МЕМОРИАЛ «168-Й КМ» НА БЕРЕГУ РЕКИ ОСУГА.

ИСТОРИЯ ТРАГЕДИИ И ПАМЯТИ.
Многие жители и гости нашей местности знают, что через реку Осуга проходит железнодорожный мост и братское захоронение рядом с ним. 20 марта исполнился 81 год со дня трагических событий, ставших основанием создания братского захоронения в этом месте.
Железнодорожный мост через реку Осугу, которая является естественной границей между Тверской и Смоленской областями, является самой южной точкой Ржевского района и Тверской области. Построен он в первоначальном виде в 1888 году, когда в эксплуатацию сдан участок Николаевской железной дороги между городами Ржев и Вязьма. В нынешнее время относится к отделению Московской железной дороги. Располагается в 4 км южнее станции Осуга Ржевского района.
История данного железнодорожного моста во время Великой Отечественной войны героическая и трагическая одновременно. Как часто в истории нашей многострадальной земли переплетаются героизм и трагизм. Вот и это инжененрное сооружение пропитано этими чувствами. И хоть построен мост из бездушного металла, но на его страже всегда останутся души тех, кто сложил головы на подступах к нему.
Стоит сразу сказать, что мосты через реки, а уж тем более железнодорожные, являются важными стратегическими объектами. Так было и во время боёв в годы Великой Отечественной войны.
Здесь, в районе станции Осуга и остановочной платформы «168-ой километр» (района ж/д моста), в 1942 году постоянно дежурили несколько немецких бронепоездов. На одном, носившем название PZ-1, размещался 2-й зенитный полк немецкой 41-й дивизии. Именно он отбивал атаки советских войск во время Второй Ржевско-Сычевской наступательной операции ноября-декабря 1942 года. На вооружении его были 32 пулемёта, две 20-мм противовоздушных пушки, 4 гранатомёта и 2 противотанковых пушки.
Как пишет в своих воспоминаниях солдат вермахта Гейнрих Аустерманн: «бронепоезд был похож на грузовой состав, который прибыл на подмогу частям вермахта в боях под Осугой зимой 1942 года. На нём связь с армейским командованием…» В апреле бронепоезд был отправлен на ремонт в Польшу после нескольких попаданий советских авиабомб.
Второй бронепоезд продолжал курсировать в районе железнодорожного моста и станции Осуга. С 6 по 11 августа 1942 года он успешно участвовал в боях с советскими войсками в районе деревни Шаламово (5 км севернее станции Осуга). Особенно активно немецкий бронепоезд участвовал в боях в районе железнодорожного моста через реку Осуга во время в ноябре-декабре 1942 года, когда советские войска проводили в этом месте наступательную операцию «Марс».
29 ноября данный железнодорожный мост удерживал 62-й инженерный батальон немецких войск. Оборона была выстроена на «отлично», хотя южнее на 1 км железную дорогу уже перерезали части 6-го танкового корпуса советских войск. В 300 метрах юго-западнее от моста в деревне Ложки закрепилась 100-я советская танковая бригада, которая безуспешно пыталась атаковать мост.
Уже утром 30 ноября 42-го года немецкая оборона железнодорожного моста укрепилась подошедшим со станции Осуга 2-м батальоном 430-го гренадёрского полка. По высокому левому берегу реки Осуга были вкопаны немецкие танки, которые прямой наводкой били по скопившимся в деревне Ложки советским танкам. Советские танкисты 100-й танковой бригады практически все погибли, единицам удалось отступить.
В этот день, 30 ноября, железнодорожный мост через реку Осуга попытался взять штурмом 124-й кавалерийский полк советских войск. В этом бою немецким войскам прекрасно помог бронепоезд. Он имел задание на подъезде из Сычевки к Осуге обеспечить охрану моста через реку. С юга к мосту устремились советские кавалеристы. Бронепоезд проехал сквозь полк, рассек его на восточную и западную половины и на мосту (он был без перил), поднятом на 30-метровую высоту, хладнокровно уничтожил стоящих там кавалеристов.
Стоит отметить, что не имеется не единого факта подрыва моста советской авиацией, активно действовавшей в небе над станцией Осуга и уничтожившей ни один немецкий железнодорожный эшелон. Виной этому стали зенитные орудия, которыми обильно укрепили все подступы к стратегически важному мосту. Во время одной из бомбардировок станции Осуга в декабре 1942 года, советские самолёты уходили домой, но в районе железнодорожного моста два из них были сбиты. Место гибели одного самолёта установили поисковики несколько лет назад.
Таким образом, железнодорожный мост через реку Осуга за всё время 18-ти месячной фашистской оккупации так ни разу и не переходил в руки советским войскам. Во время проведения немецкой операции «Бюфель» в марте 1943 года, в районе деревни Рыково и железнодорожного моста были установлены позиции арьергардных (прикрывающих) частей отступающей немецкой группировки войск из Ржева.
6 марта станция Осуга и железнодорожный мост через одноименную реку были освобождены наступающими советскими частями. В итоге было уничтожено порядка 600 немецких солдат (подробнее об освобождении южной части Ржевского района можете прочесть в моей статье https://vk.com/wall-107380162_3682 ). Но мост оказался взорванным и тщательно заминированным отступившими немецкими войсками.
В районе железнодорожного моста через реку Осуга 6 марта смертью храбрых погиб командир 1-го батальона 426 стрелкового полка 88-й дивизии капитан Паневин Георгий Данилович. Его батальон стремился выйти к реке Осуга в районе ж/д моста. Здесь на противоположном пологом правом берегу реки располагалась многострадальная деревня Ложки, которая стала опорным пунктом укреплённой линии арьергарда отступающих немецких войск. Здесь лично Паневин уничтожил 4 огневые точки противника и захватил одну 45 мм пушку, батальон уничтожил более 50 немецких солдат и офицеров. Командир батальона в ходе боя за Ложки был убит тремя выстрелами снайпера – от первых двух пуль Паневин не дрогнул и продолжал двигаться вперёд, и только третья пуля прервала жизнь отважного командира.
В бою за деревню Ложки большую роль сыграла пулемётная рота 426-го стрелкового полка, которая разделилась и выдвинулась по флангам полка вперёд, обратив в бегство под шквальным огнём часть немецких солдат, тем самым позволив основным силам полка быстрее занять населённый пункт.
После освобождения Осугского края от немецкой оккупации для работ по разминированию и восстановлению взорванного железнодорожного моста на берег реки Осуги прибыл 3-й Отдельный Мосторемонтный Железнодорожный батальон (далее 3-й ОМБ) 26-й Отдельной Железнодорожной бригады (далее 26-й ЖДБР).
Бойцы 26-й бригады разминировали разрушенное железнодорожное полотно между станцией Осуга и мостом. Начальник службы заграждения 26-й ЖДБР старший лейтенант Ивченко Павел Саввич, выполняя боевое задание по разминированию ж/д участка Ржев-Осуга, умело организовал разминирование и лично сам 17 марта 1943 года на 166 + 880 м обезвредил взрывом неизвлекаемый фугас в земляном полотне весом 500 кг. 18 марта лично обнаружил и обезвредил фугас в колодце гидроколонки на станции Осуга весом 500 кг, у которого был установлен часовой взрыватель замедленного действия и взрыватель натяжного действия, как сюрприз. Часовой взрыватель неизвестной конструкции, впервые применённый противником. Проявляя инициативу и принебрегая опасностью, Ивченко обезвредил фугас и извлёк его за 22 часа 45 минут до взрыва. Такой же фугас был обнаружен и обезврежен и в ещё одном гидроколодце на станции Осуга.
Младший сержант Артюгин Иван Иванович 26-й ЖДБР при разминировании участка железной дороги у «Семёновского» переезда на 166-м км заметил трещины в двух шпалах. Обследовав шпалы и поработав щупом в насыпи, Артюгин обнаружил фугас, тщательно замаскированный немцами. Фугас состоял из нескольких авиабомб, взрывчатого вещества в пакетах и неизвестного прибора – общий вес более 500 кг. Артюгину пришлось обезвредить фугас подрывом его на месте, так как он оказался неизвлекаемым. За это он получил медаль «За отвагу».
Тогда, в марте 1943 года, минноподрывной взвод под командованием опытного лейтенанта Анатолия Дмитриевича Шиганова обследовал всю территорию в районе расположения железнодорожного моста, мест дислокации батальона, путей подвоза техники и материалов; при этом были обнаружены и обезврежены десятки фугасов, в том числе и особо мощных, с весом заряда до тонны и более, несколько сотен различных мин. Два больших фугаса обнаружили и обезвредили в насыпи вблизи моста через Осугу. Тщательные поиски других результатов не дали.
Железнодорожный мост через Осугу был большой — общей длиной 88 м и высотой 22 м. Его вывели из строя, взорвав пролетное строение и частично разрушив оголовки обоих береговых устоев. В результате отверстие моста оказалось загроможденным остатками металлического пролетного строения, глыбами камня и льда. Поэтому работы по восстановлению начались с расчистки русла. Другие подразделения готовили деревянные конструкции опор и ледореза, строили подмости для парового копра, сборка которого подходила к завершению.
Из воспоминаний заслуженного строителя России Павла Максимовича Кузина, бывшего военного инженера 3-го ранга, командира подразделения, восстанавливавшего мост через Осугу, 20-го марта 1943 года стояла хорошая, ясная погода. За несколько дней до этого командир батальона получил повышение и на его место был назначен майор Семен Громагович-Федорчук.
У всех военнослужащих в эти дни было приподнятое настроение, вызванное начавшимся наступлением Западного фронта, сообщениями об успехах на других фронтах, недавним награждением орденами и медалями 39 человек личного состава за досрочное восстановление моста через Вазузу. Возле моста, производя различные работы, находился почти весь батальон. И вдруг тишину потряс мощный взрыв…
Когда рассеялся дым, тем, кто находился на возвышенном берегу, со стороны деревни, открылась страшная картина. Вместо противоположного берегового устоя видны были только остатки фундамента, бетонные глыбы, гранитные блоки, лежащие бесформенным нагромождением. Комья смерзшейся земли чернели на откосах насыпи, берегах реки и на льду, возле моста. Перевернутый и полузатонувший валялся на льду копер. Десятки неподвижных или корчившихся тел лежали на льду по берегам реки. Раздавались стоны, крики о помощи. Сержант 3-го ОМБ Иванов Николай Сергеевич при взрыве моста через Осугу получил ранение ноги, после чего она сразу была у него ампутирована.
Проверка показала, что погиб 21 человек и более 100 получили ранения различной тяжести. Врачи, фельдшера, санинструкторы работали не разгибая спины. Особенно самоотверженно действовали фельдшера Зубков и Бережной. Личный состав сразу после случившегося был удален из района моста. И вскоре произошел взрыв второго устоя. Он, правда, был слабее первого, не принес больших разрушений и никто из людей не пострадал. Всего же в этот день погибшими, ранеными и тяжело контуженными батальон потерял по численности целую роту.
Но этим потери не ограничились. Несколькими днями позже начался интенсивный ледоход, который создавал реальную угрозу разрушения опоры моста. Было принято решение взрывать лед с берегов выше моста. Один из руководителей этой операции, командир минно-подрывного взвода старший лейтенант Шиганов, непосредственно участвуя в выполнении данного задания, подорвался и погиб. Получил тяжелые ранения другой подрывник, но мост отстояли...Погибшие в тот день были захоронены в братской могиле, недалеко от железнодорожного моста через реку Осуга. Ее место обозначено оградой, в которой стоит бетонный обелиск со звездой и памятной доской, сооруженные в 1956 году. Рядом, в отдельной могиле похоронен старший лейтенант Шиганов.
По рассказам одной из жительниц недалеко расположенной во время войны дер. Петраково, в конце марта-начале апреля 1943 года они с сестрой обнаружили во время ледохода на реке Осуга тело погибшего красноармейца. Тело было прижато льдинами к берегу реки.Судя по внешним признакам, это был военнослужащий, погибший во время взрыва на ж/д мосту. На нём была спецодежда и приспособление в виде плечевых обхватов, позволяющее работать в подвешенном состоянии. Документов при нём не было. Женщины перенесли его подальше от воды и похоронили здесь же на берегу. Во время паводков вода до неё не доходила, а вот после открытия Вазузского водохранилища могила, к сожалению, скорее всего оказалась под водой.
В 1957 году в Братскую могилу 168-й км были перенесены останки 41 советского солдата из расположенной в 1 км дер. Федяйково. Эти войны своей Родины погибли в январе 1942 года и в марте 1943 года. Вечная им память!!!
Мемориал рядом с железнодорожным мостом на 168-м километре благоустроен и ухожен местными жителями. В 2018 году силами местного жителя Калашникова А.С. и жителя Ржева Белозёрова В.Г. братское захоронение капитально отреставрировано (об этом читайте в статье https://vk.com/wall-59476710_3220 ). В 2019 году силами тех же энтузиастов и родных погребённого бойца Курдюкова Т.С. полностью заменено ограждение братской могилы (ссылка https://vk.com/wall24293734_5953 ), восстановлена табличка красноармеца Ряшенцева Ф.Е., установлены новые скамейки. Сейчас мемориал часто посещают местный жители, а мимо, по тому самому мосту, проносятся грузовые и пассажирские железнодорожные составы. Мост и до сих пор выполняет в полном объёме возложенные на него функции, а на его охране молча стоят те солдаты Красной Армии, что упокоились в земле в районе, где железный 88-ти метровый гигант соединил живописные берега реки Осуги.
К статье приложены фотографии из Архива 3-го ОМБ, апрель 1943 год, восстановление моста через Осугу. Фото боевого состава 3-го ОМБ. Фото ветеранов 3-го ОМБ, которые при жизни ежегодно приезжали на братскую могилу 9 Мая.
КАЛАШНИКОВ А.С.

Комментарии