ИОСИФ БРОДСКИЙ : «На Карловом мосту себя запомни:

Тебя уносят утренние кони»
«Витезслав Незвал»
Витезслав Незвал ( 26 мая 1900 – 6 АПРЕЛЯ 1958) был чешским поэтом, писателем и переводчиком. Он был одним из самых плодовитых чешских писателей-авангардистов первой половины 20 века и одним из основателей сюрреалистического движения в Чехословакии.
Я на всех обижусь. В Африку уеду.
Конь мой деревянный
Отвезет меня.
Будут апельсины в Африке к обеду.
Я совсем не буду
Ни о ком скучать.
Конь заржет тихонько.
Плакать мы не станем,
Если и взгрустнется
Нам когда-нибудь.
Радужные бабочки
Пролетят над нами
И расскажут сказки
Тихие, как сны. ВИТЕЗСЛАВ НЕЗВАЛ
в переводе Ирины Токмаковой
Незвала много переводили на русский, и Бродский переводил, возможно, для заработка, но почти все переводы обычно проигрывают оригиналам. Впрочем, так всегда бывает с настоящей поэзией. Он был поистине фигурой возрожденческой. Единственный чешский поэт, занявший достойное место в пантеоне мировой поэзии.


Карлов мост соединяет два пражских района Старое место и Малую страну. Без него Прагу представить невозможно. Это любимый путь через реку и пражан и туристов. Не случайно, конечно, местом действия своего стихотворения “Витезслав Незвал” Иосиф Бродский интуитивно избрал именно Карлов мост.

“Витезслав Незвал”
ИОСИФ БРОДСКИЙ
На Карловом мосту ты улыбнешься,
переезжая к жизни еженощно
вагончиками пражского трамвая,
добра не зная, зла не забывая.

На Карловом мосту ты снова сходишь
и говоришь себе, что снова хочешь
пойти туда, где город вечерами
тебе в затылок светит фонарями.

На Карловом мосту ты снова сходишь,
прохожим в лица пристально посмотришь,
который час кому-нибудь ответишь,
но больше на мосту себя не встретишь.

На Карловом мосту себя запомни:
тебя уносят утренние кони.
Скажи себе, что надо возвратиться,
скажи, что уезжаешь за границу.

Когда опять на родину вернешься,
плывет по Влтаве желтый пароходик.
На Карловом мосту ты улыбнешься
и крикнешь мне: печаль твоя проходит.

Я говорю, а ты меня не слышишь.
Не крикнешь, нет, и слова не напишешь,
ты мертвых глаз теперь не поднимаешь
и мой, живой, язык не понимаешь.

На Карловом мосту — другие лица.
Смотри, как жизнь, что без тебя продлится,
бормочет вновь, спешит за часом час…
Как смерть, что продолжается без нас.
1961

Когда двадцатиоднолетний Бродский писал в Якутии это стихотворение, он в Праге не бывал и лишь прочитал Незвала, приобретя его напечатанный в Москве в 1960 году сборник «Избранное». В результате у молодого Бродского вышло очень “незваловское” стихотворение по стилю, тональности, настроению и даже лексике.

Имя выдающегося чешского поэта Витезслава Незвала известно в России главным образом благодаря тому, что ему посвятил свое стихотворение Иосиф Бродский, а сами его произведения переводили такие мастера, как Анна Ахматова, Давид Самойлов, Белла Ахмадулина. Творчество Витезслава Незвала все еще остается для русского читателя малоизвестным: в СССР вышел лишь один объемный сборник его избранных стихов (1960). Остальные разрозненные публикации не создают верного представления о его творчестве.
Он, ярчайший представитель европейского авангарда, был навсегда покорен романтикой революционных преобразований в Советском Союзе. В посмертной судьбе его дорого отозвались эти увлечения, равно как и официальное признание, которое настигло Незвала в социалистической Чехословакии. Как в России в лихие девяностые началась атака на кумира Незвала Маяковского, так и в новой Чехии смешали политику и музу и попытались скинуть своего трубадура «с парохода современности». Следует только помнить, что со сменой эпох, политика и политики постепенно забываются, их поглощает время, а настоящая поэзия остается.

,,Ноктюрн.,,

Как садовник, склоняясь над ветвями вод,
Ты сорви этот плод.

И в ладони, которой теплей не сыскать.
Дай ему дозревать.

И когда над. садами, блаженно горя,
Тихо встанет заря,

Заглядевшись на этот небесный огонь,
Разожми ты ладонь,

Чтоб стеклянный фонарь, в небо вырвавшись, мог
Осветить даль дорог.

И увидишь, как он над речной глубиной
Встанет полной луной.
Витезслав Незвал, перевод Анны Ахматовой
  • Brian Bromberg - Intimadage

Комментарии

  • 5 апр 19:02
    Воспевать революцию и предаваться сентиментальным фантазиям о жизни родного города, сочинять торжественные стихи на смерть Владимира Ленина и дружить с лидером французских сюрреалистов Андре Бретоном, посвящать поэмы Томасу Эдисону и антифашистскому движению, говорить в своих произведениях то о слякоти на тротуарах, то о гибели собственной родины, - возможно ли, чтобы всё это делал один человек? Раз здесь звучит такой вопрос – значит, вы уже понимаете ответ.
    Витезслав Незвал – поэт, ставший одним из ключевых литераторов Чехии (тогда ещё Чехословакии) в XX веке, в СССР известен как ярчайший представитель восточно-европейского соцреализма. Он принимал участие в ставшем легендарным Первом съезде советских писателей (1934 г.), том самом, где метод социалистического реализма был объявлен единственным возможным в советской литературе. Том самом, после которого произведения Булгакова и Хармса, Ахматовой, Набокова и многих других авторов перестали публиковаться на долгие полвека...
    Каждое его стихотворение – с налётом ли сюра, с революционными нотками ли, - отличается особым вниманием к повседневным вещам и явлениям, прорывающимся сквозь строй слогов бытом. Но при этом в стихах его слышен трагизм экзистенциального толка:
    Я тоже нынче уезжаю Тянет плакать
    Но хватит плакать и платок — в карман
    О был бы этот мир большим цветным плакатом
    сорвал бы я его и кинул в океан
    Родился будущий поэт в 1900 году, и всё детство его прошло в деревне. Моравская природа и деревенский быт дали ему свои первые стойкие впечатления, а атмосфера учительской семьи (отец учил грамоте сельских детей, а мать помогала сиротам) рано приохотила мальчика к книгам, к классической музыке. Незвал – из тех людей, которые всегда чувствуют близость собственного детства, не отталкивают ранние годы жизни от себя, а наоборот, словно продолжают проживать их в дальнейшем. Как следствие – из Незвала получился поэт, ощущавший нерасторжимую связь со своим народом: Чехия и чехи в самых разных проявлениях будут возникать в его стихах из года в год:
    …В импрессионистской оправе я
    вижу корчму заезжую
    В яблонях вся Моравия
    наша овечка нежная
    («Моравия», 1927)
    Достаточно прочесть любое стихотворение Незвала 50-х годов, чтобы раз и навсегда понять: если социалистический реализм и породил в поэзии что-то по-настоящему позитивное, то это вот такие строки, соединяющие в себе гуманистический пафос, патриотические чувства, страх перед будущим и ёмкие образы, выраженные в отточенной лирической форме:
    Мечтаю, чтоб мир был с войной незнаком,
    чтоб он и без крови был ярок!
    Стихи мои пейте, как чай с молоком,
    я чашки пришлю вам в подарок!
    Мечтаю, чтоб мир, как подвал гончара,
    пел глиняным дружеским хором.
    Стихи мои весело ешьте с утра
    с тарелок с моравским узором.
  • 5 апр 19:02
    Но если покоя нам рано просить
    и мир еще полон тревогой,
    стихами моими не грех закусить
    до боя и перед дорогой.
    И если придется ремень потесней
    стянуть среди временных тягот,
    пусть хлебом и сахаром, тем, что нужней,
    на стол к вам стихи мои лягут.
    Мечтаю, чтоб свет над землей не потух,
    в стихах говорю свое мненье,
    я родину утром бужу, как петух,—
    мне нравится это сравненье!
    (1952 г.)
    Витезслав Незвал умер в Праге 6 апреля 1958 года. В Праге установлен его бюст, а также мемориальная доска на доме, где жил поэт. В прошлом году пятидесятилетие его смерти в России не вспомнил, наверное, никто, а собрания его сочинений покоятся на дальних полках библиотек. Не интересен современным читателям соцреализм, даже если ничего социалистического в нём нет, а есть только тонкая лирика и глубокая искренность. Может быть, стоит вспомнить наконец стихи «пражского пешехода»?..
    Когда тебе взгрустнётся,
    приди.
    Когда слеза печали навернётся,
    ты приходи, не жди!
    От ночи той уже не остаётся
    ни рыболовной сети, ни звезды.
    И новый день очнётся.
    Придёшь? Приди!
    (1952 г.)
  • 3 мая 19:30
    d232066856