ПОДСНЕЖНИК ОТТЕПЕЛИ - БЕЛЛА АХМАДУЛИНА : ,,...

ИОСИФ ЕСТЬ СОВЕРШЕНСТВО.... СОВЕРШЕНСТВО ГАРМОНИИ...,,
10 АПРЕЛЯ дeнь рождения поэта Беллы Ахмадулиной. Когда в 2010 г. ее
не стало, писатель Андрей Битов отметил, что она родилась через сто лет после смерти Александра Пушкина и ушла из жизни через сто лет после смерти Льва Толстого. Ее исключительность проявлялась во всем –
и в экзотическом имени, и во внешности «райской птицы», и в манере читать стихи, и в изысканной метафоричности поэтического языка.
Eе предки по отцовской линии были татарами, а по материнской – обрусевшими итальянцами. Она была настолько «нездешней», особенно на фоне советской реальности 1960-х гг., что Павел Антокольский назвал ее «чудом по имени Белла». В 13 лет (1950 г.) она написала изумительное стихотворение «Чем отличаюсь я от женщины с цветком».
Чем отличаюсь я от женщины с цветком,
от девочки, которая смеется,
которая играет перстеньком,
а перстенек ей в руки не дается?
Я отличаюсь комнатой с обоями,
где так сижу я на исходе дня
и женщина с манжетами собольими
надменный взгляд отводит от меня.
Как я жалею взгляд ее надменный,
и я боюсь, боюсь ее спугнуть,
когда она над пепельницей медной
склоняется, чтоб пепел отряхнуть.
О, Господи, как я ее жалею,
плечо ее, понурое плечо,
и беленькую тоненькую шею,
которой так под мехом горячо!
И я боюсь, что вдруг она заплачет,
что губы ее страшно закричат,
что руки в рукава она запрячет
и бусинки по полу застучат…БЕЛЛА АХМАДУЛИНА


ИОСИФ БРОДСКИЙ :,,Белла Ахмадулина родилась 10 апреляв 1937 году, мрачнейшем году русской истории. Одно это является подтверждением изумительной жизнеспособности русской культуры....Она быстро созревала и совершенно без вреда для себя прошла через Литинститут имени Горького, превращающий соловьев в попугаев. ... У нее была нормальная жизнь, состоящая из замужеств, разводов, дружб, потерь, поездок на Юг. И она писала стихи, сочетая вполне традиционные четверостишия с абсолютно сюрреалистической диалектикой образности, позволившей ей возвысить свой озноб от простуды до уровня космического беспорядка...,,

БЕЛЛА АХМАДУЛИНА ,,..Я Иосифа ни с кем не сравниваю, потому что каждый человек это совершенное одиночество.... Он как бы внутри себя может плодить русский язык и совершенно в этом преуспевает. Ему необязательно слышать, как вокруг говорят... Он это сам как бы воспроизводит. Он сам становится плодородной силой. Как бы он сам сад и сам садовник. ... Будучи разлучен с бытовой речью, он сам становится плодородной почвой русского языка...,,

ИОСИФУ БРОДСКОМУ
Белла Ахмадулина
Темно, и розных вод смешались имена.
Окраиной басов исторгнут всплеск короткий
То розу шлет тебе, Венеция моя,
в Куоккале моей рояль высокородный.

Насупился — дал знать, что он здесь ни при чем.
Затылка моего соведатель настойчив.
Его: «Не лги!» — стоит, как Ангел за плечом,
с оскомою в чертах. Я — хаос, он — настройщик.

Канала вид... — Не лги!— в окне не водворен
и выдворен помин о виденном когда—то.
Есть под окном моим невзрачный водоем,
застой бесславных влаг. Есть, признаюсь, канава.

Правдивый за плечом, мой Ангел, такова
протечка труб — струи источие реально.
И розу я беру с роялева крыла.
Рояль, твое крыло в родстве с мостом Риальто.

Не так? Но роза — вот, и с твоего крыла
(застенчиво рука его изгиб ласкала).
Не лжет моя строка, но все ж не такова,
чтоб точно обвести уклончивость лекала.

В исходе час восьмой. Возрождено окно.
И темнота окна — не вырожденье света.
Цвет — не скажу какой, не знаю. Знаю, кто
содеял этот цвет, что вижу,— Тинторетто.

Мы дожили, рояль, мы — дожи, наш дворец
расписан той рукой, что не приемлет розы.
И с нами Марк Святой, и золотой отверст
зев льва на синеве, мы вместе, все не взрослы.

— Не лги!— Но мой зубок изгрыз другой букварь.
Мне ведом звук черней диеза и бемоля.
Не лгу — за что запрет и каркает бекар?
Усладу обрету вдали тебя, близ моря.

Труп розы возлежит на гущине воды,
которую зову как знаю, как умею.
Лев сник и спит. Вот так я коротаю дни
в Куоккале моей, с Венецией моею.

Обосенел простор. Снег в ноябре пришел
и устоял. Луна была зрачком искома
и найдена. Но что с ревнивцем за плечом?
Неужто и на час нельзя уйти из дома?

Чем занят ум? Ничем. Он пуст, как небосклон.
— Не лги!— и впрямь я лгун, не слыть же недолыгой.
Не верь, рояль, что я съезжаю на поклон
к Венеции — твоей сопернице великой.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Здесь — перерыв. В Италии была.
Италия светла, прекрасна.
Рояль простил. Но лампа — сокровище окна, стола —
погасла.
  • Белла Ахмадулина - Я вас люблю, красавицы столетий

Комментарии

  • 10 апр 18:14
    Белла Ахмадулина. Неравнодушна к её стихам, к её судьбе. Была в Питере на 2х её юбилейных вечерах, из памяти они не стираются !! А свои стихи она читает так, что можно заслушаться !
  • 10 апр 21:17
    Из интервью с Полухиной:
    Белла Ахатовна, я хотела/ бы спросить о вашей личной связи с Бродским, с его поэтикой. Прочитав внимательно в последнее время ваши стихи, я увидела, что две темы доминируют в вашей поэзии: это темы времени и языка. Темы, совершенно магистральные для поэзии Бродского. Он иногда говорит с самим временем, обращен ко времени "в чистом виде". Случайно ли это тематическое сходство?
    Мой способ отношения к Бродскому один, он просто ненаучен. Это обожание....
    У меня только нежность. И вот я уже вчера сказала, что когда я услышала о Нобелевской премии... Я, кстати, всегда знала, что премию Бродский получит, я только думала, что я не доживу до этого. Если мы будем считать это таким самым высоким признанием, то я восприняла это как какой-то личный триумф, потому что это совпадало с моей нежностью, с моим отношением к Бродскому, с тем, как я его понимаю. Так возликовать! Как будто это моя личная удача! Радость моего существования, что я дожила. Что бы там ни было дальше, только одно важно, чтобы, конечно, он был здоров. А потом многие и многие литературоведы, ученые будут заниматься тем, чтобы понять, кем именно и чем приходится Бродский русской словесности. И я уверена, об этом еще очень много будут думать и писать. Для меня это подтверждение, что русская поэзия жива, не иссякла." (Эллендея Проффер, из книжки "Бродский среди нас":-)
  • 10 апр 21:38

    Белле Ахмадулиной


    Чувство собственного достоинства — вот загадочный инструмент:

    созидается он столетьями, а утрачивается в момент

    под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

    иссушается, разрушается, сокрушается на корню.


    Чувство собственного достоинства — вот загадочная стезя,

    на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

    потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

    растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.


    Чувство собственного достоинства — это просто портрет любви.

    Я люблю вас, мои товарищи — боль и нежность в моей крови.

    Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

    не придумало человечество для спасения своего.


    Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету —

    потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

    Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

    Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.


    Булат Окуджава

    Булат Окуджава - чувство собственного достоинства