ИОСИФ БРОДСКИЙ ОСТРО ЧУВСТВОВАЛ АБСУРДНОСТЬ ЖИЗНИ В СССР.

ИОСИФ БРОДСКИЙ :,,Помню, когда я бросил школу в возрасте 15 лет, это было не столько сознательным решением, сколько инстинктивной реакцией. Я просто не мог терпеть некоторые лица в классе — и некоторых однокашников, и, главное, учителей. И вот однажды зимним утром, без всякой видимой причины, я встал среди урока и мелодраматически удалился, ясно сознавая, что больше сюда не вернусь. Из чувств, обуревавших меня в ту минуту, помню только отвращение к себе за то, что я так молод и столькие могут мной помыкать. Кроме того, было смутное, но радостное ощущение побега, солнечной улицы без конца. Главное, наверное, заключалось в смене обстановки. В централизованном государстве все помещения похожи: кабинет директора школы был точной копией следовательских кабинетов, куда я зачастил лет через пять. Те же деревянные панели, письменные столы, стулья — столярный рай. Те же портреты основоположников — Ленина, Сталина, членов политбюро и Максима Горького (основоположника советской литературы), если дело было в школе, или Феликса Дзержинского (основоположника советской тайной полиции), если дело было у следователя. Впрочем, Железный Феликс, Рыцарь Революции, мог украшать и кабинет директора, если тот спланировал в систему образования с высот КГБ.
... Хорошо было покинуть этот КАФКИАНСКИЙ космос, хотя уже тогда я знал,— так мне кажется,— что меняю шило на мыло. Я знал, что всякое другое здание, куда я войду, будет выглядеть так же, ибо коротать свой век так или иначе нам суждено в зданиях. Но я чувствовал, что должен уйти. Финансовое положение моей семьи было мрачным: существовали мы преимущественно на жалование матери, потому что отец, демобилизованный с флота в соответствии с неким потусторонним указом, что евреи не должны иметь высоких воинских званий, никак не мог найти работу. Конечно, родители перебились бы и без моих заработков; они предпочли бы, чтобы я кончил школу. Я понимал это, но говорил себе, что должен помогать семье. Это была почти ложь, но так оно выглядело красивее, а к тому времени я научился ценить ложь именно за это "почти", которое заостряет контуры правды: в самом деле, правда кончается там, где начинается ложь. Вот чему научился в школе мальчик, и эта наука оказалась полезней алгебры....,,
"Меньше единицы"


Фото: Иосиф Бродский в «Полутора комнатах», конец 1950-х гг.
Фотограф: А.И.Бродский
Из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

..Кровь моя холодна.
Холод её лютей
реки, промёрзшей до дна.
Я не люблю людей.
Внешность их не по мне.
Лицами их привит
к жизни какой-то не-
покидаемый вид.
Что-то в их лицах есть,
что противно уму.
Что выражает лесть
неизвестно кому.
IV
Вещи приятней. В них
нет ни зла, ни добра
внешне. А если вник
в них - и внутри нутра.
Внутри у предметов - пыль.
Прах. Древоточец-жук.
Стенки. Сухой мотыль.
Неудобно для рук.
Пыль. И включённый свет
только пыль озарит.
Даже если предмет
герметично закрыт. ИОСИФ
БРОДСКИЙ «Натюрморт»
  • Cecilia Bartoli - Mozart В· Vesperae solennes de

Комментарии

  • 20 сен 2023 12:19

    Приходит время сожалений.

    При полусвете фонарей,

    при полумраке озарений

    не узнавать учителей.

    Так что-то движется меж нами,

    живет, живет, отговорив,

    и, побеждая временами,

    зовет любовников своих.

    И вся-то жизнь — биенье сердца,

    и говор фраз, да плеск вины,

    и ночь над лодочкою секса

    по светлой речке тишины.

    Простимся, позднее творенье

    моих навязчивых щедрот,

    побед унылое паренье

    и утлой нежности полет.

    О Господи, что движет миром,

    пока мы слабо говорим,

    что движет образом немилым

    и дышит обликом моим.

    Затем, чтоб с темного газона

    от унизительных утрат

    сметать межвременные зерна

    на победительный асфальт.

    О, все приходит понемногу

    и говорит — живи, живи.

    Кружи, кружи передо мною

    безумным навыком любви.

    Свети на горестный посев,

    фонарь сегодняшней печали,

    и пожимай во тьме плечами

    и сокрушайся обо всех.

    Иосиф Бродский

    1961



  • 20 сен 2023 14:16
    Бродский - сплошное противоречие: бросил школу, чтобы помогать родителям финансово (т.е. работать)... однако, получил срок за тунеядство... 🤔
  • Комментарий удалён.
  • 20 сен 2023 15:55
    Он писал стихи. И не только. И считал это работой. Она стоила денег... Но не в Союзе.
  • 20 сен 2023 16:10
    Писал, да... и не он один... и не менее талантливо...
  • Комментарий удалён.
  • 20 сен 2023 17:22
    При всём уважении к поэту, считаю правильным, что его творчество не изучают в Российских школах.
  • 20 сен 2023 17:40
    Некоторые его стихи талантливы...
    но как человек, вызывает много вопросов... очень много...
  • 20 сен 2023 17:50
    Я даже поклонник его творчества.
  • 20 сен 2023 17:54
    Мне очень нравятся некоторые его стихи, Полторы комнаты нравится... т.е. только творчество покоряет... человеческие качества вызывают вопросы, недоумение...
  • 21 сен 2023 21:54
    Россию не смогли победить ни татаро- монголы, ни французы, ни антанта, ни немцы с примкнувшими, ни коммунисты, ни демократо- либералы никто. И все потому, сто непобедим тот самый русский человек, чье лицо было так неприятно лицезреть господину Бродскому. Поэт он бесспорно талантливый, да только Родину нужно любить как маму, какой бы она ни была.
  • 21 сен 2023 22:37
    В 1965 году Бродский написал стихотворение «Мой народ». В стихах и прозе ( в письмах, например) он восхищался мужеством, стойкостью, трудолюбием, терпением русского народа. Свою причастность к нему « инородец» Бродский почувствовал в ссылке , в деревне Норенское Архангельской области. Там же написал прекрасные стихи « В деревне Бог живет не по углам…»
  • 21 сен 2023 22:39
    Стихотворением «Мой народ» восхищалась Анна Ахматова…
  • 21 сен 2023 22:41
    Место ссылки -деревня Норинская, а не Норинское.
  • Комментарий удалён.