" Я всегда говорил ей :
--- Ты - радость Кранаха "
И. Бродский.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
(Л. Кранах "Венера с яблоками")
В накидке лисьей - сама
хитрей, чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,
сбежав из рощи, где бог
охотясь вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,
покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок - к ним
с мальчуганом своим.
Головку набок склоня,
как бы мимо меня,
ребенок, сжимая плод,
тоже смотрит вперед.
(Л. Кранах "Венера с яблоками")
В накидке лисьей - сама
хитрей, чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,
сбежав из рощи, где бог
охотясь вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,
покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок - к ним
с мальчуганом своим.
Головку набок склоня,
как бы мимо меня,
ребенок, сжимая плод,
тоже смотрит вперед.
1964 апрель-май.
Один из ранних экфрасисов Иосифа Бродского - стихотворение "Иллюстрация (Л. Кранах "Венера с яблоками")",1964 г.
Стихотворение может быть воспринято как словесное описание картины, на что ориентирует, например, точное количество яблок, изображенных на дереве, под которым сидит героиня сюжета с ребенком на руках.
Однако внимательный анализ выявляет множество расхождений между поэтическим произведением и артефактом.
Иосиф Бродский изменил название картины, которая во всех справочниках представлена как "Мадонна с младенцем под яблоней", - это обстоятельство нельзя квалифицировать как ошибку памяти, поскольку у поэта была возможность уточнить название написанного в апреле-мае 1964 года стихотворения, но он этого не делал, значит, речь идет о значимом для автора изменении.
Название экфрасиса - "Иллюстрация..."..и если как иллюстрацию Иосиф Бродский квалифицирует картину Кранаха, о которой идет речь в стихотворении, то иллюстрацией чего она сама является?
Согласно искусствоведческим интерпретациям, символика картины Лукаса Кранаха "Мадонна с младенцем под яблоней" (1526 г.) связана с христианским догматом о грехопадении и спасении рода человеческого и объединяет сюжеты Ветхого и Нового завета.
Поэт вместо Мадонны делает героиней картины Венеру, образ духовной любви и физического влечения.
Яблоко на языке мифа может означать красоту, гармонию, вечную молодость, здоровье, любовь, брак, целомудрие и
в то же время выступать как знание, мудрость, земные желания, повод для раздора.
Стихотворение написано в 1964 году - трудное время для поэта: только что закончился позорный процесс против Бродского; сам он пишет это произведение, находясь в северной ссылке; все это происходит на фоне очень болезненного разрыва с Марианной Басмановой.
Выбор картины не случаен - Бродский неоднократно сравнивал образ своей возлюбленной с ренессансными Мадоннами, в частности с Мадоннами Кранаха.
Но связал он свое стихотворение именно с Венерой. И вот это рассуждение о грехе, с которым неизменно всегда в той или иной степени связана тема Венеры (а Бродский считал, что Марианна его предала, изменив ему с их общим другом Бобышевым) есть способ поэта порефлексировать о своей личной драме, своем личном предательстве (он говорил, что личная трагедия была для него настолько болезненной, что он не заметил как прошел этот унизительный суд над ним).
Один из ранних экфрасисов Иосифа Бродского - стихотворение "Иллюстрация (Л. Кранах "Венера с яблоками")",1964 г.
Стихотворение может быть воспринято как словесное описание картины, на что ориентирует, например, точное количество яблок, изображенных на дереве, под которым сидит героиня сюжета с ребенком на руках.
Однако внимательный анализ выявляет множество расхождений между поэтическим произведением и артефактом.
Иосиф Бродский изменил название картины, которая во всех справочниках представлена как "Мадонна с младенцем под яблоней", - это обстоятельство нельзя квалифицировать как ошибку памяти, поскольку у поэта была возможность уточнить название написанного в апреле-мае 1964 года стихотворения, но он этого не делал, значит, речь идет о значимом для автора изменении.
Название экфрасиса - "Иллюстрация..."..и если как иллюстрацию Иосиф Бродский квалифицирует картину Кранаха, о которой идет речь в стихотворении, то иллюстрацией чего она сама является?
Согласно искусствоведческим интерпретациям, символика картины Лукаса Кранаха "Мадонна с младенцем под яблоней" (1526 г.) связана с христианским догматом о грехопадении и спасении рода человеческого и объединяет сюжеты Ветхого и Нового завета.
Поэт вместо Мадонны делает героиней картины Венеру, образ духовной любви и физического влечения.
Яблоко на языке мифа может означать красоту, гармонию, вечную молодость, здоровье, любовь, брак, целомудрие и
в то же время выступать как знание, мудрость, земные желания, повод для раздора.
Стихотворение написано в 1964 году - трудное время для поэта: только что закончился позорный процесс против Бродского; сам он пишет это произведение, находясь в северной ссылке; все это происходит на фоне очень болезненного разрыва с Марианной Басмановой.
Выбор картины не случаен - Бродский неоднократно сравнивал образ своей возлюбленной с ренессансными Мадоннами, в частности с Мадоннами Кранаха.
Но связал он свое стихотворение именно с Венерой. И вот это рассуждение о грехе, с которым неизменно всегда в той или иной степени связана тема Венеры (а Бродский считал, что Марианна его предала, изменив ему с их общим другом Бобышевым) есть способ поэта порефлексировать о своей личной драме, своем личном предательстве (он говорил, что личная трагедия была для него настолько болезненной, что он не заметил как прошел этот унизительный суд над ним).
Лукас Кранах
"Мадонна с младенцем под яблоней" 1526 г.
Государственный Эрмитаж.
"Мадонна с младенцем под яблоней" 1526 г.
Государственный Эрмитаж.
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Делая акцент на числе 15 , Бродский возвращает этот образ к теме Мадонны, к теме раскаяния и искупления греха ("духовная лестница" как путь к спасению).
И вот героиня Бродского, вместе с самим поэтом, проделала путь от Венеры до Мадонны, став, таким образом, попыткой разрешения его душевной травмы.
И это новое прочтение, эти новые смыслы удивительным образом созвучны эпохе Кранаха.