О зонах подтопления.

На прошлой неделе в комментариях возник диалог о построенных и строящихся высотных домах на берегу, в частности у Центрального колхозного рынка. А раз пошла такая темка - режь... Я сам не строитель, жильцам здорово повезло. И не чиновник я из согласовывающей или выдающей разрешения на строительство администрации. Тут уже, по видимому, не повезло мне. А раз я ни то, ни сё - придётся просто опираться на факты. В нашем случае, на самые надежные и беспристрастные. Т.е. на фото. На фото, сделанные в мае месяце 1941 года в одном городе, расположенном у впадения кое-какой небольшой речки в реку большую. О ледоходах и половодьях на реке большой - как-нибудь в следующий раз, а сейчас о этих же явлениях на реке меньшей. Меньшей, но периодически и без предупреждения заставляющей жильцов жить на крышах. Жить в полном смысле. Даже стирать с крыши. Поглядите в кружочек на верхнем снимке. Ну, и ещё на подушки с матрацем на крыше вдали поглядите.
Бывало такое явление не редко. Вёснами. Начиналось всё с таяния снегов и ледохода. Причём, размер и толщину льда можно соизмерить. Вот эта ледяная крошка у "вшивой горки". "Вшивая горка", это небольшенький такой островок был у устья малой речки перед впадением её в речку большую. Когда-то на этом островке был один домик, потом несколько, а совсем потом островок этот вовсе убрали. А то смывает с него домишки. Да и запашок там был не ахти какой, т.к. рядом была бойня. Мясокомбинат, простите. Мясокомбинат этот был под горой, на которой расположена и располагается сейчас церковь. Троицкая церковь. А по другую сторону устья располагался Механический завод Местпрома. Тот, которому после событий 1917 года было передано строение и территория Воскресенского собора, где предприятие и располагалось до конца 1950-х годов. Почему? Да потому, что в начале 1960-х собор этот снесли вовсе. Снесли, несмотря на то, что собор был признан памятником архитектуры. Но мы не об этом. Мясокомбинат с грудой вскрывшихся, оттаявших и источающих букеты ароматов костей виден в самом низу кадра, далее идет "вшивая горка", а Механический завод Местпрома вдали я кружочком выделил.
Через небольшую эту речку в разное время были разные мосты построены. Большие и разные. И "смывало" их тоже периодически. Той ледяной "крошкой". А ещё подмывало их капитальные основания. И опоры. Водичкой.
Вода, она ведь штука сильная, всё точит. Поэтому более капитальные строения даже на этой небольшой речке строили не на берегу. Вот, например, пушно-меховой склад под цифрой 1, расположившийся в помещении Благовещенского собора, стоит чуть выше и на отдалении от берега. Ему и зданию усадьбы архитектора Чернышова, что по ул.Марковского, 21 (под цифрой 3) ничего не угрожало и не угрожает. Как и не угрожает ещё более удалённому Покровскому собору по ул.Сурикова (цифра 2). А ещё меньше бы вода угрожала строениям на Сопке, что под цифрой 4, но без воды тоже плохо. Там и не строили.
Но предлагаю вернуться к небольшой реке и её ледоходу. Видимая с многих точек того города большущая скала под названием "Такмак" еле заметна и её тоже пришлось выделить кружком. А для чего? А для масштабного визуального сопоставления её размеров и размеров взрослой мужской человеческой фигуры с размерами ледяной "крошки". Мужчинку во втором кружочке видите? А ледышки рядом с ним видно? Кстати, здание Механического завода в левой части кадра второй раз выделять не стал. Лень.
Но ледышки - явление сезонное. Тают. С самой же водичкой сложнее. Она не только держится дольше, но и везде проникает. Даже в самый глубокий грунт. Хоть сваи вбей, всё-равно проникнет. А несколько раз проникнет - в грунтах начнутся подвижки. Природа, хлябь Вашу твердь.
Да! Чуть не забыл! В городе том много знаменитых людей проживало. В одном фильме кое-кого из них режиссер Якин называет просто "Кеша". Это он говорил о Смоктуновиче, впоследствии Смоктуновском, который учился в том городе в школе № 14 по ул.Енисейская, 1а, построенной на горе. Она, школа, под стрелочкой в центре. Действительно, возводили более капитальные сооружения на возвышенностях. Вот и уже упоминавшаяся Троицкая церковь, что под дальней стрелочкой, тоже на возвышенном месте. От чего так?
Да от того, что не знаем мы, когда природа такой водичкой в очередной раз порадует. Зато испокон веков велось (и не единожды проверялось!) правило, по которому только малоэтажные домишки у берега можно было ставить. Хотя, и в них в половодье "не сахар". Даже с лодками.
Лодки не всегда помогут, даже если они вдруг и есть дома у какого-нибудь жильца новой "свечки" у Центрального колхозного рынка. Вон на фото видно, что оставили их люди и побрели дальше пешочком. Что-то мне сейчас подсказывает, что у жильцов тех высоток и болотников-то дома нет. А вот коммуникации под домами есть.
Ну и о упоминавшемся чуть ранее Такмаке. Там его было плохо видно, тут под цифрой 1 немного лучше. Под цифрой 2 - Покровская церковь, а под цифрой 3 торец дома, изображенного на главном снимке нашей группы. Все они на возвышении. А внизу - так себе. Кусочки льда. И последствия.

P.S. Шутки - шутками, а автор этих снимков погиб в 1945 году. Нет человека. А память есть. Для нас память. Она в оставшихся после него кадрах. Так может не стоит фотографии прятать, уничтожать или "забирать с собой"? Уверяю, ТАМ они не понадобятся.

Комментарии