ИЗ БИБЛИОТЕКИ АВТОРА!!!

Заметки Интересанта на Историю Крыма.
Начинать любое дело нужно – с Команды!
Продолжение.
Начинать новое дело, необходимо с чистого листа, - так думал царь Петр. И был прав, а для начала - перевел все государственное лето исчисление на европейский манер, с 1 января 1700 года.

• В первый день 1700 г. Россия перешла на новое летосчисление. По указу главы государства следовало «...в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом, .. у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, ...чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты сколько у кого случится, и зажигать огни». Так, вслед за 31 декабря 8208 г. от Сотворения мира наступило 1 января 1700 г. от Рождества Христова. Россия стала жить по новому календарю.
Петр, по праву получивший от потомков торжественное прозвание – признание Великий, живейшим образом откликался на все новое, что происходило в мире. Существуй в его времена такие явления, как «инновации» и «нано технологии», то государь непременно бы отдал соответствующие распоряжения о повсеместном насаждении в стране упомянутых диковин. Кажется, не было такого уголка России, которого Петр не желал бы до неузнаваемости изменить. К концу его правления мало осталось мест, избежавших Петровских преобразований.
• Без Петра Великого не было бы ни Питера, этой его «гениальной ошибки», основанной на костях и болоте в 1703 г., ни славного русского флота, ни вооруженной до зубов армии, ни системной военной разведки, ни первого русского музея, ни первой русской газеты, ни много чего еще.
Первого русского императора с его командой, - смело можно причислить к единицам избранных, которым удалось повернуть ход истории. Возможно, удалось это не в последнюю очередь
потому, что ход русской истории к концу XVII века, - и ходом-то назвать трудно, было просто стояние.

Преобразования, инициатором и главной движущей силой которых был Петр, вызывали, и будут еще вызывать, - самые разные оценки всему (как и положено, всему - великому, грандиозному). Даже для своих современников он был одновременно и земным богом, и антихристом, и «людомором». Нормальные, но разно полюсные оценки.
XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой
- завязала с Европой более тесные торговые и дипломатические связи,
- использовала ее ТЕХНИКУ и науку,
- воспринимала ее культуру и просвещение. Но общаться начали не со всей Европой.
А для учебы была выбрана Голландия, самая передовая страна того времени.
Учась и заимствуя, - Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было ей необходимо. Это было время накопления сил, которое дало возможность осуществить, подготовленные самим ходом исторического, развития России грандиозные реформы Петра.
Реформы Петра, - это не просто набор, каких - то постулат и догм. Это был взвешенный и обдуманный шаги, - руководителя Государства. Именно, что шаг был обдуманный, он - был подготовлены всем ходом развития Государства и его царства.
Была начертана довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, а в ином шедшая даже дальше их. А что же было в основе? Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. А в России началась Северная война, заметим вынужденная историческим ходом развития.
Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.
Историческая справка.
О Государстве и Религии.
Вынужденная реакция на будущее противодействие
• Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили его взгляды на отношение государства и церкви. С изрядным вниманием Пётр слушал советы Вильгельма Оранского в 1698, во время своих неофициальных встреч, устроить Церковь в России, на манер, - Англиканской, объявив себя её Главою.
Пётр I, став у кормила государственного правления, видел глухое, а порою и явное, недовольство духовенства теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России, ибо они разрушали старый московский строй и обычаи, которым те были так привержены.
Как носитель государственной идеи, Пётр не допускал даже мысли, о самостоятельности церкви в государстве, а как реформатор, отдавший жизнь делу обновления отечества, он не любил духовенство, в массе которого находил наибольшее число противников того, что ему было самому более всего близко. Но человеком неверующим он не был, скорее он принадлежал к числу тех, кого называют равнодушными к делам веры.
Когда в представлении Петра всё противодействовавшее и враждебное его реформам и замыслам воплотилось в лице духовенства, он решил обезвредить это противодействие, на это были направлены все его реформы, относящиеся к устройству Российской Церкви. Как то:
- Устранение возможности вырасти «русскому папе» — второму государю, самодержцу равносильному или большему, каким мог стать, а в лице патриархов Филарета и Никона до известной степени становился, московский патриарх;
• Подчинение церкви монарху. Духовенство Пётр воспринимал как «не есть иное государство», которому «наравне с другими сословиями», должно подчиняться общим государственным законам.
Да и случай помог. Умер действующий Патриарх.
Выборы нового главы церкви, Петр приказал не проводить. Вместе с тем царь осознавал необходимость реформы церковного управления. Не в последнюю очередь это объяснялось тем, что два последних патриарха Иоаким (1674 - 1690) и Адриан (1690 - 1700), - являлись открытыми противниками петровских преобразований. Так, Иоаким в своем завещании заклинал молодого царя не знаться с "богомерзкими" иноверцами, "латины, лютеры, кальвины" и не прельщаться непотребными иноземными порядками. Помощник царя, Алексей Курбатов после смерти Адриана дал совет, - "до времени обождать" с избранием нового патриарха. Царь последовал этому совету и назначил "местоблюстителем патриаршего престола" митрополита Стефана Яворского, ученого монаха украинского происхождения. По всем важнейшим вопросам он должен был советоваться с епископами, вызванными в Москву. Эти совещания по старинке назывались Освященным собором. Однако реальная власть над церковью теперь принадлежала не духовным иерархам, а светскому учреждению - Монастырскому приказу, которому передали в подчинение патриаршие Казенный и Дворцовый приказы.
Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли теперь на государственные нужды.
Одновременно государство ограничивало число монахов, запрещало им переход из одного монастыря в другой.
Теперь у церкви появилась и обязанность, - на церковь было возложено:
- устройство и содержание начальных школ; (Вот откуда идет история возникновения – Церковно Приходских Школ).
- богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат. Вот так решался вопрос об социальном уходе за бывшими военнослужащими в том числе.
Настолько Мудрым было создание Монастырского приказа! Почему?
Остался задел для его роста и присоединения населения, являющегося сторонниками ислама, буддизма, иудеи.
Часть 2.
Заложенная мысль по увеличению обслуживания Монастырского приказа…
Такое новое определение – и его значимость, не заставила себя долго ждать. Не заставила.
Орда. В период правления Анны Иоановны (1740 году) через Урал перешла большая кочующая да следующая с просторов Азии. Это были - калмыки. Часть им присягнула на верность престолу и начала проживать в районе нынешнего Тольятти (Ставрополь – на Волге), а вторая ее часть была направлена в низовья Волги с правом оставить новым поданным их религию – буддизм.
Ныне здесь находится город Элиста в составе своей республики.
Конец 3 главы.

Крым. Ялта. 2018 год.

Комментарии

Комментариев нет.