Бродский назвал Цветаеву самым крупным поэтом двадцатого века.

«В русской, во всяком случае, она заняла место чрезвычайно отдельное от всех — включая самых замечательных — современников…»
«Цветаева действительно самый искренний русский поэт, но искренность эта, прежде всего, есть искренность звука — как когда кричат от боли. Боль — биографична, крик — внеличен. Тот ее «отказ» перекрывает, включая в себя, вообще что бы то ни было. В том числе личное горе, отечество, чужбину, сволочь тут и там. Самое же существенное, что интонация эта — интонация отказа — у Цветаевой предшествовала опыту. «На твой безумный мир -- ответ один — отказ». Здесь дело не столько даже в «безумном мире» (для такого ощущения вполне достаточно встречи с одним несчастьем), дело в букве — звуке — «о», сыгравшем в этой строчке роль общего знаменателя. Можно, конечно, сказать, что жизненные события только подтвердили первоначальную правоту Цветаевой. Но жизненный опыт ничего не подтверждает. В изящной словесности, как и в музыке, опыт есть нечто вторичное. У материала, которым располагает та или иная отрасль искусства — своя собственная линейная, безоткатная динамика» / И. Бродский. /
Всего Бродский написал о Цветаевой три статьи, и все они проникнуты нескрываемой симпатией к великой поэтессе и ее творчеству.
Кто действительно любит поэзию Марины Цветаевой, тот уже привык, что истинные сокровища изящной словесности, как правило, нелегки для усвоения.
Хвала Бродского Цветаевой была так щедра еще и оттого, что он сам был богат. Он не робел перед великим цветаевским даром — он ему радовался. Цветаевские строки всякий раз дарили ему задержку дыхания и мгновения интенсивнейшего существования. Ему не надо было, обдирая руки и колени, штурмовать эту вершину: он легко обнимал ее взглядом. Ибо был соразмерен: он сам был обитателем тех же высот.
Неиссякаемость его хвалы обусловлена и уникальной настроенностью на диапазон цветаевских «волн». Оттого и слух его оказался столь безукоризнен и восприимчив — до малейшего шороха.
Только ли в профессионализме тут дело? Конечно, и в нем. Но главным было то, что сам он принадлежал к той же породе поэтов. В его собственном мироощущении преобладали те же трагические тона; как и Цветаева, он склонен был соизмерять любое явление или частность с вечностью; владела им и вполне сравнимая с цветаевской неукротимая страсть к постижению мира средствами поэтического слова.
Бессмертия у смерти не прошу.
Испуганный, возлюбленный и нищий, —
но с каждым днем я прожитым дышу
уверенней и сладостней и чище.
Как широко на набережных мне,
как холодно и ветрено и вечно,
как облака, блестящие в окне,
надломленны, легки и быстротечны.
И осенью и летом не умру,
не всколыхнется зимняя простынка,
взгляни, любовь, как в розовом углу
горит меж мной и жизнью паутинка.
И что-то, как раздавленный паук,
во мне бежит и странно угасает.
Но выдохи мои и взмахи рук
меж временем и мною повисают.
Да. Времени — о собственной судьбе
кричу все громче голосом печальным.
Да. Говорю о времени себе,
но время мне ответствует молчаньем.
Лети в окне и вздрагивай в огне,
слетай, слетай на фитилечек жадный.
Свисти, река! Звони, звони по мне,
мой Петербург, мой колокол пожарный.
Пусть время обо мне молчит.
Пускай легко рыдает ветер резкий
и над моей могилою еврейской
младая жизнь настойчиво кричит.
_____ И. БРОДСКИЙ.

Комментарии

  • 12 сен 2019 13:11
    Любовь Бродского к Цветаевой не только не остывала, но, казалось, росла с годами. Первое его эссе о ней написано в 1979 году, а тринадцать лет спустя, в 1992 году, на конференции в Амхерсте Бродский сказал уже нечто совсем категорическое: "Крупнее Цветаевой в нашем столетии нет поэта".
  • 12 сен 2019 13:29
    К тебе, имеющему быть рожденным
    Столетие спустя, как отдышу, —
    Из самых недр, — как на смерть осужденный,
    Своей рукой — пишу:

    — Друг! Не ищи меня! Другая мода!
    Меня не помнят даже старики.
    — Ртом не достать! — Через летейски воды
    Протягиваю две руки.

    Как два костра, глаза твои я вижу,
    Пылающие мне в могилу — в ад, —
    Ту видящие, что рукой не движет,
    Умершую сто лет назад.

    Со мной в руке — почти что горстка пыли —
    Мои стихи! — я вижу: на ветру
    Ты ищешь дом, где родилась я — или
    В котором я умру.
    _______ М. Цветаева.
  • 12 сен 2019 20:40
    Спасибо всем. Помогает выплывать.
  • 12 сен 2019 21:13
  • 12 сен 2019 23:31
    " Произведения  искусства  создаются  всегда  с  тем  расчётом,  что  оно  переживёт  своего  творца.  перефразируя  философа,  можно  сказать,  что  сочинение  поэзии--тоже  упражнение  в  умирании.  Но  ,  помимо  чисто  языковой    потребности,  писать  человека  побуждает  не  столько  забота  о  бренной  плоти,сколько  желание  сберечь  какие-то  вещи   из  своего  мира--собственной  цивилизации-- собственной  не-семантической  среды.  Искусство  --не  лучшее,  но  иное  существование;это  не  попытка  сбежать  от  реальности,  а  ровно   обратное--попытка  вдохнуть   в неё  жизнь.  Это  дух,  ищущий  плоть,  но  отыскивающий  слова...."--И. Бродский,  "Дитя  цивилизации".
  • 20 сен 2019 07:07
    Добавить нечего...
    Как всегда-метко,просто и вместе с тем-гениально!
    Спасибо !