Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу — зренье,
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами
Мы расточать, а не копить.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы
А. АХМАТОВА

Пишущий стихи пишет их не "о" и не "что", даже не "во имя".
Он пишет их по внутренней необходимости, из-за некоего вербального гула внутри, который одновременно и психологический, и философический, и нравственный, и самоотрицающий.
И т. п. И он как бы этот гул в процессе дешифрует.
Даже когда просто щебечет, стихотворец, по существу, не нуждается в аудитории. В отличии от прозаика, которого его аудитория определяет.
Поэтому он и спрашивает: о чем? про что? как?
Мне крупно повезло, что я не прозаик.
И. БРОДСКИЙ.

Не ощущая, не
дожив до страха,
ты вьешься легче праха
над клумбой, вне
похожих на тюрьму
с ее удушьем
минувшего с грядущим,
и потому
когда летишь на луг
желая корму,
приобретает форму
сам воздух вдруг.

Так делает перо,
скользя по глади
расчерченной тетради,
не зная про
судьбу своей строки,
где мудрость, ересь
смешались, но доверясь
толчкам руки,
в чьих пальцах бьется речь
вполне немая,
не пыль с цветка снимая,
но тяжесть с плеч.
И. БРОДСКИЙ.
Поэт способен только "расточать, а не копить". Он награжден талантом свыше, это дар Божий, который нужно дарить людям.
 У поэта нет альтернативы, у него нет права выбора.
Он должен следовать по своему, особому, тернистому пути.

Комментарии

  • 18 мар 14:14

    Так делает перо,


    скользя по глади


    расчерченной тетради,


    не зная про


    судьбу своей строки,


    где мудрость, ересь


    смешались, но доверясь


    толчкам руки,


    в чьих пальцах бьется речь


    вполне немая,


    не пыль с цветка снимая,


    но тяжесть с плеч.


    Две любимые темы Бродского звучат здесь -- о соразмерности человека-творца и Бога-творца и о доверии к высшей целесообразности мироустройства, к "ножницам, в коих судьба материи скрыта." Замечательно концевое двустишие строфы, содержащее дополнительное сравнение: перо так же снимает тяжесть с плеч поэта, освободив его от бремени стихов, как бабочка снимает пыль(цу) с цветка. Другими словами, в строфе дается ряд отношений: орудие Творца (бабочка) подобна орудию поэта (перу), откуда: 1) поэт подобен Творцу, 2) поэт подобен цветку. Последний ряд продолжает тему звука-бремени.(О поэзии И.Бродского М.Крепс)