ПЕРВЫЙ МАРИУПОЛЬСКИЙ ПОРТ

Участок нынешней Итальянской улицы от швейной фабрики и вниз до железнодорожного переезда в дореволюционные годы назывался улицей Бондарной. Дорога, являвшаяся как бы продолжением Бондарной, вела к местности, известной в различные периоды истории нашего города то, как Пристань, то, как Биржа, то, как Гавань, а уж в советское время за ней закрепилось название – гавань Шмидта. Именно здесь, в устье реки Кальмиус появился первый в Мариуполе порт, пожалуй, даже еще раньше, чем был основан сам Мариуполь.

Попытаемся рассказать историю этого порта, воспользовавшись сведениями из книги Владимира Андреевича Павлия «Азовское море» и других источников. Достоверно известно, что правым берегом Кальмиуса у его впадения в море пользовались еще запорожцы. Но имеются и косвенные доказательства, в том числе и археологические находки, свидетельствующие, что здешние места использовались в качестве гавани с незапамятных времен.
Вскоре после основания нашего города гавань стала обстраиваться временными причалами, складами, лесной биржей, зерновыми амбарами. Через порт на Кальмиусе вывозили зерно, рыбу, кожу, а в конце ХIХ века и донецкий уголь. Сюда из Крыма доставляли соль, вина, так называемый шарап – виноградный сок, сушеные фрукты, а из других мест также шелковые и хлопчатобумажные ткани. К началу ХIХ века морская торговля достигла такого уровня, что возникла необходимость учреждения таможенной заставы. Что и произошло в 1800 году. Через девять лет было открыто портовое управление. С тридцатых годов того же столетия вывоз зерна через Мариуполь существенно уменьшился. Хлеботорговцам стало более удобно экспортировать свой товар через Бердянск.
В 1882 году к Мариуполю подвели железную дорогу. С этого момента объем перевозок существенно увеличился. Порт на Кальмиусе стал морскими воротами Донбасса. Однако непосредственно к причалам порта могли подходить лишь суда с осадкой до двух метров. Глубина русла реки была достаточна и для более глубокосидящих судов, но мешала отмель в устье. Поэтому парусники и пароходы с большей, чем два метра, осадкой, становились на рейде в пяти километрах от устья. Грузы к ним подвозили на «дубках» — мелкосидящих суденышках, оснащенных, как говорят моряки, «косыми» парусами, а иногда и на весельных лодках. Перегрузку мешков с зерном и другими товарами с берега на «дубки», а затем с «дубков» на пароходы, стоящие на рейде, производили дубщики. Это были в основном физически крепкие мужики из сел и деревень Полтавской, Харьковской, Орловской, Курской и других губерний Российской империи, приходивших – в прямом смысле этого слова – в Мариуполь на заработки.
В 1840 году вместо деревянной пристани была сооружена набережная из камня, которая, кстати говоря, сохранилась до сих пор. С начала семидесятых годов ХIХ века стали проводиться работы по углублению дна реки у причалов и в ее устье с помощью земснарядов. По исследованиям заведующей одного из отделов Мариупольского краеведческого музея Раисы Петровны Божко средства на эти цели накапливались от специального сбора, введенного в 1848 году. С каждого пуда товаров, который отправлялся через Мариупольский порт, взималось по полкопейки, но эти полкопейки, умноженные на огромный, по тем временам, грузооборот, давали городу суммы, достаточные для дноуглубительных работ.
С давних давен в порту на Кальмиусе существовало судостроение и судоремонт. Пионерами в этом деле были запорожские казаки. Они строили здесь свои чайки. Но первым судостроителем в Мариуполе, чье имя дошло до наших дней, был итальянец Кавалотти. Известно, что в 1824 году он заложил свое первое судно тут же, на правом берегу реки у впадении ее в море.
Это может показаться странным и удивительным, но с открытием нового порта, устроенного близ Зинцевой балки, вывоз грузов из уже существующего порта не только не уменьшился, но, наоборот, возрос. Объяснялось это увеличением объемов добычи угля в шахтах Донбасса, а также ростом производства зерна в Приазовье.
Вплоть до осени сорок первого года, то есть до оккупации нашего города фашистами, в порту на Кальмиусе находились морской вокзал и причал, у которого швартовались пассажирские и грузопассажирские суда, заходившие в Мариуполь. Наш город был связан регулярными пассажирскими линиями с Таганрогом, Ростовом-на-Дону, Ейском, Бердянском, Керчью…
Когда-то в гавани жизнь бурлила ключом. Одни суда швартовались, другие уходили в море. Между ними лавировали ялики перевозчиков. На яликах они перемещали обитателей Городского острова на правый берег и обратно. У баркасов и каюков, только что вернувшихся с лова, толклись перекупщицы рыбы, азартно торговались с рыбаками, стараясь сбить цену на рыбец, судак, леща, селедку и севрюгу. Остро пахло рыбой, водорослями, просмоленными канатами и сетями. Таково прошлое первого в Мариуполе порта…
Давно снесено здание морского вокзала и станции местного отделения общества спасения на водах, учрежденного в нашем городе в 1882 году. Что же дошло из далекого прошлого до наших дней? Остатки уже упоминавшейся каменной набережной да старинные «палы» — литые чугунные тумбы, за которые по сей день заводят швартовы судов, приходящих в порт на Кальмиусе.
Сергей Буров

Фото - Порт на Кальмиусе. Начало ХХ века.
ПЕРВЫЙ МАРИУПОЛЬСКИЙ ПОРТ

Комментарии