" Я всегда говорил ей :

--- Ты - радость Кранаха "
И. Бродский.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
(Л. Кранах "Венера с яблоками")

В накидке лисьей - сама
хитрей, чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,

сбежав из рощи, где бог
охотясь вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,

покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок - к ним
с мальчуганом своим.

Головку набок склоня,
как бы мимо меня,
ребенок, сжимая плод,
тоже смотрит вперед.
1964 апрель-май.

Один из ранних экфрасисов Иосифа Бродского - стихотворение "Иллюстрация (Л. Кранах "Венера с яблоками")",1964 г.
Стихотворение может быть воспринято как словесное описание картины, на что ориентирует, например, точное количество яблок, изображенных на дереве, под которым сидит героиня сюжета с ребенком на руках.
Однако внимательный анализ выявляет множество расхождений между поэтическим произведением и артефактом.

Иосиф Бродский изменил название картины, которая во всех справочниках представлена как "Мадонна с младенцем под яблоней", - это обстоятельство нельзя квалифицировать как ошибку памяти, поскольку у поэта была возможность уточнить название написанного в апреле-мае 1964 года стихотворения, но он этого не делал, значит, речь идет о значимом для автора изменении.

Название экфрасиса - "Иллюстрация..."..и если как иллюстрацию Иосиф Бродский квалифицирует картину Кранаха, о которой идет речь в стихотворении, то иллюстрацией чего она сама является?

Согласно искусствоведческим интерпретациям, символика картины Лукаса Кранаха "Мадонна с младенцем под яблоней" (1526 г.) связана с христианским догматом о грехопадении и спасении рода человеческого и объединяет сюжеты Ветхого и Нового завета.

Поэт вместо Мадонны делает героиней картины Венеру, образ духовной любви и физического влечения.
Яблоко на языке мифа может означать красоту, гармонию, вечную молодость, здоровье, любовь, брак, целомудрие и
в то же время выступать как знание, мудрость, земные желания, повод для раздора.

Стихотворение написано в 1964 году - трудное время для поэта: только что закончился позорный процесс против Бродского; сам он пишет это произведение, находясь в северной ссылке; все это происходит на фоне очень болезненного разрыва с Марианной Басмановой.

Выбор картины не случаен - Бродский неоднократно сравнивал образ своей возлюбленной с ренессансными Мадоннами, в частности с Мадоннами Кранаха.

Но связал он свое стихотворение именно с Венерой. И вот это рассуждение о грехе, с которым неизменно всегда в той или иной степени связана тема Венеры (а Бродский считал, что Марианна его предала, изменив ему с их общим другом Бобышевым) есть способ поэта порефлексировать о своей личной драме, своем личном предательстве (он говорил, что личная трагедия была для него настолько болезненной, что он не заметил как прошел этот унизительный суд над ним).
Лукас Кранах
"Мадонна с младенцем под яблоней" 1526 г.
Государственный Эрмитаж.

Комментарии

  • 12 апр 19:36
    Не случаен мотив бегства из леса под яблоню, на которой растет ровно 15 яблок. Мотив, тесно связанный именно с символикой Богоматери, потому что, по некоторым текстам, считается, что именно в 15 лет Мадонна стала матерью Христа. Иногда сообщается о том, что когда еще девочкой Марию привели во храм, к храму вело ровно 15 ступеней.
    Делая акцент на числе 15 , Бродский возвращает этот образ к теме Мадонны, к теме раскаяния и искупления греха ("духовная лестница" как путь к спасению).
    И вот героиня Бродского, вместе с самим поэтом, проделала путь от Венеры до Мадонны, став, таким образом, попыткой разрешения его душевной травмы.
    И это новое прочтение, эти новые смыслы удивительным образом созвучны эпохе Кранаха.
    Фотография
  • 14 апр 06:17
    d23a3166aa