"Поэт в своём развитии, если это поэт подлинный, повторяет развитие языка, он начинает с какого-то детского лепета, потом идёт к зрелости, к большей зрелости и наконец — к самому языку".

И. БРОДСКИЙ.

Диапазон культурных, жанровых, стилистических предпочтений И. Бродского поистине необозрим.
Особое пристрастие он питал к парадоксальному сочетанию высокоинтеллектуальных философских раздумий о смысле жизни и смерти, исторических экскурсов в античность, библейскую древность или эпоху Возрождения.
" Лесную идиллию" Бродского, написанную в 60 - х и опубликованную уже в Америке в 80 -х годах, можно рассматривать, как антипод его поэтической речи.
В шеститомнике Бродского это стихотворение помещено в раздел "Недатированные".
В двухтомнике избранных стихотворений, составленном и откомментированном Львом Лосевым, есть только дата первой публикации (1982), но стихотворение сопровождается следующим примечанием:
В. Уфлянд вспоминает, что в 1965 или 1966 г. читал Бродскому отрывки из своих текстов для мюзикла "Капитан Фракас", в том числе "Пастораль", на что Бродский откликнулся экспромтом:
"Ах, любезный пастушок, у меня от жизни шок".
Одно из двух : или этот экспромт получил потом продолжение и вылился в " Лесную идиллию" или поэт процитировал зачин уже сочиненного стихотворения и выдал за экспромт.

" Лесная идиллия" -- одно из самых малоизвестных у Бродского. Созданное в его доэмигрантский период по своей стилистике оно принадлежит к "раннему Бродскому" – порой многословному, с юношеским максимализмом и самоутверждением, с причудливой фантазией.
Нелишне будет заметить, что с 1960-го по 1970-й Бродский написал стихов больше, чем с 1970-го по 1995-й.
В эти годы происходило становление поэта, он нащупывал "свое", пробуя себя в самых разных жанрах и формах.

В перспективе творчество поэта 60-х годов можно считать творческой лабораторией, первым подходом к темам и сюжетам, к которым Бродский обращался впоследствии, уже в "зрелый" период.

Идеология "Лесной идиллии" восходит к интеллигентному фольклору, к поэтическому дискурсу творческого андеграунда, отводившего душу анекдотами, пародиями и остротами , направленными против господствующего официоза.
Такой способ протеста именовали " кукишем в кармане".

ЛЕСНАЯ ИДИЛЛИЯ
I
Она:
Ах, любезный пастушок,
у меня от жизни шок.
Он:
Ах, любезная пастушка,
у меня от жизни — юшка.
Вместе:
Руки мёрзнут. Ноги зябнуть.
Не пора ли нам дерябнуть.
II
Она:
Ох, любезный мой красавчик,
у меня с собой мерзавчик.
Он:
Ах, любезная пастушка,
у меня с собой косушка.
Вместе:
Славно выпить на природе,
где не встретишь бюст Володи!
III
Она:
До свиданья, девки-козы,
возвращайтесь-ка в колхозы.
Он:
До свидания, бурёнки,
дайте мне побыть в сторонке.
Вместе:
Хорошо принять лекарства
от судьбы и государства!
IV
Она:
Мы уходим в глушь лесную.
Брошу книжку записную.
Он:
Удаляемся от света.
Не увижу сельсовета.
Вместе:
Что мы скажем честным людям?
Что мы с ними жить не будем.
V
Он:
Что мы скажем как с облавой
в лес заявится легавый?
Она:
Что с милёнком по душе
жить, как Ленин, в шалаше.
Вместе:
Ах, пастушка, ты — философ!
Больше нет к тебе вопросов.
VI
Она:
Буду голой в полнолунье
я купаться, как Колдунья.
Он:
И на зависть партизанам
стану я твоим Тарзаном.
Вместе:
В чаще леса, гой-еси,
лучше слышно Би-Би-Си!
VII
Она:
Будем воду без закуски
мы из речки пить по-русски.
Он:
И питаясь всухомятку
станем слушать правду-матку.
Вместе:
Сладко слушать заграницу,
нам дающую пшеницу.
VIII
Она:
Соберу грибов и ягод,
чтобы нам хватило на год.
Он:
Лес, приют листов и шишек,
не оставит без дровишек.
Вместе:
Эх, топорик дровосека
крепче темени генсека!
IX
Она:
Я в субботу дроле баню
под корягою сварганю.
Он:
Серп и молот бесят милку.
Подарю ей нож и вилку.
Вместе:
Гей да брезгует шершавый
ради гладкого державой!
X
Она:
А когда зима нагрянет
милка дроле печкой станет.
Он:
В печке той мы жар раздуем.
Ни черта. Перезимуем.
Вместе:
Говорят, чем стужа злее,
тем теплее в мавзолее.
XI
Она:
Глянь, стучит на ёлке дятел
как стукач, который спятил.
Он:
Хорошо вослед вороне
вдаль глядеть из-под ладони.
Вместе:
Ёлки-палки, лес густой!
Нет конца одной шестой.
XII
Она:
Ах, вдыхая запах хвои,
с дролей спать приятней вдвое!
Он:
Хорошо дышать берёзой,
пьяный ты или тверёзый.
Вместе:
Если сильно пахнет тленом,
это значит где-то Пленум.
XIII
Она:
Я твоя, как вдох озона.
Нас разлучит только зона.
Он:
Я, пастушка, твой до гроба.
Если сядем, сядем оба.
Вместе:
Тяжелы статей скрижали.
Сядем вместе. Как лежали.
XIV
Она:
Что за мысли, в самом деле!
Точно гриб поганый съели.
Он:
Дело в нём, в грибе поганом:
В животе чекист с наганом.
Вместе:
Ну-ка вывернем нутро
на состав Политбюро!
XV
Она:
Славься, лес, и славься, поле!
Стало лучше нашей дроле!
Он:
Славьтесь, кущи и опушки!
Полегчало враз пастушке!
Вместе:
Хорошо предаться ласке
после сильной нервной встряски.
XVI
Она:
Хорошо лобзать моншера
без Булата и торшера.
Он:
Славно слушать пенье пташки
лёжа в чаще на милашке.
Вместе:
Слава полю! Слава лесу!
Нет — начальству и прогрессу.
Вместе:
С государством щей не сваришь.
Если сваришь — отберёт.
Но чем дальше в лес, товарищ,
тем, товарищ, больше в рот.

Ни иконы, ни Бердяев,
ни журнал "За рубежом"
не спасут от негодяев,
пьющих нехотя Боржом.

Глянь, стремленье к перемене
вредно даже Ильичу.
Бросить всё к едрене фене —
вот что русским по плечу.

Власти нету в чистом виде.
Фараону без раба
и тем паче — пирамиде
неизбежная труба.

Приглядись, товарищ, к лесу!
И особенно к листве.
Не чета КПССу,
листья вечно в большинстве!

В чём спасенье для России?
Повернуть к начальству "жэ".
Волки, мишки и косые
это сделали уже.

Мысль нагнать четвероногих
нам, имеющим лишь две,
привлекательнее многих
мыслей в русской голове.

Бросим должность, бросим званья,
лицемерить и дрожать.
Не пора ль венцу созданья
лапы тёплые пожать?
196?

Комментарии

  • 12 мая 10:18
    Одним из самых известных и популярных стихотворений Иосифа Бродского является «Представление». Многие строки из него стали воистину «народными», разошлись на цитаты и присказки.
    В противоположность «Представлению» «Лесная идиллия», написана пятнадцатью и даже более годами ранее.
    В «Представлении» языком улицы говорит анонимный народ, в «Идиллии» – безымянные пастушок и пастушка. И там и там – частушечный «раешник» (как назвал его Солженицын), с помощью которого «народ» либо прямо характеризует власть – как в «Идиллии», либо описывает самого себя, свой убогий быт, свое повседневное унылое существование.
    ____________________
    М.Артемьев.
  • 26 мая 23:07
    " Нелишне будет заметить, что с 1960-го по 1970-й Бродский написал стихов больше, чем с 1970-го по 1995-й. "........................................ Естественно! Ему именно в эти годы эта "аморальная вертиxвостка Басманова" всю душу вымотала и все нервы истрепала !