Вспомогательный Флот ВМФ
25 апр

Новый облик – к лицу!

В последнее время рейдовый водолазный катер «РВК-1148» аварийно-спасательного отряда Ленинградской военно-морской базы просто не узнать. Он стал четырёхцветным.
В пятнистом камуфляже серо-сине-бурых тонов он стал похож на звёзд противодиверсионных сил и украшение Главного военно-морского парада на Неве – патрульные катера проекта 03160 «Раптор». Конечно, внешнее преображение ознаменовало для экипажа РВК и переход к новым задачам. Ведь с тех пор, как катер приобрёл новый облик, к его функциям прибавилось патрулирование Кронштадтского и Ломоносовского рейдов и всех гаваней Ленинградской военно-морской базы.
Вооружённый крупнокалиберным 12,7-миллиметровым ДШК – пулемётом Дегтярёва-Шпагина, имея на борту боевой расчёт отряда ПДСС, он в течение прошлогодней навигации успешно выполнял обязанности патрульно-противодиверсионного катера, охраняя прибрежную акваторию Кронштадта и Ломоносова от вражеских посягательств.
По словам капитана Евгения Макарова, для его катера, построенного в 2015 году на канонерских верфях Санкт-Петербурга, эта задача не нова, поскольку ещё на заре своей флотской юности, когда «РВК-1148» не входил в состав Ленинградской ВМБ и аварийно-спасательного отряда, ему уже приходилось нести патрульную службу и выполнять задачи специального назначения. Но с передачей его АСС ЛенВМБ 26 июня 2022 года на нём был поднят флаг аварийно-спасательной службы, и рейдовый водолазный катер вернулся к прямым обязанностям – обеспечению водолазных, поисковых и подвод-но-технических работ в пределах Ленинградской военно-морской базы. С тех пор экипаж «РВК-1148» производит осмотры корпусов и винторулевой группы кораблей и судов, а также выполняет очистку южной стенки, прибрежной акватории Кронштадта и Ломоносова от затонувших объектов. Особенно большой объём таких работ был выполнен силами «РВК-1148» в период создания парка «Патриот» и передачи ему Купеческой гавани. Какого только технического мусора ни извлекли водолазы со дна морского: останки списанных кораблей и понтонов, огромное количество всевозможных покрышек, свидетельствующих о сильнейшем захламлении побережья. После тщательного обследования определённых участков дна каждый объект вручную крепился и поднимался. По мнению капитана, с поставленной трудоёмкой задачей они справились успешно, пройдя вдоль причального фронта огромные расстояния.
С момента передачи катера аварийно-спасательной службе ЛенВМБ, ему, слава Богу, ни разу не пришлось никого спасать или вызволять из беды, но санитарами прибрежной зоны Финского залива моряки зарекомендовали себя отменными: где прошли водолазы «РВК-1148», ничто не угрожает безопасности передвижения судов и кораблей.
О военно-морском прошлом капитана Е. Макарова догадаться несложно. В его крошечной кают-кампании царит безупречный порядок, и команды подчинённым он отдаёт как положено по уставу, чётко и отрывисто. В 14 лет Евгений Макаров поступил в Нахимовское ВМУ, продолжил образование на 3-м факультете Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. В 1991-м получил назначение в Лиепаю, где три года прослужил на малых противолодочных кораблях. Был командиром БЧ-3 «МПК-108», потом помощником командира «МПК-99» (ныне «Зеленодольска»), затем был назначен командиром «МПК-67». В 1994 году бригаду малых противолодочников перевели в Кронштадт и передали в состав соединения кораблей охраны водного района. С 1996-го по 2005 год Е. Макаров командовал МПК проекта 133.1М, однотипным МПК «Казанец», «Зеленодольск» и «Уренгой», потом стал старшим помощником командира УК «Перекоп», на котором прослужил вплоть до выхода в запас в 2010-м, имея 28 лет выслуги и звание капитана 2 ранга. В том же году Евгений Вячеславович устроился на работу во вспомогательный флот. Окончил заочно Ломоносовский морской колледж ВМФ для получения гражданского диплома техника-судоводителя и вступил в должность второго помощника капитана гидрографического судна «ГС-403», где быстро вырос до старпома. Следующими этапами в его работе стали должности капитана модульного катера поисково-спасательного обеспечения «Рождественский», старшего помощника капитана спасательного буксира «Виктор Конецкий» и капитана современного большого гидрографического катера «Георгий Зима» 6-й Атлантической экспедиции. В 2022 году он поступил в аварийно-спасательный отряд и принял руководство «РВК-1148», сформировал экипаж, состоящий из профессионалов, которых знал лично по совместной работе. С тех пор весь свой богатый почти полувековой флотский опыт Евгений Вячеславович отдаёт своему новому кораблю постоянной боевой готовности.
По мнению капитана, у него вся команда – люди, закалённые и испытанные жизнью и морем. Исключение – самый молодой член экипажа двадцатилетний Никита Васькин, обладатель 4-го водолазного разряда и допуска к погружениям до 60 метров. На «РВК-1148» он пришёл на 4-м курсе Санкт-Петербургского центра подготовки спасателей. Предложили поработать для практики. Никита согласился, а когда узнал, с какими людьми свела его судьба, решил во что бы то ни стало остаться на катере после завершения учёбы. Планы парня едва не нарушила повестка из военкомата, однако капитан Е. Макаров дал слово, что возьмёт Никиту к себе через год. Поэтому в Кронштадте, в соединении кораблей охраны водного района, на МПК «Зеленодольск», матрос Н. Васькин служил спокойно и старательно. Освоил специальность гидроакустика, которая напоминала о его подводном призвании. После увольнения в запас Никита без проблем влился в экипаж «РВК-1148», в команду водолазов под руководством замечательного инструктора-водолаза старшего мичмана запаса Дмитрия Новикова, кавалера ордена Мужества. Эту высокую награду Дмитрий Валерьевич получил за участие в беспрецедентной в истории подплава операции по подъёму тел погибших подводников с подлодки «Курск».
В ноябре 2000 года кинули клич: для выполнения скорбной и опасной миссии требовались добровольцы, водолазы-глубоководники. Выпускника Севастопольской водолазной школы, дипломированного специалиста по оказанию помощи подводной лодке, лежащей на грунте, мичмана Д. Новикова на Балтийском флоте знали как классного глубоководника, водолаза-взрывника, сварщика-резчика и акванавта не робкого десятка. Мины и торпеды поднимал ещё на срочной службе, а перед увольнением в запас в 1986 году участвовал в подъёме самолёта – бомбардировщика, потерпевшего крушение неподалёку от острова Хийумаа. Его кандидатура была одобрена среди первых.
Поблизости от «Курска» на глубине 110 метров был сооружён специальный комплекс для водолазных специалистов-глубоководников, в котором им предстояло длительное время жить и работать, находясь безвылазно в подводном мире. Конечно, предварительно их особым образом готовили военные психологи, медики и другие специалисты, но и после этого курса адаптации Дмитрию Новикову, по его собственному признанию, стало не по себе при виде развороченной громады «Курска» высотой с шестиэтажный дом, беспомощно лежавшей на боку. Его до глубины души поразил вид кораблекрушения века и стал понятен масштаб всенародной скорби, охватившей Россию. Однако необходимо было работать, первым пройти по отсекам. На это ушли 24 дня и ночи, в течение которых водолазы без устали трудились, снова и снова прочёсывая прочный корпус, переходя из отсека в отсек. При проведении работ они столкнулись с непредвиденной проблемой – сильнейшим подводным течением, которое меняло направление и скорость движения как минимум два раза в день, и специалистам приходилось с большим трудом и осторожностью передвигаться, согнувшись в три погибели, пробираться ползком по узким шхерам, стараясь не угодить в стремительный поток. В итоге добровольцы со всеми своими задачами справились. 12 декабря после четырёх с половиной суток декомпрессии в барокамере мичман Д. Новиков с коллегами благополучно вернулся в мир живых. Водолазы прошли 12-дневную реабилитацию в Центральном военном санатории и разъехались по воинским частям. Дмитрий вернулся на спасательное судно «Карпаты», где служил. В настоящее время старший инструктор-водолаз «РВК-1148» Д. Новиков идёт на личный рекорд: его общий подводный стаж составляет 3000 часов! Показатель высокий, но не окончательный, ведь впереди – новые морские мили, подводные спуски и уроки мастерства для подчинённых. Дмитрий Валерьевич учит их спокойствию духа, психологической устойчивости перед лицом враждебной человеку подводной среды. И его запасов терпения и душевного равновесия, кажется, на всех хватит и ещё останется.
В немногочисленном экипаже «РВК-1148», где судьба каждого бывалого моряка достойна книги, старший механик Николай Петров – вне конкуренции. Он – участник боевых действий на Северном Кавказе, отличник спецподразделения, капитан запаса и обладатель креста «За службу на Кавказе». На его счету семь командировок в горячую точку продолжительностью от двух до шести месяцев – в общей сложности в районе боевых действий он находился около двух лет. Самое памятное воспоминание – штурм Грозного, площадь Минутка, заход подразделений ОМОН с Солёной балки в Заводской район, очистка от боевиков стадиона «Динамо». В боях получил контузию и лёгкие ранения, а главной своей наградой считает то, что домой вернулся живым и здоровым. После 12 лет службы в ОМОНе и выхода на пенсию Николай Викторович вернулся к любимому морскому делу.
В юности после окончания 42-й Кронштадтской мореходной школы он начинал мотористом на мотоботе, выполнявшем водолазные осмотры кораблей и судов. В 1983-м участвовал в спасении баржи «Лужская» в Кронштадте, в 1986 году поступил на сверхсрочную службу, окончил школу мичманов и прапорщиков и заочно – Ломоносовский морской колледж ВМФ по специальности «штурман», после чего стал командиром санитарного катера № 401. Но в лихие 1990-е его должность сократили, других вакансий тогда не нашлось. Пришлось уволиться в запас и ехать на родину в Псков. Здесь Николай Петров поступил в отряд особого назначения – сначала рядовым бойцом, потом заместителем командира взвода. На пенсию уходил уже помощником оперативного дежурного подразделения.
Говорит, после горячей службы в ОМОНе душой отдыхает на флоте. Тут всё родное, а нынешний его экипаж – золото! Капитан Евгений Макаров и старпом Юрий Мухамбеткалиев – судоводители от Бога, каких поискать! Район знают, не теряются в сложной обстановке, чувствуют волну, работают грамотно, чётко, без суеты. Вверенная техника много хлопот не доставляет. Если вовремя проводить профилактику, всё будет работать как часы. Запчасти есть. Радуют автоматика и единственный помощник стармеха моторист-машинист Александр Александрович Воронин, специалист грамотный, опытный, который всё знает и умеет, и порой своему начальнику даёт дельные советы, помогая ему во всём. Да и с чувством юмора у Сан Саныча – полный порядок! Любит похохмить насчёт того, как они проходят медосмотры. Говорит, что экипаж «РВК-1148» в поликлинике встречают как олимпийских чемпионов. Сбегаются врачи, чтобы посмотреть на бодрых пенсионеров во флотских мундирах, которые на здоровье не жалуются, таблеток не принимают, но их энергии и работоспособности могут позавидовать и молодые. Сколько бы лет кому ни набежало, а всё равно «годен к плавсоставу»! Придраться не к чему.
Глядя на жизнерадостных механиков и старшего матроса-водолаза баталёра-боцмана-завхоза в одном флаконе Юрия Уйманова, начинаешь понимать, в чём тут дело. Когда-то Юрий Вениаминович окончил высшее командное училище МВД СССР, потом Томский госуниверситет по специальности «юриспруденция» и Уфимский нефтяной институт. Более образованного боцмана с тремя высшими образованиями на флоте точно не встретишь! Но его карьерному росту сначала помешал развал СССР, потом жёсткая конкуренция на рынке юруслуг, и знание технологии добычи чёрного золота не сделало его нефтебароном. Зато сбылась юношеская мечта о море. В молодости у Юрия Уйманова это не получилось, зато в зрелые годы судьба привела его причудливыми тропами прямо к причалу. Говорят, чему быть – того не миновать. Теперь он главный хозяйственник на четырёхцветном катере. Для этого нужно было окончить высшее военное командное училище, иронизирует Юрий Вениаминович. Признаётся, что держит его на водолазном катере и делает счастливым именно экипаж, которым он очень дорожит, благодаря которому ежедневно и с удовольствием возвращается к привычной работе, к друзьям-единомышленникам, с которыми они вместе пришли из 6-й Атлантической экспедиции. С этим экипажем под руководством своего мудрого капитана каждый намерен проработать ещё столько лет, сколько позволит здоровье.
В настоящее время, пока лёд не сошёл с акватории ЛенВМБ, катер несёт постоянное дежурство, обеспечивая водолазные спуски на Финском заливе – в том числе водолазов разных ведомств в качестве дежурной барокамеры. В случае, если какой-то ихтиандр получит баротравму, здесь ему окажут экстренную помощь. А технически, по словам капитана Е. Макарова, «РВК-1148» находится в состоянии полной готовности к выходу в море. Поэтому, как только откроется навигация, катер заступит на летний вариант дежурства по часовой готовности для оказания помощи судам и кораблям на рейдах и фарватерах. И не только.
Р.S.: В ходе подготовки материала к печати стало известно, что после выполнения очередного задания в Финском заливе внезапно остановилось сердце самого жизнерадостного и добродушного члена экипажа «РВК-1148», мастера на все руки, моториста-машиниста Александра Александровича Воронина. О нём скорбит экипаж «РВК-1148», сотрудники 6-й Атлантической экспедиции, на судах которой долгие годы проработал Сан Саныч, командование аварийно-спасательной службы ЛенВМБ. Редакция флотской газеты разделяет их чувства и выражает искренние соболезнования родным и близким Александра Александровича.
Татьяна СМИРНОВА.

водолазный катер «РВК-1148» аварийно-спасательного отряда Ленинградской военно-морской базы
водолазный катер «РВК-1148» аварийно-спасательного отряда Ленинградской военно-морской базы
водолазный катер «РВК-1148» аварийно-спасательного отряда Ленинградской военно-морской базы

Комментарии

  • 26 апр 10:14
    А службу правят одни пенсионеры. Без предварительной прокладки "патрулирование Кронштадтского и Ломоносовского рейдов и всех гаваней Ленинградской военно-морской базы" просто не возможно от слова "совсем".