мед брать. В русских фольклорных текстах пчела нередко предстает вестницей весны. В разных губерниях известны были заклички (веснянки): Ты пчелочка ярая, Ты вылетай с-за моря, Ты вынеси ключики, Ключики золотые, Отомкни летечко, Замкни зимушку. Медовые пряники были любимым лакомством на Руси – как взрослых, так и детей. А на праздничном столе предпочтение отдавалось печатному прянику, который изготавливался при помощи деревянных форм – штампов, называемых пряничными досками. Внешний вид печатного пряника целиком зависел от мастерства резчика, изготовившего печатную дощечку. В экспозиции зала «Этнография» Орловского краеведческого музея представлены пряничные доски XIX в.
Орловский краеведческий музей
Календарь народных праздников.
Апрель
Дорогие друзья! Мы продолжаем цикл статей, посвященных народным праздникам, традициям и обычаям, объединенных общим названием – Календарь народных праздников.
Зосима – пчельник
30 апреля в народе чествуются чудотворцы Соловецкие Зосима и Савватий как покровители пчеловодства.
Некоторые апокрифические легенды, рукописные молитвы, имевшие широкое хождение среди русского населения, связывают появление пчел и пчеловодства на Руси с этими святыми.
В них рассказывается о том, что Зосима и Савватий вместе с архангелом Гавриилом были посланы Господом в Египет, или «в Папаримския земли», или какие-то иные «дальние страны» с поручением принести оттуда пчелиную матку — «Божью работницу». Архангел Гавриил сотворил чудо, после чего «вся сила пчелиная» пошла за русскими святыми. Когда пропажа обнаружилась, за Зосимом и Савватием была организована погоня, «неверные догнаша и обыскаша» чудотворцев, но ничего у них не нашли, ибо архангел Гавриил, предчувствуя погоню, повелел им бросить в правую сторону от дороги жезл (посох, тростниковую палочку), куда они спрятали пчелиную матку. Освободившись от погони и подобрав свой жезл, святые благополучно возвратились на Русь. Получив от Господа благословение и разъяснение, что надо сделать с «силой пчелиною», «куда девать и сажать», они пустили пчел «от востока до запада во всю Российскую землю, в темные леса, в угодные древа православным христианам».
Без Бога ни до порога, а без Зосимы-Савватия — ни до улья.
Рой родится — Зосима-Савватий веселится.
Пчела — Божья угодница.
В день Зосимы-пчельника с утра молились святому, покровителю пчеловодства, иногда приглашали священника на пасеку отслужить молебен, относили в храм соты для освещения и только после этого доставали ульи с пчелами из омшаника, где они зимовали.
На Зосиму расставляй улья на пчельнике (на пасеке).
По поведению пчел, покидающих только что выставленные ульи, гадали о том, сколько меда может быть собрано за предстоящее лето: летят пчелы лениво, не дружно — меду будет мало, вылетают быстро, не по одной — рассчитывают на хорошее количество меда.
Пчела предсказывала и урожай некоторых культур.
На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош.
Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет — вишен не
будет.
Пчела знает, где мед брать.
В русских фольклорных текстах пчела нередко предстает вестницей весны.
В разных губерниях известны были заклички (веснянки):
Ты пчелочка ярая,
Ты вылетай с-за моря,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые,
Отомкни летечко,
Замкни зимушку.
Медовые пряники были любимым лакомством на Руси – как взрослых, так и детей. А на праздничном столе предпочтение отдавалось печатному прянику, который изготавливался при помощи деревянных форм – штампов, называемых пряничными досками.
Внешний вид печатного пряника целиком зависел от мастерства резчика, изготовившего печатную дощечку.
В экспозиции зала «Этнография» Орловского краеведческого музея представлены пряничные доски XIX в.