Ровно 155 лет назад, 17 апреля 1869 года, в городе стараниями купца I гильдии С.

С. Полякова было учреждено Елецкое техническое железнодорожное училище имени императора Александра II — первое среднетехническое учебное заведение железнодорожного транспорта в России.
От этой даты ведет свою историю Елецкий техникум железнодорожного транспорта.
На заре своего рождения александровское училище готовило техников для «ответственных второстепенных железнодорожных должностей: машинистов, телеграфистов, дорожных и мостовых мастеров». Ранее эти должности у нас занимали лишь иностранцы.
Поначалу училище размещалось в арендованном в Засосенской слободе деревянном доме. Коллектив работников учебного заведения состоял всего из 10 человек (включая и первого начальника А. С. Бессонова), а учеников сюда набрали ровно 40 душ.
К 1877 году, училище выросло. Подопечных тут было уже более сотни, да и размещались оно в новом красивом кирпичном здании. Здесь имелись не только классы для занятий, библиотека и кабинеты для руководства, но даже небольшая (домовая) церковь. Кроме того, рядом появились мастерские, общежитие-пансионат, сад и гимнастический городок.
Подрядчиком на строительстве красавца-корпуса был штабс-капитан А. Н. Соловьев (он же возводил елецкий вокзал Засосной).
В брошюре «Положении о технических ж-д. училищах» выпущенной в самом коне XIX века, сказано, что цель этих заведений за 3 года дать образование детям железнодорожников: служащих, техников, машинистов и их помощников, дорожных мастеров.
Принимали сюда только русских подданных в возрасте от 14 до 17 лет. А для дальнейшего совершенствования в избранной специальности, выпускники, завершившие полный курс обучения, проходили двухлетнюю практику на стальных магистралях России.
В 1891 году сын учредителя училища Даниил Самуилович Поляков безвозмездно (со всеми его постройками и капиталом) передал будущий железнодорожный техникум в ведомство Российского Министерства Путей Сообщения.
Со дня своего основания и до 1917 года включительно училище подготовило 1405 специалистов, выпуская в год около 30 мастеров.
В 1930 году учебное заведение обрело статус техникума железнодорожного транспорта. В то время он ежегодно выпускал уже 100-120 специалистов, так нужных стране в период индустриального роста.
С началом Великой Отечественной войны ЕТЖТ продолжал готовить кадры для советских железных дорог, несмотря на то, что из его стен ушли на фронт многие педагоги и учащиеся.
В апреле 1942 года учебный корпус техникума сильно пострадал от прямого попадания немецкой авиабомбы. Занятия пришлось перенести в здание школы № 20 (ул. Мира, 44). А летом того же года ЕТЖТ был и вовсе эвакуирован из Ельца. Поначалу в Саратов, а затем в Удмуртию в город Можгу.
На родную елецкую землю техникум вернулся через год — в августе 1943 года. Поначалу учебное заведение ютилось в ж.д. больнице и двухэтажном общежитии по адресу улица Рязано-Уральская, 25. И только в 1952 году его учащиеся и преподаватели перешли в новое здание — нынешний главный корпус техникума с его классическим портиком и колоннами, ставшими визитной карточкой этого учебного заведения.
Уже в 60-х годах прошлого века здесь было открыто вечернее, а год спустя заочное отделения. В 2006 году Елецкий железнодорожный техникум стал филиалом Московского института инженеров транспорта МИИТ, затем аналогичного Ростовского вуза.
Всего за годы своей работы техникум подготовил около 30 тысяч специалистов. Ныне их обучают по 4 специальностям: техобслуживание и ремонт автотранспорта; техническая эксплуатация подъемно-транспортных строительных, дорожных машин и оборудования; строительство и эксплуатация зданий и сооружений; строительство железнодорожных путей и путевого хозяйства. А после присоединения к техникуму железнодорожного медицинского училища еще лечебное, а также сестринское дело.
Сегодня ЕЖТ – филиал РГУПС занимает площадь три с половиной гектара. Кроме главного корпуса с его просторными аудиториями, впечатляющим актовым залом, 9-ю лабораториями и отличной библиотекой, есть еще 2 учебных полигона для железнодорожных специальностей, автополигон, здание учебных мастерских, спортивный комплекс, летний стадион, столовая и общежитие. Одним словом, это современный образовательный комплекс.

Комментарии

  • 17 апр 20:50
    Лучшие годы учёбы в ЕТЖТ 1975 -1979 г г и лучшая группа была наша П-11 ,классный руководитель Иван Петрович Дюкарев -царствие небесное
  • 17 апр 21:33
    Дюкарев классный мужик был черчение у меня преподавал. П11 1984-1988г.
  • 17 апр 21:38
    И техникум конечно классный зав отделения Сопрыкина О.А. по моему ещё даже работает по крайней мере года 2 назад точно работала.
  • 17 апр 21:40
    Полная история техникума классная не знал точно.А ЕТЖТ звучит лучше.
  • 18 апр 05:59
    Самое лучшее учебное заведение в г.Ельце. Самые лучшие преподаватели. Я окончила отделение ПГС в 1973г. Директор Гусев.
  • 18 апр 13:38
    Сейчас все пошло на спад. Работала там некоторое время. Обидно,что нет той былой славы техникума. Хотя возможности все были. Пробовали расширяться,было 4 курса ВО. Бло гигиеническое обучение. Была прекрасная автошкола. Многочисленные курсы повышения квалификации. Были заслуженные учителя и заслуженные работники. Очень изменилось положение техникума. ЖАЛЬЬ
  • 18 апр 18:43
    Было самое престижное учебное заведение Ельца в советское время, выпускники все трудоустраивались по специальности не только по распределению.
  • 18 апр 21:23
    Мои родители были в эвакуации в Можге. Учились в техникуме. После окончания были направлены в Москву в Управление московской окружной ж. д., которую только начинали строить а сейчас , когда развалили, уничтожили почти все московские предприятия сделали из неё наземное метро. Все подъездные путик предприятиям уничтожили. Из РЖД сделали шарашкину контору.А техникум живет!!!!
  • 20 апр 20:43
    Я тоже окончил в 1973г.ПГС грС-42. Последний раз встреча выпускников техникума была двадцать лет назад
  • 24 апр 05:39
    Классный перл в статье - елецкий вокзал Засосной..... -
  • 25 апр 16:16
    Я тоже в это время с вами училась 1975-1979 ИС-11.
  • 1 мая 09:52
    1973-1977. М-12. М42. Всем одногруппникам привет. Лучшие годы.
  • Сб 09:09
    1975г,Пром.гражд.стр-во,ПГС...Альма матер..️.
  • Вс 21:55
    М-42 -1973г. а в 1972г. Практика ПМС-130 Одесско-Кишиневской ж.д. Сейчас это кажется фантастикой.