"Сергей Яковлевич Эфрон, молодой человек лет 28-ми, поджарый, немного сутуловатый, с довольно красивым, бледным, типично интеллигентским лицом, без усов и бороды, с темными глазами и приятной улыбкой выразительно очерченных губ, хотя и отличался милым, покладистым характером, умом и литературной образованностью, пожалуй, совсем или долго не выдвинулся бы и не занял бы заметного положения среди множества наводнившей Прагу русской интеллигенции, если бы он не был мужем знаменитости, а именно - очень талантливой поэтессы и своеобразной женщины Марины Ивановны Цветаевой <> Супруги любили друг друга, жили общими интересами, были неразрывны, - и таким образом Марина Ивановна невольно "вводила" своего мужа во всякое общество, в каком принимали и ее, а ее принимали охотно и с почетом во всяком обществе <>

Должен сказать, что я очень с этой парой подружился. Молодость ли обоих Эфронов или их литературное развитие, или вольный, смелый полет их мысли меня привлекали, тогда я не задумывался об этом. Но мне с Эфроном и Цветаевой всегда было хорошо, весело, интересно и свободно.
Они говорили между собой на "вы": "вы - Сережа", "вы - Марина". Кому это нравилось, кому нет. Во мне этот своеобразный обычай вызывал почтение.
Пишу и думаю: почему же я ничего не сказал о наружности Марины Ивановны?
Марина Цветаева была ниже среднего роста, хорошо и крепко сложена. Волосы на довольно крупной и круглой голове ее были подстрижены почти что "в кружок", как раньше стригли "под горшок" мужиков в России, - разве что чуть подлиннее. Концы их естественно завивались. Глаза были серые, большие, острые и смелые, "соколиные". Нос - довольно крупный, с горбинкой. Подбородок крутой и энергичный. Никогда - ни кровинки в лице. Ни румянца".
("Марина Ивановна Цветаева", Прага, 1924)
Валентин Фёдорович Булгаков (1886-1966) - последователь и последний секретарь Л.Н. Толстого.

Комментарии

Комментариев нет.