ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ ПЕРЕД РАССТРЕЛОМ

Памяти Николая Гумилева
(15.04.1889 - 25.08.1921)
================================================================
25 августа 1921 года навсегда останется черным днем в истории русского Серебряного века. В этот день был убит один из самых замечательных поэтов начала ХХ столетия — романтик, конквистадор и путешественник, рыцарь русской Поэзии Николай Степанович Гумилёв.

Картина А.Емельянова.

«Да... Этот ваш Гумилёв — нам, большевикам, это смешно. Но, знаете, шикарно умер. Я слышал из первых рук. Улыбался, докурил папиросу... Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из Особого отдела произвёл впечатление. Пустое молодечество, но всё-таки крепкий тип. Мало кто так умирает. Что ж, свалял дурака. Не лез бы в контру, шёл бы к нам, сделал бы большую карьеру. Нам такие люди нужны...»

Эти стихи Николай Гумилев якобы нацарапал на стене камеры, где он провел последнюю ночь перед расстрелом.

В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Проплывает Петроград...
И горит на рдяном диске
Ангел твой на обелиске,
Словно солнца младший брат.
Я не трушу, я спокоен,
Я — поэт, моряк и воин,
Не поддамся палачу.
Пусть клеймит клеймом позорным -
Знаю, сгустком крови черным
За свободу я плачу.
Но за стих и за отвагу,
За сонеты и за шпагу -
Знаю — город гордый мой
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Отвезет меня домой.

Приведенные выше воспоминания и стихи цитируются по книге Ю.В. Зобнина (зав. кафедрой литературы и русского языка Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, профессора, ответственного редактора Академического собрания сочинений Н.С. Гумилева, изданного Институтом русской литературы РАН) «Казнь Николая Гумилева».

Можно ли считать эти (и некоторые другие, подобные) свидетельства современников вполне достоверными? Ведь и сами мемуаристы не скрывают, что все сведения об августовском расстреле на Ржевке получены ими из анонимных «третьих рук» (от «ребят из особого отдела», «старого чекиста», «садовника, жившего поблизости» и т. п.).

Важно другое: даже если речь идет только о циркулировавших по городу слухах или о дезинформации, запускаемой службой ВЧК в конспиративных целях, — само содержание подобной апокрифической гумилевской мартирологии в высшей степени показательно.

Частный исторический факт гибели человека — факт трагический, ужасный, но все-таки являющийся сам по себе лишь скорбным эпизодом в бесчисленном ряду других таких же смертей в эпоху кровавой гражданской распри, — вдруг превратился в повод для создания великого мифа о смерти поэта.Частью этого мифа стало и «последнее стихотворение Гумилева». Из книги Ю.В. Зобнина «Николай Гумилев»:

«Известно, как много обычно связывается с последними словами, которые произносит человек, завершая свою земную жизнь. Тем более оправдан интерес к тем последним словам, которые были произнесены великими художниками, чья жизнь и творчество оказали влияние на формирование целых исторических пластов культуры той или иной нации.
В литературоведческих исследованиях, учебниках, биографиях многократно повторены и осмыслены те фразы, с которыми умирали Пушкин, Достоевский, Чехов, Толстой...
Место предполагаемого расстрела Н.Гумилева.

Гумилев представлялся сознанию исследователей досадным исключением — его конец скрыт, и с документальной точностью долгое время нельзя было установить, что было сказано в конце.
Природа, как известно, пустоты не терпит, поэтому страстное желание читателей узнать эту, столь важную для них, тайну как бы «материализовалось» в том тексте, который более полувека гулял по России и миру в качестве «последнего стихотворения Гумилева», написанного им прямо перед казнью, на стене камеры смертников...
Это стихи действительно очень сильные и «гумилевообразные». H.A. Струве даже написал специальную работу, доказывающую принадлежность данного текста именно авторству Гумилева.
«... Общее впечатление и стилистический анализ говорят в пользу подлинности этих предсмертных стихов Гумилева, — заключал свою экспертизу H.A. Струве. — В худшем случае, мы имеем дело с первоклассным подражанием, написанным большим знатоком гумилевской поэзии, усвоившим не только ее внешние приемы, но и дух» (Струве H.A. Последнее стихотворение // Новый журнал (Нью-Йорк). 1970. № 5. С. 65).

Но, допуская возможность, что что-то подобное могло быть сочинено Гумилевым за двадцатидневное его пребывание в камере Дома предварительного заключения на Шпалерной, а затем передано теми, кто уцелел после «таганцевского расстрела», на волю (в качестве ли списка или пересказа на память), невозможно, действительно зная «не только внешние приемы, но и дух» гумилевской поэзии, допустить, что это стихотворение и есть «предсмертные слова» поэта.

С этими словами — словами литературного прощания с городом, поминанием «сонетов и шпаги», демонстрацией мужества («Я не трушу, я спокоен...») — в последний час Гумилев обращаться к оставляемому им миру не стал бы.
Вся его жизнь теряла бы смысл, если бы последние ее минуты он стал бы тратить на то, чтобы написать на стене камеры этот текст.
Но он его и не писал.

В истории изучения жизни и творчества Гумилева происходит, как это всегда бывает с наследием великих поэтов, много чудес. Чудом — иначе и сказать нельзя — спустя полвека после трагедии августа 1921 г. нашелся свидетель, который побывал в камере на Шпалерной уже после расстрела «таганцевцев» и видел, что было написано Гумилевым на этой страшной стене.
Камень на месте предполагаемого расстрела Н.Гумилева

«Эту надпись на стене общей камеры № [77] в ДПЗ на Шпалерной навсегда запомнил Георгий Андреевич Стратановский (1901–1986), арестованный осенью 1921 г. по „делу“, к которому не имел никакого отношения.
Впоследствии, он занимался переводами, преподавал в Университете (был доцентом). По вполне объяснимым причинам Г.А. Стратановский предпочитал не делать общественным достоянием свои тюремные воспоминания, хотя, конечно, ему было что рассказать и написать. Об этом знали только в его семье» (Эльзон М. Д. Последний текст Н.С. Гумилева // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С. 298).
Легализация имени Гумилева в СССР совпала со смертью Г. А. Стратановского, и ту тайну, которую он хранил в течение шестидесяти пяти лет, передал миру его сын.
Последними словами Гумилева были:
"ГОСПОДИ, ПРОСТИ МОИ ПРЕГРЕШЕНИЯ, ИДУ В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ. Н.ГУМИЛЕВ"

  • Елена Ваенга - Жираф

Комментарии

  • 24 авг 2019 23:15
    ДЕТСТВО

    Я ребенком любил большие,
    Медом пахнущие луга,
    Перелески, травы сухие
    И меж трав бычачьи рога.

    Каждый пыльный куст придорожный
    Мне кричал: "Я шучу с тобой,
    Обойди меня осторожно
    И узнаешь, кто я такой!"

    Только дикий ветер осенний,
    Прошумев, прекращал игру,-
    Сердце билось еще блаженней,
    И я верил, что я умру

    Не один,- с моими друзьями
    С мать-и-мачехой, с лопухом,
    И за дальними небесами
    Догадаюсь вдруг обо всем.

    Я за то и люблю затеи
    Грозовых военных забав,
    Что людская кровь не святее
    Изумрудного сока трав.

    <Март 1916>

    Николай Гумилев.

  • 25 авг 2019 00:16
    ЛЕОПАРДИ

    О праздниках, о звоне струн, о нарде,
    О неумолчной радости земли
    Ты ничего не ведал, Леопарди!

    И дни твои к концу тебя влекли,
    Как бы под траурными парусами
    Плывущие к Аиду корабли.

    Ты женщину с холодными глазами,
    Влюбленную лишь в самое себя,
    И родину любил под небесами.

    Мечтал о них, как в смертный час скорбя,
    Их смешивал в мечтах...но не любили
    Ни родина, ни женщина тебя.
  • 25 авг 2019 08:21
    Я сомневаюсь, что в 1914 году Анна и Николай представляли что принесет им 17...
  • 25 авг 2019 12:31
    Как и сейчас ...
  • 25 авг 2019 14:18
    Когда все расселятся в раю и аду,/ земля итогами подведена будет - помните: в 1916 году  из Петрограда  исчезли красивые люди./ В.В. Маяковский
  • 25 авг 2019 14:53
    Чугунная ограда,
    Сосновая кровать.
    Как сладко, что не надо
    Мне больше ревновать.

    Постель мне стелют эту
    С рыданьем и мольбой;
    Теперь гуляй по свету
    Где хочешь. Бог с тобой!

    Теперь твой слух не ранит
    Неистовая речь,
    Теперь никто не станет
    Свечу до утра жечь.

    Добились мы покою
    И непорочных дней…
    Ты плачешь – я не стою
    Одной слезы твоей.

    27 августа 1921, Царское Село
    Написано 27 августа 1921 года. Гумилева уже два дня как нет в живых, но об этом никто еще не знает, а  сердцу Ахматовой уже все ведомо.
  • 25 авг 2019 15:33
    Не бывать тебе в живых.
    Со снегу не встать.
    Двадцать восемь штыковых,
    Огнестрельных пять.
    Горькую обновушку
    Другу шила я.
    Любит, любит кровушку
    Русская земля.
    Анна Ахматова, 1921 год
  • 25 авг 2019 23:44
    Спасибо большое  за память о Н.Гумилёве...прочла эти страшные строки о последних днях и трагической кончине романтика и рыцаря русской поэзии и подумалось,какой силой воли надо обладать,чтобы иметь способность в предсмертные часы видеть прекрасное только потому,что носишь прекрасную душу внутри себя,как Гумилёв...
    Но за стих и за отвагу,
    За сонеты и за шпагу -
    Знаю — город гордый мой
    В час вечерний, в час заката
    Каравеллою крылатой
    Отвезет меня домой.
  • 26 авг 2023 05:34
    кровавая революция...стреляет без разбора...любит, любит кровушку русская Земля. Жалко поэта...ушёл целый мир...оборвалась любовь и жизнь...
  • 1 сен 2023 23:18
    Как жаль прекрасных людей, они не защещены от жестокости жизни, шпага в таких случаях не помогает