3 ноя 2017
АННА МАРИЯ ТЮССО.
ИСТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников
В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни
/Слева – восковая фигура Вольтера – первая самостоятельная работа мадам Тюссо. Справа – восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI | Фото: 100grt.ru
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/150716/30454/
/Слева – восковая фигура Вольтера – первая самостоятельная работа мадам Тюссо. Справа – восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI | Фото: 100grt.ru
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/150716/30454/
Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.
Восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI
Восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI
В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.
Слева – мадам Тюссо. Справа – мадам Тюссо создает портрет гильотинированной Марии-Антуанетты. Восковая фигура
Слева – мадам Тюссо. Справа – мадам Тюссо создает портрет гильотинированной Марии-Антуанетты. Восковая фигура
Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея. Экспонаты из комнаты ужасов музея мадам Тюссо |
Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».
ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН.В 1794 году умер Филипп Кортюс, который завещал всю свою коллекцию «талантливейшей мастерице человеческих копий». Вскоре Мария венчается в Париже с инженером Франсуа Тюссо. С того момента ее стали называть так, как величают ее до сих пор, — мадам Тюссо. У супругов родилась девочка, но в девятимесячном возрасте она умерла из-за болезни. Позже появились на свет сыновья Жозеф и Франсуа. Семейную жизнь Марии вряд ли можно назвать счастливой. Франсуа занимается только своими делами, мало заботясь о супруге и детях. Это стало одной из причин того, что мадам Тюссо решила покинуть Париж. Вторым же обстоятельством, подтолкнувшим ее к переезду, стало намерение правительства Франции национализировать коллекцию, насчитывавшую 120 фигур, и за счет нее пополнить государственную казну.
В 1802 году Мария Тюссо вместе с сыновьями, восковыми фигурами отправилась в Британию. С собой у нее было письмо верховного палача Парижа к коллеге из Эдинбурга Джону Уильямсу чтобы он содействовал мадам в ее труде — разрешил снимать посмертные маски, состригать волосы… Таким образом предприятие было обеспечено средствами производства. А хорошую рекламу Тюссо сделал молодой журналист Чарльз Диккенс. Специально для англичан Мария создала скульптуры Ричарда Львиное Сердце, Генриха VII, Марии Стюарт, Марии Тюдор, Кромвеля. Британцы это оценили, и выставка пользовалась большим успехом. В 1804 м дело мадам Тюссо пережило крах. Во время гастролей по Ирландии пароход со всей ее коллекцией затонул. Благо все муляжи, которые она бережно хранила, находились на другом корабле. Но Мария не сдалась. Она взяла кредит на покупку материалов, после чего день и ночь трудилась, восстанавливая скульптуры. Ей удалось не только все восстановить, но добавить новые персонажи: Скотта, Байрона, Нельсона, Картуша. Обновленная экспозиция триумфально путешествует по городам Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса. В 1835 году сын Франсуа уговорил мать открыть стационарную выставку. Она купила дом в центре Лондона и открыла музей, положивший начало империи мадам Тюссо, процветающей и в нашем XXI веке.
ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН.В 1794 году умер Филипп Кортюс, который завещал всю свою коллекцию «талантливейшей мастерице человеческих копий». Вскоре Мария венчается в Париже с инженером Франсуа Тюссо. С того момента ее стали называть так, как величают ее до сих пор, — мадам Тюссо. У супругов родилась девочка, но в девятимесячном возрасте она умерла из-за болезни. Позже появились на свет сыновья Жозеф и Франсуа. Семейную жизнь Марии вряд ли можно назвать счастливой. Франсуа занимается только своими делами, мало заботясь о супруге и детях. Это стало одной из причин того, что мадам Тюссо решила покинуть Париж. Вторым же обстоятельством, подтолкнувшим ее к переезду, стало намерение правительства Франции национализировать коллекцию, насчитывавшую 120 фигур, и за счет нее пополнить государственную казну.
В 1802 году Мария Тюссо вместе с сыновьями, восковыми фигурами отправилась в Британию. С собой у нее было письмо верховного палача Парижа к коллеге из Эдинбурга Джону Уильямсу чтобы он содействовал мадам в ее труде — разрешил снимать посмертные маски, состригать волосы… Таким образом предприятие было обеспечено средствами производства. А хорошую рекламу Тюссо сделал молодой журналист Чарльз Диккенс. Специально для англичан Мария создала скульптуры Ричарда Львиное Сердце, Генриха VII, Марии Стюарт, Марии Тюдор, Кромвеля. Британцы это оценили, и выставка пользовалась большим успехом. В 1804 м дело мадам Тюссо пережило крах. Во время гастролей по Ирландии пароход со всей ее коллекцией затонул. Благо все муляжи, которые она бережно хранила, находились на другом корабле. Но Мария не сдалась. Она взяла кредит на покупку материалов, после чего день и ночь трудилась, восстанавливая скульптуры. Ей удалось не только все восстановить, но добавить новые персонажи: Скотта, Байрона, Нельсона, Картуша. Обновленная экспозиция триумфально путешествует по городам Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса. В 1835 году сын Франсуа уговорил мать открыть стационарную выставку. Она купила дом в центре Лондона и открыла музей, положивший начало империи мадам Тюссо, процветающей и в нашем XXI веке.
В 1794 году умер Филипп Кортюс, который завещал всю свою коллекцию «талантливейшей мастерице человеческих копий». Вскоре Мария венчается в Париже с инженером Франсуа Тюссо. С того момента ее стали называть так, как величают ее до сих пор, — мадам Тюссо. У супругов родилась девочка, но в девятимесячном возрасте она умерла из-за болезни. Позже появились на свет сыновья Жозеф и Франсуа. Семейную жизнь Марии вряд ли можно назвать счастливой. Франсуа занимается только своими делами, мало заботясь о супруге и детях. Это стало одной из причин того, что мадам Тюссо решила покинуть Париж. Вторым же обстоятельством, подтолкнувшим ее к переезду, стало намерение правительства Франции национализировать коллекцию, насчитывавшую 120 фигур, и за счет нее пополнить государственную казну.
В 1802 году Мария Тюссо вместе с сыновьями, восковыми фигурами отправилась в Британию. С собой у нее было письмо верховного палача Парижа к коллеге из Эдинбурга Джону Уильямсу чтобы он содействовал мадам в ее труде — разрешил снимать посмертные маски, состригать волосы… Таким образом предприятие было обеспечено средствами производства. А хорошую рекламу Тюссо сделал молодой журналист Чарльз Диккенс. Специально для англичан Мария создала скульптуры Ричарда Львиное Сердце, Генриха VII, Марии Стюарт, Марии Тюдор, Кромвеля. Британцы это оценили, и выставка пользовалась большим успехом. В 1804 м дело мадам Тюссо пережило крах. Во время гастролей по Ирландии пароход со всей ее коллекцией затонул. Благо все муляжи, которые она бережно хранила, находились на другом корабле. Но Мария не сдалась. Она взяла кредит на покупку материалов, после чего день и ночь трудилась, восстанавливая скульптуры. Ей удалось не только все восстановить, но добавить новые персонажи: Скотта, Байрона, Нельсона, Картуша. Обновленная экспозиция триумфально путешествует по городам Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса. В 1835 году сын Франсуа уговорил мать открыть стационарную выставку. Она купила дом в центре Лондона и открыла музей, положивший начало империи мадам Тюссо, процветающей и в нашем XXI веке.
В 1802 году Мария Тюссо вместе с сыновьями, восковыми фигурами отправилась в Британию. С собой у нее было письмо верховного палача Парижа к коллеге из Эдинбурга Джону Уильямсу чтобы он содействовал мадам в ее труде — разрешил снимать посмертные маски, состригать волосы… Таким образом предприятие было обеспечено средствами производства. А хорошую рекламу Тюссо сделал молодой журналист Чарльз Диккенс. Специально для англичан Мария создала скульптуры Ричарда Львиное Сердце, Генриха VII, Марии Стюарт, Марии Тюдор, Кромвеля. Британцы это оценили, и выставка пользовалась большим успехом. В 1804 м дело мадам Тюссо пережило крах. Во время гастролей по Ирландии пароход со всей ее коллекцией затонул. Благо все муляжи, которые она бережно хранила, находились на другом корабле. Но Мария не сдалась. Она взяла кредит на покупку материалов, после чего день и ночь трудилась, восстанавливая скульптуры. Ей удалось не только все восстановить, но добавить новые персонажи: Скотта, Байрона, Нельсона, Картуша. Обновленная экспозиция триумфально путешествует по городам Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса. В 1835 году сын Франсуа уговорил мать открыть стационарную выставку. Она купила дом в центре Лондона и открыла музей, положивший начало империи мадам Тюссо, процветающей и в нашем XXI веке.
Немец впоследствии заявил, что на табличке было написано, что нельзя фотографироваться со статуями, но о том, что им нельзя отрывать головы, ничего не было сказано. Также турист уточнил: его очень беспокоит тот факт, что Гитлер является туристической достопримечательностью.