Комментарии
- Владимир ШмелёвКомментарий удалён.
- Владимир ШмелёвКомментарий удалён.
- 15 ноя 2020 15:41Людмила Лопатина( Ноздрюхина)
️
- Владимир ШмелёвКомментарий удалён.
- 27 ноя 2020 12:00Людмила Костенко (Рыбкина)Прочитала на одном дыхании....!!!!! Выражаю огромную, искреннюю благодарность Вам, Владимир Алексеевич!!!! Я просто растрогана, что прикасаюсь к таким интересным судьбам, какие были у моих предков !!!! Для себя узнала очень много нового . А здание ЦБ. РФ в Краснодаре изумительное по красоте, очень нарядное!!!! Как хорошо, что оно украшает город !!!! Можно долго любоваться необычной архитектурой- торжественной и праздничной !!!! Горжусь своим дедушкой - Михаилом Ивановичем Рыбкиным !!! Спасибо Вам ещё раз !!!!
- 27 ноя 2020 18:37Марина ДаниловаЗдравствуйте, Владимир Алексеевич🙂 Я с огромным удовольствием прочла Ваш очерк. Благодарю Вас от всего сердца и очень горжусь тем, что столько людей, теперь, узнают о моём талантливом прадедушке.
- Владимир ШмелёвКомментарий удалён.
- Владимир ШмелёвКомментарий удалён.
- Владимир ШмелёвКомментарий удалён.
- Владимир ШмелёвКомментарий удалён.
- Владимир ШмелёвКомментарий удалён.
- 24 янв 2023 20:32Нина Алексеевна КоноваловаПрочитала ваш очерк с интересом! Спасибо вам, что вы сохранили память о людях, которые внесли значительный вклад в развитие культуры Кубани!
- 24 янв 2023 20:33Нина Алексеевна Коновалова
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Наследие.
Творчество и жизненный путь архитектора Михаила Ивановича Рыбкина.
Владимир Шмелёв.
“……. русский зодчий оставил нам в наследие замечательные здания - плоды своего яркого творческого воображения, точного математического расчёта и незаурядного строительного таланта”.
Виталий Бардадым.
Фотография из семейного архива внучки Людмилы Александровны Костенко (Рыбкиной) отредактирована в фоторедакторе.
Архитектор М.И. Рыбкин.
Краснодар, ул.Красноармейская (Бурсаковская), 48 /ул.Ленина (Соборная), 48.
Об архитекторе Михаиле Ивановиче Рыбкине и истории создания этого здания известно из публикаций Виталия Петровича Бардадыма в книгах: «Архитектура Екатеринодара», 2002, 2009 гг. и «Зодчие Кубани", Краснодар, Вишера, 2011 г.
Советский, российский краевед, писатель, член Союза писателей России.
Почётный гражданин Краснодара.
Писателем-краеведом написано более 30 книг, большая часть которых посвящена истории и культуре Кубани.
«Его имя появилось на екатеринодарском небосклоне в 1911 году, когда прошёл конкурс на строительство Второго общественного собрания (клуба).
В мае был объявлен конкурс, а в июне подведены итоги.
Конкурс на разработку проекта, строительство здания и 400 рублей впридачу выиграл неизвестный в Екатеринодаре архитектор Михаил Иванович Рыбкин.
Об архитекторе М.И. Рыбкине, выигравшем сложный конкурс, опубликовали газеты, о нём заговорили в городе.
Оказалось, что молодой архитектор только что прибыл в город, не женат и живёт в гостинице "Метрополь", только что открытой на ул. Красная.
Уже в начале 1913 года здание было готово, но внутренняя отделка потребовала много труда и времени.
Здание освятили 27 октября 1913 года. Это событие приурочили к 25-летию Второго общественного собрания, созданного еще в 1888 году, которое арендовало различные помещения в городе.
Новое строение было выполнено в стиле модерн и эффектно вписалось в архитектурный ансамбль Соборной площади».
«Одно из интереснейших зданий города» — так охарактеризовала местная газета новое здание Второго общественного собрания.
Освещали здание с помпой: участвовал войсковой хор, был духовный концерт, а затем банкет и выступление войскового симфонического оркестра.
А всего через неделю 3 ноября 1913 года там дал единственный сольный концерт композитор и пианист Сергей Рахманинов.
Как писала газета, «екатеринодарская публика с истинным наслаждением прослушала всю программу этого редкого музыканта с превосходной своеобразной игрой. На вызовы Рахманинов исполнил несколько вещей, из одной из которых была „Полька“, впервые исполненная с эстрады. Сбор полный. Знаменитому концертанту поднесены венок и цветы».
В большом зале собрания, ставшем одним из центров притяжения культурной жизни Екатеринодара, проходили танцевальные вечера, концерты и спектакли.
Тогда зал вмещал 700 человек, по тем временам небывалая цифра. 500 человек размещались в зале, еще 200 — на балконе.
В революционный 1917 год в здании разместились Екатеринодарский городской Совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов, исполнительный комитет Совета и оргбюро Союза рабочей молодежи «III Интернационал».
Когда в город вошли белогвардейцы, здесь разместилась Кубанская законодательная рада, которая провозгласила независимую Кубанскую народную республику. Просуществовала она недолго.
В 1920 году на Кубани окончательно установилась советская власть. В бывшем здании Второго общественного собрания обосновался гарнизонный клуб «Красная звезда».
Вскоре в клубе открылся «Детский городок». Дети занималась в классах рисования, лепки, музыки, в гимнастической секции, работали клубы по интересам – географический, литературный, натуралистов.
Здесь же в 1921 году писатель Самуил Маршак организовал первый детский театр в России. Театр просуществовал там до 22-го года, затем здание стало именоваться Клубом Профинтерна (по публикациям краеведов).
Но в телефонном справочнике Краснодара 1933 г. находим: «Клуб Профинтерн - Пролетарская 15 - 1» (это угол Мира и Рашпилевской) и «Дом Красной армии, Красноармейская 44, тел. 0-90».
Здание было восстановлено, но без балкона зала. В нем работал Гарнизонный Дом Офицеров.
На концерты и праздничные мероприятия в который ходили целые поколения краснодарцев.
Последние несколько лет творение архитектора М.И. Рыбкина служило местом для всевозможных «выставок-продаж шуб». Здание ветшало и разрушалось. Наконец здание было передано краевому министерству культуры, и появилась надежда, что ситуация изменится.
В апреле 2020 г. в здании начались масштабные реставрационные работы.
Остаётся только дождаться, когда творение архитектора М.И. Рыбкина предстанет в своей первоначальной красе.
В 1911 году в станице Кореновской, на средства купечества станицы и казачества было построено единственное 2-х этажное здание купеческого банка Общества взаимного кредита.
Исходя из архитектуры и назначения здания, вполне возможно что автором проекта был Николай Митрофанович Козо-Полянский и автором проекта фасада архитектор М.И. Рыбкин. Именно эти архитекторы выполняли двумя годами позже проект здания Общества взаимного кредита в Екатеринодаре.
Здание в станице получилось скромнее, чем более позднее здание Общества взаимного кредита в Екатеринодаре (1913 г.), но и возможности станичного купечества были скромнее.
Тем не менее, здание и сейчас привлекает внимание жителей и гостей города.
Фасад Успенского женского монастыря Кореновска (Здание Общества взаимного кредита). 1911 г.
Успенский женский монастырь Кореновска (Здание Общества взаимного кредита 1911 г. ).
Автор проекта Николай Митрофанович Козо-Полянский, автор проекта фасада архитектор М.И. Рыбкин (предположительно).
Краткая историческая справка
об объекте культурного наследия «Банковское здание, 1911 г.»,
Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Красная, 104 из фонда Кореновского историко-краеведческого музея.
«С активным экономическим развитием и освоением Кубани формируется разветвленная сеть кредитно-финансовых учреждений. (Начало формирования кредитной системы в Кубанской области относится к 70-м годам Х1Х века. Первыми кредитными учреждениями стали организации краткосрочного кредита – городские общественные банки, общества взаимного кредита и т.д.).
В конце Х1Х в. начинается активное внедрение банковского капитала в экономику Кубанской области. Сеть филиалов банков начала широко создаваться в Кубанской области и Черноморской губернии после завершения строительства Владикавказской железной дороги. В начале ХХ века на Кубани уже функционировала разветвленная сеть учреждений мелкого и среднего кредита. К 1909 году в Кубанской области действовало 114 товариществ и обществ взаимного кредита.
В 1911 году на средства местного купечества и казачества в станице
Кореновской на центральной улице (ныне ул. Красная) построено здание банка общества взаимного кредита. Центр станицы украсило первое двухэтажное здание, главный фасад и интерьеры которого были оформлены в модном стиле модерн. На центральном аттике помещены выполненные в лепнине дата постройки здания банка (1911 г.) и кадуцей – атрибут бога торговли Меркурия в обрамлении ветвей лавра – символа успеха. На боковых аттиках лепные монограммы «ВК» (взаимный кредит) среди дубовых ветвей – символа силы, надежности и долголетия.
На первом этаже размещался банк, на втором – гимназия для мальчиков
и девочек. Здесь же в трехэтажной пристройке в дворовой части здания в
небольших комнатах по 2-3 человека жили мальчики гимназисты. При
гимназии была домовая церковь во имя св. Николая Угодника.
После 1917-го года в здании открыта школа II ступени, с 1919 по 1929 гг. - школа колхозной молодежи.
С 1938-ом в здании открыто педучилище. В первые годы Великой Отечественной войны на первом этаже здания разместился штаб боевого авиаполка, на втором размещен летный состав полка.
С 6 августа 1942-го по 6-го февраля 1943 г. Кореновский район был занят немецко-фашистскими войсками и в здании находился немецкий госпиталь. Кореновск освобождали воины 11-го гвардейского стрелкового корпуса, которым командовал генерал-лейтенант И.Л. Хижняк. После освобождения станицы – в здании вновь штаб 45-го авиаполка.
С 1957-го по 1970-е годы здание занимал филиал летного Армавирского училища, затем топографическая военная часть.
В конце 1980-х годов здание передано Кореновской администрации и не
использовалось в течение трех лет.
В 1989 г. ВНТО «Стройиндустрии» было проведено обследование технического состояния конструкций здания и даны рекомендации по усилению и ремонту основных конструкций здания.
В 1992 г. здание передано Свято-Успенскому женскому монастырю, первый этаж приспособлен под культовые цели.
Здание поставлено на учет под государственную охрану Законом
Краснодарского края «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края» от 17.08.2000 № 313-КЗ».
В 1990 году архимандрит Виссарион получил благословение Патриарха всея Руси Алексия II на открытие здесь Свято-Успенского женского монастыря, начался капитальный ремонт здания.
С легкой руки некоторых кореновских краеведов перекрещённые буквы
«ВК» (Взаимный Кредит) на боковых аттиках здания связываются с буквам «РК» - фамилиями архитектора М.И. Рыбкина и художника И.Л. Калмыкова.
Но член Императорской Академии художеств И.Л. Калмыков был специалистом по керамике и выполнял работы на фасаде здания Екатеринодарского общества взаимного кредита. 1913 г.
Но на здании в Кореновске никаких керамических панно мы не видим.
====================
Михаил Иванович Рыбкин является автором проекта фасада здания Екатеринодарского общества взаимного кредита. 1913 г.
Здание было построено по проекту архитектора Николая Митрофановича Козо-Полянского, который выполнял все расчёты, чертежи и вёл наблюдение за строительством. Н.М. Козо-Полянский получил первую премию на конкурсе непосредственно за сам проект здания.
На конкурсе за фасад здания первую премию получил проект "Меркурий" архитектора Михаила Ивановича Рыбкина.
Журнал Зодчий №38 1912 год с. 384-385. "Хроника:
– Екатеринодарское общество взаимного кредита, желая расширить собственное здание, находящееся по Базарной улице, составило проект к существующему одноэтажному зданию, имеющему по улице свободное место с обеих сторон, и надстройки 2-го этажа над всем зданием, общей длиной по фасаду 19,30 саж (41,18 м).
Операционный зал решено устроить во 2-м этаже с хорами, нижний этаж предназначен для других операций банка.
Для этого общество объявило конкурс проектов фасад, ассигновав 500 руб. на премию за лучший проект. Таковым оказался проект под девизом "Меркурий" М.И. Рыбкина. Премированный проект принят к исполнению, и постройка должна закончиться вчерне в текущем году. Оштукатурить фасад предполагается цементом, главные пилястры около фигур обложить мрамором, цоколь обделать под гранит терразитом.
Общая стоимость постройки составит около 100 тыс. рублей".
Декоративные работы при строительстве банка выполнял член Императорской Академии художеств И.Л. Калмыков, который был специально приглашён в Екатеринодар для выполнения художественных работ как скульптор и художник.
Здание, имевшее два света на втором этаже, было богато украшено скульптурами и декоративно-кафельными панно.
В процессе строительства в проект были внесены изменения. На крыше появились вазы и над входными дверями - надкрылечники на цепях.
Во время войны в здание попала бомба. В 1949 году дом поднялся из руин благодаря работе инженеров А.А. Алавердина и К.Т. Козьменко.
Но по сравнению с довоенным зданием на крыше нет высоких ваз.
В 60-е годы над дверями убрали надкрылечники».
Над двумя входами художником И.Л. Калмыковым были выложены из кафельных плиток (красного, желтого и белого цветов) две сцены из античной жизни.
Справа на панно глобус, а рядом патриций, указывающий простертой рукой в «даль земную».
С ним трое облаченных в тоги, готовых постоять за честь и свободу своих граждан, занятых земледельческим мирным трудом».
/Виталий Бардадым «Архитектура Екатеринодара», 2002 г./
По свидетельству правнучки Николая Митрофановича Козо-Полянского Евгении Кистович: -
«За образец лица скульптуры богини взят образ моей прабабушки Елены Яковлевны Козо- Полянской».
Помимо выразительных скульптур богатое убранство получил весь фасад здания, декорированный якорями, гирляндами, венками, античными масками.
И похоже, что это действительно так и есть - по воспоминаниям внучки архитектора Людмилы Александровны Костенко (Рыбкиной) об избраннице М.И. Рыбкина Анне Афанасьевне Славгородской : «……. она имела косу, делала причёски….».
Внутренний интерьер здания был под стать фасаду. Работы по отделке внутренних помещений возглавлял известный краснодарский скульптор К.А. Дитрих.
С 1925 года в здании разместился ломбард, а чуть позднее – контора Государственного Банка СССР.
Из архива внучки архитектора Людмилы Александровны Костенко (Рыбкиной).
Узнаваем стиль по более позднему проекту дома купцов Аведовых в Екатеринодаре.
Справа высится новый 3-х этажный дом и оптовый магазин купца-бакалейщика Петра Каспарова (архитектор М.И. Рыбкин), за ним - богатые особняки торговцев Ивана Тарасова, Егора Баронова, братьев Бароновых и братьев Богарсуковых.
(С. Н. Ктиторов.История Армавира, досоветский период: 1839 - 1918. Армавир. 2002. 384 стр.:
https://coollib.in/b/694953-sergey-nikolaevich-ktitorov-istoriya-armavira-dosovetskiy-period-1839-1918-gg/readp
(ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ АРМАВИРСКОГО МОДЕРНА. Дом купцов братьев Богарсуковых. January 14th, 2019, 12:37 am. armavi).
Дом Богарсуковых первый слева и 3-х этажный дом Петра Каспарова первый справа.
Здание пострадало во время ВОВ и было разобрано.
Эта гостиница отличалась роскошным рестораном со сценой, на которой во время обедов и ужинов проходили различные музыкальные вечера.
Архитектор этого здания неизвестен, но по архитектурному стилю фрагментов левого и правого крыла здания, схожему с домом купца П.Г. Каспарова в Армавире и дома купцов Аведовых в Екатеринодаре, можно предположить, что проектировал здание М.И. Рыбкин.
На этом месте в Армавире жилой дом на углу ул. Мира, 53 и Либкнехта, 69.
Архитектор М.И. Рыбкин.
В 1910 году крупнейший предприниматель и промышленник Иван Авакович Аведов купил участок в центре Екатеринодара у мещанки Родионовой на улице Гимназической, 47(61). Сын её, статский советник Алексей Кузьмич Родионов, служивший инспектором народных училищ Кубанской области, имел на участке старое родительское домовладение, состоящее из двух кир-пичных построек, которое оценивалось в 15520 рублей.
Домовладение с правой стороны примыкало к 2-х этажному зданию 1878 г. постройки, которое в 1901 г. приобрёл переселенец из Нахичевани Петрос Татеосов Галладжианц и разместил здесь книжный магазин.
Справа на фотографии дом И.А. Аведова, по центру – книжный магазин
Галладжанца, справа - доходный дом братьев Богарсуковых (гостиница «Центральная»).
Часть бывшего домовладения мещан Родионовых (левое крыло сохранилось до наших дней) И.А. Аведов отдал в аренду. Другую часть, примыкавшую к книжному магазину и обветшалую от времени, в 1913 году пустил под снос.
На освободившемся месте в 1914 году по проекту архитектора М.И. Рыбкина был построен новый дом И.А. Аведова в стиле русского модерна.
Здание в Екатеринодаре представляло собой трехэтажный на подвалах ка-менный жилой дом Г- образной конфигурации в плане, состоящий из лицевого корпуса и дворового флигеля. В уровне первого этажа располагались широкие проемы витринных окон, на вышерасположенных этажах – балконы на кованых кронштейнах. Лицевой фасад, обращенный на ул. Гимназическую, был выполнен в приемах раннего модерна с отделкой лицевого фасада ка-менной штукатуркой и оформлением классическим лепным декором.
В 1918 году в доме И.А. Аведова поселилась семья начальника штаба Добро-вольческой Армии генерал-лейтенанта И.П. Романовского. Жена Елена Михайловна урожденная Бакеева, сын Михаил 1904 г.р., дочери Ирина 1906 г.р. и Ольга 1919 г.р.
Ирина Романовская вспоминала: «Мы поместились в двух домах богатого армянского фабриканта солнечного масла Аведова. В большом доме, где жил сам Аведов с семьей, был реквизирован низ (то есть нижний этаж – помещения для прислуги) и второй этаж. Внизу были передняя и комната для швейцара, которую занимал дежурный казак, глубже были ещё две комнаты, которые остались за Аведовым. На первом этаже по фасаду были две комнаты, одна громадная – танцевальный зал. Это был папин кабинет, где стоял его большой письменный стол, на котором были разложены карты России, верней той её части, где шла Гражданская война. Вторая гостиная служила папиной приемной и адъютантской... Позади зала в сторону двора был кабинет-библиотека (спальня мамы)... Библиотечные шкафы не были заперты, и Аведовы позволяли там брать книги… – переводы Мольера, Шекспира...».
В 1922 году «народная власть», установленная в Екатеринодаре, муниципализировала дом Аведова и крупнейший на Северном Кавказе маслобойный завод «Саломас» (улица Тихорецкая,5), присвоив ему имя «вождя пролетарской революции». В доме Аведовых в 1930-е годы разместилось Краснодарское Художественное училище, заняв все 3 этажа и глубокий подвал, в котором находился скульптурный цех.
Здание серьёзно пострадало во время пожара, устроенного немецко-фашистскими захватчиками при отступлении и было восстановлено только в начале 1950-х годов.
22 декабря 1952 года здание по праву государственной собственности было зарегистрировано за Кировским Районным Жилищным Управлением, а спустя 9 лет его отдали учреждению городской телефонной сети (ГТС), которое размещалось в здании до конца 1990-х гг.
С 2000-х годов и по настоящее время в здании объекта культурного наследия располагаются офисные помещения компа-нии телекоммуникационных услуг МТС.
В период масштабной реконструкции квартала (с 1968 и до 1977 годы) все здания, располагавшиеся по ул. Красной, за исключением дома Аведовых, были снесены.
В 1977 году по линии застройки улицы Красной был возведен архитектурный ансамбль, состоящий из здания Дома книги и трёх жилых 9-ти этажных до-мов. Здание Дома книги было выполнено в стиле структурализма по проекту архитектора Альберта Якименко.
Здание Дома книги построено с частичным примыканием к торцевой брандмауэрной стене дома Аведовых. При этом торцевая стена здания, обращенная на ул. Красную, была надстроена, изменена историческая конфигурация фасада с треугольным щипцом в завершении.
Композиция была выполнена в технике смальтовой мозаики краснодарским художником В.Ф. Папко (член Союза художников СССР с 1974 г., Заслужен-ный художник России с 2002 года.
Из публикаций В. П. Бардадыма* известно, что Михаил Иванович был приезжим и жил в Екатеринодаре в гостинице. Был дружен с основателем Екатеринодарской художественной галереи Фёдором Акимовичем Коваленко.
В ноябре 1913 года М.И. Рыбкин предлагает Городской Управе составить проект Городского дома, но над этим проектом уже работал И.К. Мальгерб, и его предложение было отклонено.
После выполнения своих основных проектов и проектов ряда особняков в Екатеринодаре, получив солидное вознаграждение, Михаил Иванович отправился в заграничное путешествие с целью ознакомиться с новинками строительного искусства и пополнить свои знания.
27 мая 1914 года в письме своему другу Ф.А. Коваленко он извещает о приезде в столицу Германии.
Описывает местные обычаи и нравы, восхищается увиденным порядком и чистотой, делится впечатлениями об архитектуре Берлина. Затем он совершил поездку во Францию.
В феврале 1916 года газета «Кубанская мысль» опубликовала сообщении об участии М.И. Рыбкина в Парижском объединённых зодчих и извещала, что он единственный представитель от России и рассчитывает вскоре прибыть на родину.
В марте 1919 года Михаил Иванович адресует письмо городскому голове И.И. Дицману, в котором предлагает свои услуги в разработке масштабного проекта города-сада в Екатеринодаре.
Однако предложение не было принято, т.к ещё в минувшем году город ассигновал 10 тыс. рублей для разработки аналогичного проекта инженеру С. Кричинскому, сбежавшему от большевиков из Петербурга».
В завершение статьи* об архитекторе М.И. Рыбкине в книге «Зодчие Кубани" Виталий Петрович Бардадым пишет:-
«Что ещё создал Михаил Иванович? Когда и где окончился его жизненный путь? Увы, об этом ничего не известно. Но мы не в праве забывать о нём - русский зодчий оставил нам в наследие замечательные здания - плоды своего яркого творческого воображения, точного математического расчёта и незаурядного строительного таланта”.
——————————-
Часть 2. Потомки архитектора.
Об архитекторе Михаиле Ивановиче Рыбкине и его проектах известно из публикаций Виталия Петровича Бардадыма в книгах: «Архитектура Екатеринодара», 2002, 2009 гг. и «Зодчие Кубани", Краснодар, Вишера, 2011 г. Но биография архитектора оставалась неизвестной.
Как удалось выяснить, потомки М.И. Рыбкина живут в Крыму.
А началась эта история с публикации 15.02.2019 г. в группе «Наследие» социальной сети «ОК» первого варианта очерка «Творческое наследие кубанского архитектора, инженера Николая Митрофановича Козо-Полянского», в котором прозвучало имя архитектора Михаила Ивановича Рыбкина (1).
Речь в частности шла о проекте одного из самых знаковых памятников архитектуры Краснодара «Здание Екатеринодарского общества взаимного кредита», 1913 г. - Межрегиональный центр информатизации Южного главного управления Центрального банка РФ (ГОСБАНК), ул. Орджоникидзе, 39 (ул. Базарная, 35).
С просьбой сообщить о всех известных проекта в Краснодаре в группу обратилась правнучка архитектора Любовь Сергеевна Рыбкина.
В свою очередь поинтересовался судьбой Михаила Ивановича после 1919 г. Меня переадресовали к внучке архитектора Людмиле Александровне Костенко (Рыбкина).
Благодаря потомкам, бережно хранящим память о талантливом предке, стало значительно больше известно о жизненном пути Михаила Ивановича, его семье и реализованных проектах.
Фотография из семейного архива внучки Людмилы Александровны Костенко (Рыбкиной) и правнучки архитектора Любови Сергеевны Рыбкиной (Крым, г. Керчь).
Рыбкин Михаил Иванович родился 1885 году (?) в многодетной семье в Ростове на Дону. С ранних лет прекрасно рисовал и мечтал строить красивые дома. В юношестве самостоятельно изучал французский язык, работал грузчиком в порту.
Мечтал учиться в Париже, копил деньги на учебу и осуществил свою мечту.
МУЗА АРХИТЕКТОРА.
Родилась в г. Артёмовск Донецкой обл., училась в Екатеринославе в институте благородных девиц.
Фотография из семейного архива правнучки Любови Рыбкиной.
Где познакомился Михаил Иванович с Анной?
Анна Афанасьевна преподавала русский язык и литературу.
Познакомились они скорее всего при воплощении очередного проекта архитектора на Юрьевом заводе, где Анна Афанасьевна учительствовала при заводе.
Может это фото немного прояснит те события.
Фотоателье С.И. Уманского. Луганск, отделение на Юрьевском заводе.
Как следует из адреса (Константиновка, Екатеринославской губернии, Училище при железо-прокатном заводе), Анна Афанасьевна преподавала в училище при железопрокатном заводе, расположенном в Константиновке Екатеринославской губернии.
Этот завод был построен бельгийскими предпринимателями, вполне очевидно, что будущие супруги познакомились здесь, когда Михаил Иванович выполнял проектные работы на этом заводе.
Начали семейную жизнь супруги на родине Михаила Ивановича в Ростове на Дону. Здесь у них 30 августа 1919 г. родился сын.
При рождении мальчика назвали Владимиром. А когда собирали в школу в 7 лет, прислали документы на Александра.
Оказывается, он родился в день Александра Невского, его так и записали, а родители до семи лет называли его Володей.
Так Володя стал Александром.
Рассказывает внучка архитектора Людмила Александровна Костенко (Рыбкина): «За всю совместную жизнь Михаил Иванович и Анна Афанасьевна поссорились всего один раз.
Дедушка работал над проектом . Чертёж получился огромный, он его разложил на полу большой комнаты и, склонившись над ним, делал какие-то поправки.
В такие минуты бабушка старалась его не беспокоить. Она готовила обед, и ей понадобилось пройти на балкон за овощами, хранившимися там, а на полу чертёж на всю комнату - и никак не пройти. Она молча сняла обувь и босиком продефилировала через всю комнату по чертежу.
Всегда выдержанный, спокойный дедушка возмутился : Как можно так неуважительно относиться с моей работе - моему детищу?э».
Конечно, сказано это было на высокой ноте. Бабушка обиделась на то , что он позволил себе говорить с ней в таком тоне, и очень долго с ним не разговаривала.
Были долгие извинения и раскаивания.
Жили они очень дружно в любви, ласке, достатке.
Дедушка бабушку и папу моего просто обожал ....
Бабушка говорила, что прожила с Михаилом Ивановичем как в Раю (если он существует)».
Семья переезжала из города в город, где получал заказы архитектор.
Из рассказов сына архитектора известно, что он много проектировал домов купцам, строил усыпальницы, учреждения, санатории.
В сентябре 1927 г. семья Рыбкиных находилась в Ялте, где по проекту Михаила Ивановича строили санаторий, и пережила Крымское землетрясение.
Рассказывает Людмила Александровна Костенко (Рыбкина): «За несколько дней до этого был сильный ураганный ветер, со стороны моря несколько дней стоял странный шум.
Ночь, конец сентября уже ночи прохладные, люди перепуганные выбегали на улицу ..... Вокруг паника.
В перерыве между толчками бабушка действовала самоотверженно и быстро.
Пока Михаил Иванович держал на руках перепуганного сына, она забежала в дом и успела вынести одеяло и немного тёплых вещей. Потом они и ялтинцы на пустыре сделали из одеял большой шалаш и там прожили несколько дней, а потом уехали. В Ялте прожили несколько лет».
В 30-е годы семья жила в Сочи, где Михаил Иванович Рыбкин выполнял проекты санаториев.
По воспоминаниям сына архитектора Александра Михайловича Рыбкина, переданным дочери Людмиле, рабочие могли запросто прийти в дом к Рыбкиным. Хозяева всех радушно принимали, и не было разницы рабочий это или инженер.
Анна Афанасьевна очень вкусно готовила. Всегда была выпечка к чаю. Вечерами грели самовар, и за чаепитием решались, согласовывались или изменялись планы по проекту.
В настоящее время санаторий УД ПРФ "Русь".
На оборотной стороне почтовый штемпель: Екатеринодар, 9.12.1919 штемпель Екатеринодар 5.12.1919.
Фотографии из архива внучки архитектора Людмилы Александровны Костенко (Рыбкиной).
В 1960-1962 гг. было снесено, т.к. не отвечало функциональному назначению санаторного лечебного корпуса. На его месте был построен лечебный корпус санатория.
Характерное фото, отражающее атмосферу того времени.
Людмила Александровна Костенко (Рыбкина) пишет:
«Время ужасное, печаль и грусть в глазах. Но это жизнь и наша печальная история. Нам, детям ничего об этих событиях не рассказывали, люди того поколения были напуганы. Не могу утверждать, что дедушка был подвержен нападкам. Но фото явно говорит само за себя.
По жизни он был очень весёлым, с чувством тонкого юмора, в доме всегда звучали смех, музыка (он прекрасно пел и играл на мандолине).
Бабушка была очень радушной хозяйкой, с радостью к ним в дом приходили друзья и знакомые.
А вот к картежникам и пьяницам в семье относились с большой неприязнью, и поэтому карты в доме отсутствовали. Играли в шахматы, читали книги.
Михаил Иванович имел музыкальные способности, обладал баритональным тенором. Обожаемыми были неаполитанские песни и мелодии. Когда он пел и играл на любимой мандолине, у открытого окна собирались прохожие и восторженно слушали».
Последние годы Михаил Иванович с супругой жили в Ростове на Дону,
Тяжело перенёс военные годы психологически, как человек, который делает Мир прекрасным, строит, создаёт, но видит варварски разрушенные прекрасные памятники, здания, по всюду голод, он тяжело болел.
Михаил Иванович не дождался сына с фронта….
Александр дошёл до Берлина и ещё год его часть стояла в Германии, а потом в Польше.
/1885 - 1945-1946?/
Фотография из семейного архива внучки Людмилы Александровны Костенко (Рыбкиной) обработана в фоторедакторе.
Михаил Иванович всегда был бодр, красив, по моде одевался, носил тросточку. Легко писал и разговаривал на французском.
Прожил интересную творческую жизнь, пережил Великую Отечественную войну, последние годы жил в Ростове на Дону, тяжело болел.
Ушёл из жизни в голодный послевоенный год.
/18.01.1892 г. - 04.06.1978 г./
Анна Афанасьевна после смерти супруга жила в Ростове, затем уехала к родной сестре в Луганск, 7 лет ухаживала за братом Григорием (после инсульта) в Старобельске. Часто приезжала к сыну и внукам в Керчь.
Пережила своего супруга на 32 года. Похоронена рядом с братом Григорием в Старобельске.
Эту сумочку Михаил Иванович привёз из Парижа в подарок любимой Анне Афанасьевне в период ухаживания. Она никогда с ней расставалась
"Эхо счастья и несчастья людей, ушедших в историю .... И это история моей страны." - такой фразой завершила свой рассказ
Людмила Костенко (Рыбкина).
—
СЫН АРХИТЕКТОРА.
На этой фронтовой фотографии есть и А.М. Рыбкин.
Александр Михайлович вернулся в Ростов после демобилизации в1947 г., отца уже не застал. Вскоре женился. Фронтовой друг позвал в Пермь. В 1949 г. родился сын Сергей.
В Перми был страшный голод, ночью рисковали и по уже собранному полю выискивали картошку, на работе хлебный паёк получали очень маленький постоянно хотелось есть. Анна Афанасьевна позвала к себе в Луганск. Александр Михайлович устроился работать на шахту.
В 1952 г. родился сын Михаил.
Близкие уговорили оставить работу на шахте после страшной аварии.
По радио услышали о приглашении на работу в Керчь, на восстановление города, обещали жильё. В 1952 г. решили уехать. Город был разрушен, Встретили очень радушно, сразу по приезду выделили комнату в коммуналке .
Везде по стране голодовка, а а Керчь выживала рыбой. Увидев на рынки изобилие рыб (огромные колёса камбалы, сарган, бычки), они просто влюбились в Керчь. Здесь в 1955 г. Родилась дочь Людмила.
---------------------------------
Александр перенял от отца не только внешность. Он рано начал читать, рано пошёл в школу, а перерисовать чертёж любой сложности было для него делом простым. По сей день в его доме в Керчи многие восхищаются лепниной на потолке, которую он выполнил своими руками.
Вспоминает дочь Александра Михайловича Людмила: -
«Конец 30 годов папа окончил школу, поехал учиться в Москву, но в 1939 г. был призван в Красную Армию..
Дедушка мечтал, чтобы он продолжил его дело. Ведь он был очень талантлив - в 4 года уже бегло читал, рисовал.
Имел музыкальные способности, мог подобрать любую мелодию на слух.
Много читал, много знал, мог ответить на любой заданный вопрос. Я всегда поражалась его эрудиции.
Дедушке он помогал с черчением, делал копии, ведь раньше не было ксерокса, всё перечерчивали вручную. Но он не стал архитектором и всю жизнь жалел, что не послушал отца. Может война помешала ему хорошо подумать и решить, что в жизни ему нужно».
Воспоминает внучка Александра Михайловича Марина Костенко:
«Дедушка занимался оформлением квартир. Он сам придумывал узоры, изготавливал трафареты, элементы гипсовой лепнины, смешивал краски, подбирая удачную палитру... А я
с удовольствием ему помогала.
Мне, десятилетнему ребёнку, очень любопытно было наносить на мелкие гипсовые детали бронзовую краску и видеть волшебство превращения белого потолка в очередное произведение искусства. Мы часто делали дома ремонт: наши стены украшали то витиеватые гроздья винограда, то нежный орнамент из кленовых листьев или букетов роз. Потом комната превращалась то
в яблоневый сад в цвету, то в поле сиреневых колокольчиков. А однажды дедушка изобразил во всю стену картину Шишкина "Мишки в сосновом бору". Кто бы ни приходил к нам в гости - все восхищались его работами».
- актриса Керченского драматического театра им. А.С. Пушкина после премьеры спектакля.
Муж Роман Данилов и сын Руслан (праправнук архитектора, 12 лет).
Керчь.2020 год.
Остаётся надеяться, что после завершения реставрации Дома офицеров в Краснодаре Минкультуры края пригласит потомков архитектора на торжественное открытие памятника архитектуры -творения архитектора Михаила Ивановича - Рыбкина.
————————————-
Людмила. Костенко (Рыбкина).
Прочитала на одном дыхании....!!!!! Выражаю огромную, искреннюю благодарность Вам, Владимир Алексеевич!!!!
Я просто растрогана, что прикасаюсь к таким интересным судьбам, какие были у моих предков !!!!
Для себя узнала очень много нового. А здание ЦБ. РФ в Краснодаре изумительное по красоте, очень нарядное!!!! Как хорошо, что оно украшает город !!!! Можно долго любоваться необычной архитектурой- торжественной и праздничной !!!! Горжусь своим дедушкой - Михаилом Ивановичем Рыбкиным !!!
Спасибо Вам ещё раз !!!!
Марина Александровна Данилова.
Владимир Алексеевич, у меня не хватит слов, чтоб выразить насколько наша семья благодарна Вам. Не устану говорить спасибо!
Это поистине историческое событие для нас, после которого жизнь делится на "до" и "после".
Спасибо за Ваше упорство, за Ваш труд, за преданность замечательному делу. Мы очень рады, что нам посчастливилось познакомиться с Вами.
И ещё раз спасибо: без Вас ничего этого не было бы!
Дай Бог Вам всего самого лучшего и доброго.
С огромным уважением и бесконечной признательностью, семья Рыбкиных и Даниловых.
Эпилог.
В конце апреля 2021 г. завершилась реставрация бывшего гарнизонного Дома Офицеров - исторического здания, памятника архитектуры
«Второе общественное собрание», 1911-1913 годы.
6 мая в обновлённом здании в торжественной обстановке был открыт «ТЕАТР ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА".
В зале присутствовали ветераны вооружённых сил и представители администрации во главе с губернатором края.
Историю приглашения потомков архитектора и открытия Театра Защитника Отечества смотрите в статье
13.05.2021: https://ngkub.ru/kultura/teatr-zashchitnika-otechestva-ne-chastnaya-istoriya?ysclid=mae8wb1bdb872163809
г. Краснодар Екатерининский сквер.
6 мая 2021 года
P.S.
Выражаю благодарность внучке архитектора Людмиле Александровне Костенко и и правнучке Любови Сергеевне Рыбкиной за представленные фотографии и сведения.
Владимир Шмелёв.
================
Приложение:
*Виталий Бардадым. «Зодчие Кубани". Краснодар, Вишера, 2011 г., с. 150-158.
____________
P.S. Внимание авторов.
Согласно Статьи 1274 ГК РФ, при использовании текста этой публикации для информационной, научной, учебной или культурной цели можете не спрашивать разрешения автора, но должны указать его имя, название используемого произведения и дать ссылку на источник заимствования.
При заимствовании в коммерческих целях требуется разрешение автора.
Что касается фотографий, Вам нужно запросить согласие автора на размещение фотографии.
===================