ИОСИФ БРОДСКИЙ : ,, РОССИЯ - ЭТО МОЙ ДОМ...

,,
...За лучшие дни поднимаю стакан,
как пьет инвалид за обрубок.
На разницу в жизни свернув костыли,
будь с ней до конца солидарной:
не мягче на сплетне себе постели,
чем мне на листве календарной....ИОСИФ БРОДСКИЙ

ИОСИФ БРОДСКИЙ : "Я не позволял себе в России и тем более не позволю себе здесь использовать меня в той или иной политической игре... Твой дом остается родным, независимо от того, каким образом ты его покидаешь… Как бы ты в нем - хорошо или плохо - ни жил. И я совершенно не понимаю, почему от меня ждут, а иные даже требуют, чтобы я мазал его ворота дегтем. Россия - это мой дом, я прожил в нем всю свою жизнь, и всем, что имею за душой, я обязан ей и ее народу".
Иосиф Бродский, "Писатель - одинокий путешественник", The New York Times, 1 октября 1972 года.

Отказом от скорбного перечня - жест...
ИОСИФ БРОДСКИЙ
Отказом от скорбного перечня — жест
большой широты в крохоборе!-
сжимая пространство до образа мест,
где я пресмыкался от боли,
как спившийся кравец в предсмертном бреду,
заплатой на барское платье,
с изнанки твоих горизонтов кладу
на движимость эту заклятье!

Проулки, предместья, задворки — любой
твой адрес — пустырь, палисадник,-
что избрано будет для жизни тобой,
давно, как трагедии задник,
настолько я обжил, что где бы любви
своей не воздвигла ты ложе,
все будет не краше, чем храм на крови,
и общим бесплодием схоже.

Прими ж мой процент, разменяв чистоган
разлуки на брачных голубок!
За лучшие дни поднимаю стакан,
как пьет инвалид за обрубок.
На разницу в жизни свернув костыли,
будь с ней до конца солидарной:
не мягче на сплетне себе постели,
чем мне на листве календарной.

И мертвым я буду существенней для
тебя, чем холмы и озера:
не большую правду скрывает земля,
чем та, что открыта для взора!
В тылу твоем каждый растоптанный злак
воспрянет, как петел ледащий.
И будут круги расширятся, как зрак —
вдогонку тебе, уходящей.

Глушеною рыбой всплывая со дна,
кочуя, как призрак, по требам,
как тело, истлевшее прежде рядна,
как тень моя, взапуски с небом,
повсюду начнет возвещать обо мне
тебе, как заправский мессия,
и корчится будут на каждой стене
в том доме, чья крыша — Россия.
Июнь 1967
  • David Garrett - Vocalise

Комментарии

  • 25 мар 18:50
    Это поколение - поколение, родившееся именно тогда,
    когда крематории Аушвица работали на полную мощность, когда
    Сталин пребывал в зените богоподобной, абсолютной, самой
    природой, казалось, санкционированной власти, явилось в
    мир, судя по всему, чтобы продолжить то, что теоретически
    должно было прерваться в этих крематориях и в безымянных
    общих могилах сталинского архипелага. Тот факт, что не все
    прервалось, по крайней мере в России, - есть в немалой мере
    заслуга моего поколения, и я горд своей к нему
    принадлежностью не в меньшей мере, чем тем, что я стою
    здесь сегодня. И тот факт, что я стою здесь сегодня, есть
    признание заслуг этого поколения перед культурой; вспоминая
    Мандельштама, я бы добавил перед мировой культурой.
    Оглядываясь назад, я могу сказать, что мы начинали на
    пустом - точнее на пугающем своей опустошенностью месте. И
    что скорее интуитивно, чем сознательно, мы стремились
    именно к воссозданию эффекта непрерывности культуры, к
    восстановлению ее форм и тропов, к наполнению ее не многих
    уцелевших и часто совершенно скомпрометированных форм нашим
    собственным новым, или казавшимся нам таковым, современным
    содержанием. Существовал, вероятно, другой путь - путь
    дальнейшей деформации, поэтики осколков и развалин,
    минимализма, пресекшегося дыхания. Если мы от него
    отказались, то вовсе не потому, что он казался нам путем
    самодраматизации, или потому, что мы были чрезвычайно
    одушевлены идеей сохранения наследственного благоородства
    известных нам форм культуры, равнозначных в нашем сознании
    формам человеческого достоинства. Мы отказались от него,
    потому что выбор на самом деле был не наш, а выбор культуры
    - и выбор этот был опять-таки эстетический, а не
    нравственный. Конечно же, человеку естественнее рассуждать
    о себе не как об орудии культуры, но, наоборот, как об ее
    творце и хранителе. Иосиф Бродский
    Нобелевская лекция
    1987
    Фотография
  • 25 мар 19:29
    d232066856
  • 25 мар 19:30
    d23a2ff9aa
  • 25 мар 19:31
    d23d78bfaa
  • 27 мар 16:38
    - Скажем им, звонкой матерью паузы метя строго:
    скатертью вам, хохлы, и рушникам дорога.
    Ступайте от нас в жупане, не говоря в мундире,
    по адресу на три буквы на все четыре стороны.
    Пусть теперь в мазанке хором Гансы
    с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.
    Как в петлю лезть, так сообща, Сук выбирая в чаще,
    а курицу из борща грызть в одиночку слаще?
    Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит.
    Плюнуть, что ли, в Днипро: может он вспять покатит,
    брезгуя гордо нами, как скорый битком набитый
    отвернутыми углами и вековой обидой.
    Не поминайте лихом! Вашего неба, хлеба
    нам - подавись мы жмыхом и потолком - не треба.
    Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.
    Кончилась, знать, любовь, коли была промежду.
    Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом?
    Вас родила земля: грунт, чернозем с подзолом.
    Полно качать права, шить нам одно, другое.
    Эта земля не дает вам, кавунам, покоя.
    С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
    Только когда придет и вам помирать, бугаи,
    будете вы хрипеть, царапая край матраса,
    строчки из Александра, а не брехню Тараса. 1991 год.
    ИОСИФ БРОДСКИЙ,
    (Было опубликовано в 1996 году в газете "Вечерний Киев"-).