ИОСИФ БРОДСКИЙ : ,,...

МАТЕРИЯ ВОЗНИКЛА ИЗ БОРЬБЫ....,,
О времени и пространстве.
...Материя возникла из борьбы,
как явствуют преданья старины.
Мир создан был для мебели, дабы
создатель мог взглянуть со стороны
на что-нибудь, признать его чужим,
оставить без внимания вопрос
о подлинности....
1987 ИОСИФ БРОДСКИЙ
Пространство и время – основные формы существования материи, они неотделимы от материи.

Соотношение категории времени и пространства в художественном мире И. Бродского может по-разному раскрываться в зависимости от того, какой текст попадет в поле зрения исследователя. В разных стихотворениях на первый план могут выдвигаться разные признаки этих категорий. В фокус поэтического сознания могут попадать вещи и понятия, тем или иным образом соотнесенные с константами поэтического мира. Но в обширном творчестве И. Бродского можно выделить тексты, которые для исследования категорий пространства и времени можно считать ключевыми. Одним из таких текстов является стихотворение "Посвящается стулу".

,,Посвящается стулу..,,
I
Март на исходе. Радостная весть:
день удлинился. Кажется, на треть.
Глаз чувствует, что требуется вещь,
которую пристрастно рассмотреть.
Возьмем за спинку некоторый стул.
Приметы его вкратце таковы:
зажат между невидимых, но скул
пространства (что есть форма татарвы),
он что-то вроде метра в высоту
на сорок сантиметров в ширину
и сделан, как и дерево в саду,
из общей (как считалось в старину)
коричневой материи. Что сухо
сочтется камуфляжем в Царстве Духа.
II
Вещь, помещенной будучи, как в Аш-
два-О, в пространство, презирая риск,
пространство жаждет вытеснить; но ваш
глаз на полу не замечает брызг
пространства. Стул, что твой наполеон,
красуется сегодня, где вчерась.
Что было бы здесь, если бы не он?
Лишь воздух. В этом воздухе б вилась
пыль. Взгляд бы не задерживался на
пылинке, но, блуждая по стене,
он достигал бы вскорости окна;
достигнув, устремлялся бы вовне,
где нет вещей, где есть пространство, но
к вам вытесненным выглядит оно.
III
На мягкий в профиль смахивая знак
и "восемь", но квадратное, в анфас,
стоит он в центре комнаты, столь наг,
что многое притягивает глаз.
Но это — только воздух. Между ног
(коричневых, что важно — четырех)
лишь воздух. То есть дай ему пинок,
скинь все с себя — как об стену горох.
Лишь воздух. Вас охватывает жуть.
Вам остается, в сущности, одно:
вскочив, его рывком перевернуть.
Но максимум, что обнажится — дно.
Фанера. Гвозди. Пыльные штыри.
Товар из вашей собственной ноздри.
IV
Четверг. Сегодня стул был не у дел.
Он не переместился. Ни на шаг.
Никто на нем сегодня не сидел,
не двигал, не набрасывал пиджак.
Пространство, точно изморось — пчелу,
вещь, пользоваться коей перестал
владелец, превращает ввечеру
(пусть временно) в коричневый кристалл.
Стул напрягает весь свой силуэт.
Тепло; часы показывают шесть.
Все выглядит как будто его нет,
тогда как он в действительности есть!
Но мало ли чем жертвуют, вчера
от завтра отличая, вечера.
V
Материя возникла из борьбы,
как явствуют преданья старины.
Мир создан был для мебели, дабы
создатель мог взглянуть со стороны
на что-нибудь, признать его чужим,
оставить без внимания вопрос
о подлинности. Названный режим
материи не обещает роз,
но гвозди. Впрочем, если бы не гвоздь,
все сразу же распалось бы, как есть,
на рейки, перекладины. Ваш гость
не мог бы, при желании, присесть.
Составленная из частей, везде
вещь держится в итоге на гвозде.
VI
Стул состоит из чувства пустоты
плюс крашенной материи; к чему
прибавим, что пропорции просты
как тыщи отношенье к одному.
Что знаем мы о стуле, окромя,
того, что было сказано в пылу
полемики? — что всеми четырьмя
стоит он, точно стол ваш, на полу?
Но стол есть плоскость, режущая грудь.
А стул ваш вертикальностью берет.
Стул может встать, чтоб лампочку ввернуть,
на стол. Но никогда наоборот.
И, вниз пыльцой, переплетенный стебель
вмиг озарит всю остальную мебель.
VII
Воскресный полдень. Комната гола.
В ней только стул. Ваш стул переживет
вас, ваши безупречные тела,
их плотно облегавший шевиот.
Он не падет от взмаха топора,
и пламенем ваш стул не удивишь.
Из бурных волн под возгласы "ура"
он выпрыгнет проворнее, чем фиш.
Он превзойдет употребленьем гимн,
язык, вид мироздания, матрас.
Расшатан, он заменится другим,
и разницы не обнаружит глаз.
Затем что — голос вещь, а не зловещ —
материя конечна. Но не вещь.
1987 ИОСИФ БРОДСКИЙ
  • Иосиф Бродский - ОСЕННИЙ КРИК ЯСТРЕБА. Посвящается стулу

Комментарии

  • 28 мар 22:10
    d23d78bfaa
  • 28 мар 22:17

    "Посвящается стулу"... . Не случайно на этот текст обратили свое внимание такие проницательные исследователи творчества поэта, как Ю. Лотман и Л. Баткин. Для них это стихотворение было весьма важным для понимания поэтики И. Бродского.Возьмём и мы за основу их исследование:

    "Первая строфа соотнесена с первым днем творения, более того, с первым месяцем мира. А этот месяц связан и с Боговоплощением, и с крестной мукой Спасителя, и с Его воскресением. Этот месяц – март, и строфа начинается словами: "Март на исходе".Иосиф Бродский, обладавший колоссальной эрудицией, прекрасно знавший как Ветхий, так и Новый Завет (а об этом говорит его творчество), наверняка знал такой сакральный смысл месяца марта.

    Четвертая строфа начинается словом "Четверг". Как мы уже говорили, этот день недели связан в поэтике И. Бродского с пустотой, с небытием. Наш стул в этот день оставлен один на один с этой пустотой, с этим страшным холодом небытия. Идет напряжение всех сил.


    В священном времени Великий четверг Страстной седмицы - это "моление о чаше". "Но мало ли чем жертвуют, вчера // от завтра отличая, вечера". С одной стороны, это относится к стулу. Но слова "жертва", "вечер" в связи с "четвергом" невольно заставляют вспомнить о "Жертве Вечерней" – о Евхаристии и о крестной жертве.

    Пятая строфа как раз и повествует о крестной муке. Распинается ... материя. Продолжается рискованная аналогия – перед нами как бы Страстная пятница.

    Шестая строфа соответствует как бы шестому дню творения. В шестой день творения был сотворен человек. А в шестой строфе стул оживает, становится одушевленным: "Стул может встать". И он возвышается надо всем, как венец творения, – "вертикальностью берет"; и с высоты своего положения созерцает весь остальной мир – "всю остальную мебель".


    Последняя, седьмая строфа – седьмой день недели: "Воскресный полдень". В этой строфе сливаются все три временных потока. Время обыденное обозначено буквально – воскресение. Никаких действий и событий не происходит, т.к. и время сотворения мира закончено: "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал" . И здесь же идет речь о победе вещи над смертью, над разрушением и тлением: "материя конечна. Но не вещь". т.е. опять идет сопоставление с евангельским повествованием о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

    Человек, как мы помним, тоже после смерти становится "частью речи". "Часть речи" – это и есть, по Бродскому, вечная жизнь."


    Ссылка на статью:https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/65-sohranivshie_tradiciyu__n_zabolockii__a_tarkovskii__i_brodskii/stages/2949-3_analiz_stihotvoreniya_posvyaschaetsya_stulu.html

  • 31 мар 15:16
    d23d78bfaa