История национального костюма: Характеристика черкесской одежды
Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народа Кавказа, в частности казаки. История национального костюма: Характеристика черкесской одеждыСтоит отметить, что черкесы никогда не были таким народом, который менял свое место жительства по нескольку раз, чем не могли похвастаться их соседи, которые кочевали с места на место, долго не находя пристанища. Северный Кавказ считался колыбелью многих народов и национальностей. Не обходилось без войн и междоусобиц. Итогом этих войн, а также тесного соседства стало то, что обычаи и традиции видоизменялись. Если один народ видел что-то хорошее у другого, как правило, перенимал это. Так и сложилась кавказская культура. Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыга фаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры. Это времена становления Византии, именно в тот момент адыги начали принимать христианство. Формирование национального костюма черкесов потребовало много времени. Окончательный вариант костюма адыги показали миру в конце ХVIII - начале XIX вв. Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь. Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками». Одежда, которая дошла до нас сегодня, - это прототип того костюма, который носили черкесы в конце XIX и в начале XX вв. История национального костюма: Характеристика черкесской одеждыУ черкесов бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник. Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же, как оружие, передавался из поколения в поколение. У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов. Длина черкески зависела от моды, обычная же длина – немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек – газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее – прямые широкие. Под черкеску поверх нательной рубашки надевали бешмет – кафтан с высоким стоячим воротником, застежкой спереди посередине до пояса, длинными и узкими рукавами. Богатые шили бешмет из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне – из домотканого сукна, а позднее из бумажной ткани. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой – две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком. На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посередине подошвы – чувяки. Князья часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения. Упомянем еще кожаный узкий пояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой и кресалом. Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрезе платья. Под рубахой носили шаровары, собранные внизу. С периода созревания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика – темно-красный, черный, реже – синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье, по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой. Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами и золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII – начале XIX века делались длинными, разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя, из-под которых были видны рукава кафтанчика и рубашки. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки. История национального костюма: Характеристика черкесской одеждыМолодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью. Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она созревала для замужества, то надевала так называемую золотую шапочку, которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке. Стоит отметить, что у черкесов больше в почете было серебро, нежели золото. Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг шеи. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец, к рождению ребенка. Перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей. На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской – чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета. Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения. Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия. Остается загадкой по сей день, и никто не может ответить на этот вопрос – каким образом и при каких обстоятельствах казаки стали носить национальную одежду черкесов? Казаки переняли национальный костюм в 1828 году. В ходе боевых сражений генерал-лейтенанта Эммануэля начала раздражать разношерстная одежда казаков, и он ввел единую для всех форму – черкеску. 16 января 1831 года указом царя Александра II национальная одежда черкесов была упразднена для всей русской армии. Если говорить о том, какое положение сегодня имеет национальная одежда черкесов, то нельзя говорить об этом без боли: черкесы ее уже практически не носят. Перенявшие эту одежду казаки носят ее намного чаще, чем адыги. Трудно будет найти семью, которая может похвастаться этой семейной реликвией. Трудно признать этот факт, но национальный костюм абсолютно забыт народом. Потрясшая весь мир «фаша» теперь стала достоянием музеев и национальных ансамблей. Как бы тяжело ни было жить в нашем мире, но черкесы потихоньку возвращаются к своим истокам, заново познавая культуру, традиции, обычаи своего великого народа. Пройдет время, и наши дети вновь наденут свою национальную одежду с гордостью, не забывая о своих предках, которые костьми легли, но дали будущее
Отвечаю!
История национального костюма: Характеристика черкесской одежды
Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народа Кавказа, в частности казаки.
История национального костюма: Характеристика черкесской одеждыСтоит отметить, что черкесы никогда не были таким народом, который менял свое место жительства по нескольку раз, чем не могли похвастаться их соседи, которые кочевали с места на место, долго не находя пристанища.
Северный Кавказ считался колыбелью многих народов и национальностей. Не обходилось без войн и междоусобиц. Итогом этих войн, а также тесного соседства стало то, что обычаи и традиции видоизменялись. Если один народ видел что-то хорошее у другого, как правило, перенимал это. Так и сложилась кавказская культура.
Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыга фаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры. Это времена становления Византии, именно в тот момент адыги начали принимать христианство. Формирование национального костюма черкесов потребовало много времени. Окончательный вариант костюма адыги показали миру в конце ХVIII - начале XIX вв.
Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь.
Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками».
Одежда, которая дошла до нас сегодня, - это прототип того костюма, который носили черкесы в конце XIX и в начале XX вв.
История национального костюма: Характеристика черкесской одеждыУ черкесов бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник. Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же, как оружие, передавался из поколения в поколение. У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов. Длина черкески зависела от моды, обычная же длина – немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек – газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее – прямые широкие.
Под черкеску поверх нательной рубашки надевали бешмет – кафтан с высоким стоячим воротником, застежкой спереди посередине до пояса, длинными и узкими рукавами. Богатые шили бешмет из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне – из домотканого сукна, а позднее из бумажной ткани. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой – две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком. На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посередине подошвы – чувяки. Князья часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения. Упомянем еще кожаный узкий пояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой и кресалом.
Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрезе платья. Под рубахой носили шаровары, собранные внизу. С периода созревания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика – темно-красный, черный, реже – синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье, по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой.
Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами и золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII – начале XIX века делались длинными, разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя, из-под которых были видны рукава кафтанчика и рубашки. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки.
История национального костюма: Характеристика черкесской одеждыМолодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью.
Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она созревала для замужества, то надевала так называемую золотую шапочку, которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке. Стоит отметить, что у черкесов больше в почете было серебро, нежели золото.
Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг шеи. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец, к рождению ребенка. Перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей.
На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской – чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета. Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения. Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия.
Остается загадкой по сей день, и никто не может ответить на этот вопрос – каким образом и при каких обстоятельствах казаки стали носить национальную одежду черкесов? Казаки переняли национальный костюм в 1828 году. В ходе боевых сражений генерал-лейтенанта Эммануэля начала раздражать разношерстная одежда казаков, и он ввел единую для всех форму – черкеску. 16 января 1831 года указом царя Александра II национальная одежда черкесов была упразднена для всей русской армии.
Если говорить о том, какое положение сегодня имеет национальная одежда черкесов, то нельзя говорить об этом без боли: черкесы ее уже практически не носят. Перенявшие эту одежду казаки носят ее намного чаще, чем адыги. Трудно будет найти семью, которая может похвастаться этой семейной реликвией. Трудно признать этот факт, но национальный костюм абсолютно забыт народом.
Потрясшая весь мир «фаша» теперь стала достоянием музеев и национальных ансамблей.
Как бы тяжело ни было жить в нашем мире, но черкесы потихоньку возвращаются к своим истокам, заново познавая культуру, традиции, обычаи своего великого народа. Пройдет время, и наши дети вновь наденут свою национальную одежду с гордостью, не забывая о своих предках, которые костьми легли, но дали будущее