Век назад

ПОДАРОК ИМПЕРАТРИЦЫ
В 1917 году, на переломе эпох, первой дамой Мариуполя стала Елизавета Павловна Пименова.
В самый канун того рубежного года должность коменданта города и порта, которую занимал контр-адмирал князь Путятин, была переименована и получила более весомое и громкое звучание: военный губернатор и начальник гарнизона г.Мариуполя. На эту должность и получил назначение флота генерал-майор Пименов. В бурные месяцы 17-го года будет он получать распоряжения командующего Черно¬морским флотом адмирала Колчака и печатать их для сведения горожан в «Мариупольской жизни».
Но это происходило поздней, после отречения от престола его императорского величества государя Николая II и переименования глав¬ной улицы Мариуполя — Екатерининской — в улицу Республики, а Александровской площади — в площадь Свободы. В начале того года ничто, казалось, не предвещало столь ошеломительных перемен и у хлебных лавок еще не выстраивались очереди, которые тогда назывались хвостами, хотя обыватели уже были встревожены сообщением, что городской голова в целях экономии запретил выпекать сдобные булки и куличи, сделав, правда, исключение для страстной недели.
Вот в эти первые месяцы 1917 года и развернула бурную благотво¬рительную деятельность супруга военного губернатора Мариуполя. В городской газете появилось ее воззвание к мариупольцам. Так оно, предвосхищая лексикон уже переминавшейся у порога новой эпохи, это обращение, и было озаглавлено — Воззвание.
«Мариупольская жизнь» сообщила, что Елизавета Павловна Пименова, почетная председательница кружка комитета при Мариупольском отделении Государственного Банка, для оказания помощи воинам и их семьям устраивает 11 и 12 февраля в помещении Александровской мужской гимназии благотворительный базар и лотерею-аллегри, сбор с которых поступит на усиление средств комитета, обращается к обществу с просьбой о содействии и помощи. «Жертвуйте вещами, — говорилось в воззвании. -Приобретать их очень дорого и трудно, а в каждой семье найдется и рукоделье, и другая подходящая вещь. Доблесть наших героев, ободряемая из далекого тыла, молитвы матерей и сирот за оказанную помощь будут лучшей наградой за ваше сочувствие».
Война шла третий год, подобные благотворительные вечера вошли в привычку и уже не вызывали первоначального энтузиазма. Но Ели¬завета Павловна Пименова была, по всему видать, женщиной энергичной, настойчивой и не лишенной организаторского таланта. Уж не знаю, каким образом, но весть о предприятии первой дамы Мариуполя дошла до аристократических ушей первой дамы Российской империи. И 2 февраля 1917 года в городской газете под заголовком «Высочайший дар благотворительной лотерее» появилась следующая информация:
«Супругой г. военного губернатора Е. П. Пименовой получены вещи собственноручной работы Ее Императорского Величества Государини Императрицы Александры Федоровны и Великих княжен для лотереи, устраиваемой в г.Мариуполе 11 и 12 февраля».
Я читал эти строки в газетном зале «Салтыковки» на набережной Фонтанки и пытался вообразить себе то время и как из великого города на Неве отправились в скромный город на Кальмиусе вещи, изготовленные изнеженными руками императрицы и ее четырех красавиц- дочерей.
Тогда, в начале 17-го, газетное сообщение, что Елизавета Павловна Пименова получила для своей лотереи вещи от самой императрицы, взволновало Мариуполь, и 11 февраля актовый зал Александровской гимназии (теперь в этом здании на Георгиевской, 69 индустриальный техникум) был набит битком. Вещи царицы и великих княжен разыгрывались 12-го, за одиннадцать дней до взрыва Февральской революции. До отречения Николая II от престола оставалось менее трех недель, но кто мог тогда предвидеть это?
Нашлось много охотников завладеть уникальными призами, и на аукционе разгорелась жаркая схватка. Но всех побил Давид Александрович Хараджаев, самый богатый человек в тогдашнем Мариуполе.
Лев Яруцкий
«Мариупольская мозаика. Часть 1»

ПОДАРОК ИМПЕРАТРИЦЫ

Комментарии