АЛЛЮЗИЯ?

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ И ИОСИФ БРОДСКИЙ.
Как хорошо с приятелем вдвоем
Сидеть и тихо пить простой шотландский виски
И, улыбаясь, вспоминать о том,
Что с этой дамой вы когда-то были близки.... АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ
*************
Воротишься, купи себе на ужин
какого-нибудь сладкого вина,
смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу....ИОСИФ БРОДСКИЙ


21 марта — Всемирный день поэзии. В этот же день 135 лет назад родился Александр Николаевич Вертинский — русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века.

У лирики Бродского есть важная характерная черта – многие его произведения продолжают чужую поэтическую речь. Значительная часть стихотворений начинается с так называемого «затакта». Относится это и к «Воротишься на родину. Ну что ж…». Роль «затактового текста» играет романс Вертинского «Без женщин», датированный 1940 годом. Во время написания цикла «Июльское интермеццо» песни Александра Николаевича вновь стали звучать на территории Советского Союза. В начале 50-х ему даже разрешили выступить в Москве. Если сравнивать стихотворение Бродского и романс Вертинского, становится понятно, что они олицетворяют совершенно разные эпохи. Произведение Александра Николаевича отличает иронично-манерная салонность. Иосиф Александрович использует скупую, горькую интонацию. В романсе «Без женщин» находится место простому шотландскому виски и уютному холостяцкому flat’у. В стихотворении «Воротишься на родину. Ну что ж…» – дешевому вину и пешим прогулкам от вокзала. На контрасте двух эпох и строится напряженный поэтический диалог-отталкивание.

Как хорошо без женщин, без фраз,
Без горьких слов и сладких поцелуев,
Без этих милых слишком честных глаз,
Которые вам лгут и вас еще ревнуют!

Как хорошо без театральных сцен,
Без длинных "благородных" объяснений,
Без этих истерических измен,
Без этих запоздалых сожалений.

И как смешна нелепая игра,
Где проигрыш велик, а выигрыш - ничтожен,
Когда партнеры ваши - шулера,
А выход из игры уж невозможен.

Как хорошо с приятелем вдвоем
Сидеть и тихо пить простой шотландский виски
И, улыбаясь, вспоминать о том,
Что с этой дамой вы когда-то были близки.

Как хорошо проснуться одному
В своем веселом холостяцком "флете"
И знать, что вам не нужно никому
Давать отчеты, никому на свете!

А чтобы проигрыш немного отыграть,
С ее подругою затеять флирт невинный
И как-нибудь уж там постраховать
Простое самолюбие мужчины! АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ
************
Воротишься на родину. Ну что ж.
Гляди вокруг, кому еще ты нужен,
кому теперь в друзья ты попадешь?
Воротишься, купи себе на ужин

какого-нибудь сладкого вина,
смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу.

Как хорошо, что некого винить,
как хорошо, что ты никем не связан,
как хорошо, что до смерти любить
тебя никто на свете не обязан.

Как хорошо, что никогда во тьму
ничья рука тебя не провожала,
как хорошо на свете одному
идти пешком с шумящего вокзала.

Как хорошо, на родину спеша,
поймать себя в словах неоткровенных
и вдруг понять, как медленно душа
заботится о новых переменах. ИОСИФ БРОДСКИЙ

Скажите, ведь правда очень походит на аллюзию? Если учесть, что Бродский это дело любил.
  • Александр Вертинский - Дорогая пропажа

Комментарии

  • 21 мар 11:53

    В 60-е годы мы пели эту песню под гитару во дворе, даже не представляя себе, что это песня Александра Вертинского. Но мы любили эту песню, хотя бессовестно перевирали её слова. Мы же не знали оригинала, как не знали и самого Вертинского. В нашей стране он был как бы в информационном вакууме - такие были тогда времена.

    Песня «Дорогая пропажа» написана в 1943 г. Музыка узнаваема сразу - конечно же Вертинский!


    Самой нежной любви наступает конец,

    Бесконечной тоски обрывается пряжа,

    Что мне делать с тобою, со мной, наконец,

    Как тебя позабыть, дорогая пропажа?

    Скоро станешь ты чьей-то любимой женой,

    Станут мысли спокойней и волосы краше,

    И от наших пожаров весны голубой

    Не останется в сердце и памяти даже.

    Будут годы мелькать, как в степи поезда,

    Будут серые дни друг на друга похожи.

    Без любви можно тоже прожить иногда,

    Если сердце молчит и душа не тревожит.

    Но когда-нибудь ты совершенно одна,

    Будут сумерки в чистом и прибранном доме,

    Подойдешь к телефону смертельно бледна

    И отыщешь затеряный в памяти номер.

    И ответит тебе чей-то голос чужой:

    "Он уехал давно, нет и адреса даже..."

    И тогда ты заплачешь... Единственный мой!

    Как тебя позабыть, дорогая пропажа!..АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ

    Музыка не поддерживается
  • 21 мар 11:56
    АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ:,,... Жизни как таковой нет. Есть только право на нее. Бумажка, «ордер на получение жизни». Жизнь надо выдумывать, созда­вать. Помогать ей, бедной и беспомощной, как женщине во время родов. И тогда что-нибудь она из себя, может быть, и выдавит! Не надо на нее обижаться и говорить, что она не удалась. Это вам не удалось у нее ничего выпросить. По бедности своего воображения. Надо хотеть, дерзать и, не рассуждая, стремиться к намеченной цели. Этим вы ей помо­гаете. И ее последнее слово, как слово матери вашей, всегда будет за вас. Но помогает она только тем, кто стремится к чему-то. Ибо нас много, а она одна. И всем она помочь не может!..,,
    © ,, Дорогой длинною,,
    Фотография
  • 21 мар 11:56
    Людмила Гурченко - За кулисами (А. Вертинский)
  • 21 мар 13:59
    Иосиф Бродский
    ...
    Конец прекрасной эпохи
    ...
    Потому что искусство поэзии требует слов,
    я — один из глухих, облысевших, угрюмых послов
    второсортной державы, связавшейся с этой, —
    не желая насиловать собственный мозг,
    сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
    за вечерней газетой.
    ...
    Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
    в этих грустных краях, чей эпиграф — победа зеркал,
    при содействии луж порождает эффект изобилья.
    Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
    Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя, —
    это чувство забыл я.
    ...
    В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
    стены тюрем, пальто; туалеты невест — белизны
    новогодней, напитки, секундные стрелки.
    Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
    пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей —
    деревянные грелки.
    ...
    Этот край недвижим. Представляя объем валовой
    чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
    вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
    Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
    Даже стулья плетеные держатся здесь
    на болтах и на гайках.
    ...
    Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
    немота вынуждает нас как бы к созданью своих
    этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
    Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
    свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
    Кочет внемлет курантам.
    ...
    Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
    к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
    видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
    И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
    но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут —
    тут конец перспективы.
    ...
    То ли карту Европы украли агенты властей,
    то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
    чересчур далека. То ли некая добрая фея
    надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
    Сам себе наливаю кагор — не кричать же слугу —
    да чешу котофея…
    ...
    То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
    то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
    Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
    паровоз с кораблем — все равно не сгоришь от стыда:
    как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
    колесо паровоза.
    ...
    Что же пишут в газетах в разделе «Из зала суда»?
    Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
    обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
    как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
    но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
    продырявленным вправе.
    ...
    Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
    времена, неспособные в общей своей слепоте
    отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
    Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
    Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
    чтоб спросить с тебя, Рюрик.
    ...
    Зоркость этих времен — это зоркость к вещам тупика.
    Не по древу умом растекаться пристало пока,
    но плевком по стене. И не князя будить — динозавра.
    Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
    Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
    да зеленого лавра.
    ...
    1969 г.
    ***
    Заваркой крепкой – ночь на дне стакана,
    Зачёркнутая в сетке цифра дня,
    Мой тихий дом под простыню тумана,
    Я в нём сижу, себя в себе храня.
    Все пятна реальности губка впитала,
    Размазала видимость снов наяву.
    И что-то не зримое в сердце стекало,
    Наверное - знак, что ещё проживу.
    Оставьте наконец, меня в покое,
    Я износил себя, как старое пальто.
    В окне кино, печальное, немое.
    Мне кто-то нужен? Нет, уже никто.
    Любовью болеют все на свете,
    Это вроде собачьей чумы.
    Её так легко переносят дети
    И совсем не выносим мы.
    Она нас спасает. Она нас поддерживает.
    Обещает нам счастье, маня.
    Но усталое сердце уже не выдерживает
    Температуры огня.
    Потому что оно безнадёжно замучено
    От самых простых вещей.
    К вечной казни и муке оно приучено,
    Но не может привыкнуть к ней.
    ...
    А. Вертинский
    ***
    Вне всяких сравнений, ибо дело неблагодарное.
    С ДНËМ ПОЭЗИИ, ДРУЗЬЯ!
  • 21 мар 17:22
    d232066856
  • 21 мар 19:56
    Эльдар Рязанов описывал историю из жизни Александра Вертинского:
    «В Берлине собралось изысканное общество. Гости поужинали. Началась беседа.
    «Когда я жил в России, то был губернатором», – поведал один.
    «А я до революции устраивал роскошные балы в своем имении», – сказал другой.
    «А я был раньше помещиком», – сообщил третий.
    «А мой отец – председатель дворянского собрания в Туле».
    Это были вечные темы эмиграции. Один из гостей молчал, сидел поодаль в кресле и гладил маленькую собачку. Александр Николаевич подошел к этому господину. И, чтобы сделать ему любезность, сказал: «Славный у вас песик. Какой он породы?» Человек спокойно посмотрел на него и ответил: «До революции он был сенбернаром».
    ______ Инет.
  • 21 мар 20:35
    Иосиф Бродский. Представление
    Михаилу Николаеву
    Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!
    Эта местность мне знакома, как окраина Китая!
    Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо
    тела.
    Многоточие шинели. Вместо мозга - запятая.
    Вместо горла - темный вечер. Вместо буркал - знак
    деленья.
    Вот и вышел человечек, представитель населенья.
    Вот и вышел гражданин,
    достающий из штанин.
  • 21 мар 23:34
    За те 14 лет, что были отведены Вертинскому на родине после эмиграции, он дал три тысячи концертов, проехал по всей стране, выступал не только в театрах и концертных залах, но и на заводах, в шахтах, госпиталях и детских домах. Из ста с лишним песен из репертуара Вертинского к исполнению в СССР было допущено не более 30, на каждом концерте присутствовал цензор. На радио Вертинского не приглашали, пластинок почти не издавали, не было рецензий в газетах, несмотря на огромную популярность певца. Его как будто не было. Но каждое его выступление сопровождалось аншлагом. «Где-то там… наверху все еще делают вид, что я не вернулся, что меня нет в стране. Обо мне не пишут и не говорят ни слова, как будто меня нет в стране… А между тем я есть! И очень «есть»! Меня любит народ! 13 лет на меня нельзя достать билета! Я уже по 4-му и 5-му разу объехал нашу страну. Я пел везде — и на Сахалине, и в Средней Азии, и в Заполярье, и в Сибири, и на Урале, и в Донбассе, не говоря уже о центрах. Я заканчиваю уже третью тысячу концертов…», — писал артист.
    Последний концерт Александра Вертинского состоялся 21 мая 1957 года в Доме ветеранов сцены им. Савиной в Ленинграде. В тот же день Александр Николаевич скончался от острой сердечной недостаточности в гостинице «Астория» на 69-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.