Кабардинский дворянин Батырбек Бекмуразович Шарданов (Батырбек Бек Мурза). /1863 — 1937/ Перед нами предстает благообразный серьезный господин в форменном мундире с умным серьезным лицом.
Окончив Петербургский институт путей сообщения, Батырбек Шарданов весь свой талант и силы отдал делу строительства Российских железных дорог. Почти тридцатилетняя деятельность Батырбека Шарданова в качестве инженера-путейца и благотворителя так бы осталась в истории Кубани темой для специальных исследований, если бы не одно обстоятельство: в 1905 году на углу улиц Красной и Графской появился двухэтажный особняк «со многими архитектурными излишествами», построенный по его эскизам и на его средства.
Екатеринодар, ул. Красная. Дом Б. Шарданова.
Дом проектировал сам хозяин для проживания со своей семьей. Строительным материалом был выбран кирпич, который производился на местном заводе Л.Н. Трахова и считался лучшим в городе. Строительство обошлось хозяину в 60 тысяч рублей — огромные деньги по тем временам.
Второй этаж предназначался для личного пользования, а первый этаж был приспособлен под торговые помещения: здесь размещался музыкальный магазин, издательство и другие организации. Особняк представляет собой симметричную постройку с двумя равнозначными фасадами с выступающими ризалитами. В декорации второго этажа доминируют барочные элементы, фасад украшен полукруглыми арками, обильным лепным рельефом, состоящим из гирлянд и маскаронов.
Инженер Б.Б. Шарданов с семьей прожил в этом особняке совсем недолго, около полутора лет, и сдал второй этаж за 2300 рублей городской управе для коллекции картин, подаренных городу Фёдором Акимовичем Коваленко.
В 1892 году Батырбека Бекмурзовича (или как его называли на службе Бориса Николаевича) Шарданова назначили начальником 10-й дистанции пути и станции Невинномысская, еще через пять лет – начальником 15 дистанции пути от Тихорецкой до станции Екатеринодар. Шарданов перестроил Екатеринодарский вокзал, воздвиг два виадука на подъездных путях, проложил железнодорожные ветки Екатеринодар-Ставрополь и Екатеринодар-Туапсе….
В 1907 году акционера "Майкопского трубопроводного и транспортного общества" Шарданова назначили руководить строительством нефтепровода Ширванская – Екатеринодар: на Кубани начали промышленно добывать нефть.
Образованный и интеллигентный, владеющий языками и широко меценатствующий Батырбек Шарданов был заметным членом Екатеринодарской городской элиты. Его близким другом был наказной атаман Кубанского казачьего войска, начальник Кубанской области генерал М.П. Бабич Член попечительских советов и благотворительных обществ он оставил по себе благодарную память: при его деятельном участии было открыто двухклассное железнодорожное училище, он опекал школы и приюты и делал много других добрых дел. Поддерживал выходцев из Кубанской области за границей. Не забывал Батырбек Бекмурзович и земляков: в длинном послужном списке мецената числится должность председателя Черкесского благотворительного общества. Он написал несколько статей об истории своего народ и о будущем адыгов, которое видел в единении с Россией.
С 1897 по 1917 год он работал в Екатеринодаре главным инженером железнодорожного акционерного общества. С августа 1918 года, с возвращением войскового правительства и нахождением в городе Ставки верховного главнокомандующего добровольческими силами на юге России А. И. Деникина, Екатеринодар на полтора года стал вынужденной столицей европейской части страны, куда съехались многие известные художники. Внезапная кончина 9 февраля 1919 года Ф. А. Коваленко оборвала его подвижническую жизнь, закончив целую эпоху в деятельности Галереи. Вернувшийся в Екатеринодар Б. Б. Шарданов был не намерен продлять срок аренды, он, видимо, посчитал, что условия ее предоставления в нынешних крайне нестабильных условиях окажутся невыполнимыми. Согласно условиям аренды, он предъявил городу иск с «требованием освободить его дом от картинной Галереи в течение трех с половиной месяцев, считая с 9 марта 1919 года».
Однако драматические события ближайшего времени отвлекли его от решительных намерений. В город были привезены останки его друга генерала М. П. Бабыча, замученного большевиками, и торжественно похороненные в войсковом соборе. Он был занят восстановлением движения поездов по Владикавказской магистрали, устраивал на работу в качестве переводчицы английской миссии старшую дочь Бабычей Елену, затем увез всю их семью в вынужденную эмиграцию.
Фото свадьбы Елены Бабыч и Леона Мосса, с членами их семей. София Бабыч вторая справа. Крайний слева - Батырбек Шарданов. Париж 1921 г.
По сообщению родственников, Батырбек Бекмуразович Шарданов умер в 1937 году в Италии.
Имя свое «князь» Шарданов оставил в истории Кубани и как путеец, и как благотворитель, и как создатель гигантского по тем временам нефтепровода, и как владелец особняка - архитектурного памятника ХХ века, который до сих пор является одним из самых достопримечательных мест Кубанской столицы.
Особняк по-прежнему носит имя «Дом Б.Б. Шарданова», напоминая кубанцам и гостям Краснодара о самом первом кабардинском инженере. ——————————————————— Судьба потомков Б.Б. Шарданова.
Судьба его многочисленной семьи хорошо описана в биографической книге «Дом Батырбека Шарданова» зав. отделом Краснодарского художественного музея им. Ф. А. Коваленко, эксперта Министерства культуры РФ по художественным ценностям Ващенко Ивана Ивановича.
Единственная дочь Батырбека - Фатима Шарданова (1886 - 1958), второе имя - Купана, рано лишившись матери, воспитывалась у деда – Бекмурзы. в замужестве взяла фамилию Шипшевых. После эмиграции Батырбека она жила в Кисловодске, была репрессирована. Старшая дочь Фатимы (Кунаны) Тамара, годы жизни 1910-1992, медработник, репрессирована. Внучки дополнили семейное древо фамилией Жогишевых. Эта ветвь семьи широко представлена в Кисловодске и Нальчике. Многие представители прошли через репрессии 1930-х годов. Дети Тамары: дочь Софият, 1933 года рождения, была зампредом горисполкома г. Челябинска, живет в Кисловодске; сын Султанбек Жогишев.1935 года рождения, окончил КБГУ инженерно- строительный факультет, был организатором и первым директором гидрогеологической станции.
Вторая дочь Фатимы (Кунаны) Ляля, годы жизни 1912- 1987. Дети Ляли: сын Шамиль Таиров, 1937 года рождения, живет в Адыгее; дочь Лиля 1941 года рождения, живет в Баку
Сын Фатимы (Кунаны) - Али Шипшев, годы жизни (1915- 1967), до войны работал директором рыбного хозяйства в Азербайджане. Участник ВОВ. Дети Али: сын Гена 1946 года рождения; дочь Вера 1948 года рождения, живут в г. Шахты.
Часть этой ветки эмигрировала в США, где сегодня живут их потомки Бэбс и Кристина Шардановы. Туда же из Иордании переселилиась часть семьи ветви двоюродного брата Батырбека - Муссы Шарданова, представленная сегодня Фэйсэлом Щерданом.
Его дед Муса Адил Бекмерза Муса Магомед Шердан был военным атташе иорданской арабской армии. В Иорданию они перебралась еще до революции.
Из троих братьев Батырбека - Измаила, Исуфа и Берда, наиболее раскрыта история последнего.
С 1909 по 1914 годы в Екатеринодаре Берд состоял в Черкесском благотворительном обществе. Позже он уехал в Нальчик, где с 1915 года работал в Обществе распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа. Участвовал в Первой мировой войне, а в Гражданскую войну сражался в 1-м Кабардинском конном полку в Кабардинской конной дивизии. После войны не привлекал к себе внимания, занимался сельским хозяйством, но в 1928 году большевики все же нашли и расстреляли его без права реабилитации. ========================================= Владимир Шмелёв Группа «Наследие" (Екатеринодар-Краснодар).
Наследие.
Первый кабардинский инженер БАТЫРБЕК ШАРДАНОВ.
/1863 — 1937/
Перед нами предстает благообразный серьезный господин в форменном мундире с умным серьезным лицом.
Окончив Петербургский институт путей сообщения, Батырбек Шарданов весь свой талант и силы отдал делу строительства Российских железных дорог.
Почти тридцатилетняя деятельность Батырбека Шарданова в качестве инженера-путейца и благотворителя так бы осталась в истории Кубани темой для специальных исследований, если бы не одно обстоятельство: в 1905 году на углу улиц Красной и Графской появился двухэтажный особняк «со многими архитектурными излишествами», построенный по его эскизам и на его средства.
Дом проектировал сам хозяин для проживания со своей семьей. Строительным материалом был выбран кирпич, который производился на местном заводе Л.Н. Трахова и считался лучшим в городе.
Строительство обошлось хозяину в 60 тысяч рублей — огромные деньги по тем временам.
Второй этаж предназначался для личного пользования, а первый этаж был приспособлен под торговые помещения: здесь размещался музыкальный магазин, издательство и другие организации.
Особняк представляет собой симметричную постройку с двумя равнозначными фасадами с выступающими ризалитами.
В декорации второго этажа доминируют барочные элементы, фасад украшен полукруглыми арками, обильным лепным рельефом, состоящим из гирлянд и маскаронов.
Инженер Б.Б. Шарданов с семьей прожил в этом особняке совсем недолго, около полутора лет, и сдал второй этаж за 2300 рублей городской управе для коллекции картин, подаренных городу Фёдором Акимовичем Коваленко.
Шарданов перестроил Екатеринодарский вокзал, воздвиг два виадука на подъездных путях, проложил железнодорожные ветки Екатеринодар-Ставрополь и Екатеринодар-Туапсе….
В 1907 году акционера "Майкопского трубопроводного и транспортного общества" Шарданова назначили руководить строительством нефтепровода Ширванская – Екатеринодар: на Кубани начали промышленно добывать нефть.
Образованный и интеллигентный, владеющий языками и широко меценатствующий Батырбек Шарданов был заметным членом Екатеринодарской городской элиты.
Его близким другом был наказной атаман Кубанского казачьего войска, начальник Кубанской области генерал М.П. Бабич
Член попечительских советов и благотворительных обществ он оставил по себе благодарную память: при его деятельном участии было открыто двухклассное железнодорожное училище, он опекал школы и приюты и делал много других добрых дел. Поддерживал выходцев из Кубанской области за границей.
Не забывал Батырбек Бекмурзович и земляков: в длинном послужном списке мецената числится должность председателя Черкесского благотворительного общества.
Он написал несколько статей об истории своего народ и о будущем адыгов, которое видел в единении с Россией.
С 1897 по 1917 год он работал в Екатеринодаре главным инженером железнодорожного акционерного общества.
С августа 1918 года, с возвращением войскового правительства и нахождением в городе Ставки верховного главнокомандующего добровольческими силами на юге России А. И. Деникина, Екатеринодар на полтора года стал вынужденной столицей европейской части страны, куда съехались многие известные художники.
Внезапная кончина 9 февраля 1919 года Ф. А. Коваленко оборвала его подвижническую жизнь, закончив целую эпоху в деятельности Галереи.
Вернувшийся в Екатеринодар Б. Б. Шарданов был не намерен продлять срок аренды, он, видимо, посчитал, что условия ее предоставления в нынешних крайне нестабильных условиях окажутся невыполнимыми.
Согласно условиям аренды, он предъявил городу иск с «требованием освободить его дом от картинной Галереи в течение трех с половиной месяцев, считая с 9 марта 1919 года».
Однако драматические события ближайшего времени отвлекли его от решительных намерений.
В город были привезены останки его друга генерала М. П. Бабыча, замученного большевиками, и торжественно похороненные в войсковом соборе.
Он был занят восстановлением движения поездов по Владикавказской магистрали, устраивал на работу в качестве переводчицы английской миссии старшую дочь Бабычей Елену, затем увез всю их семью в вынужденную эмиграцию.
По сообщению родственников, Батырбек Бекмуразович Шарданов умер в 1937 году в Италии.
Имя свое «князь» Шарданов оставил в истории Кубани и как путеец, и как благотворитель, и как создатель гигантского по тем временам нефтепровода, и как владелец особняка - архитектурного памятника ХХ века, который до сих пор является одним из самых достопримечательных мест Кубанской столицы.
———————————————————
Судьба потомков Б.Б. Шарданова.
Судьба его многочисленной семьи хорошо описана в биографической книге «Дом Батырбека Шарданова» зав. отделом Краснодарского художественного музея им. Ф. А. Коваленко, эксперта Министерства культуры РФ по художественным ценностям Ващенко Ивана Ивановича.
Старшая дочь Фатимы (Кунаны) Тамара, годы жизни 1910-1992, медработник, репрессирована.
Внучки дополнили семейное древо фамилией Жогишевых. Эта ветвь семьи широко представлена в Кисловодске и Нальчике. Многие представители прошли через репрессии 1930-х годов.
Дети Тамары: дочь Софият, 1933 года рождения, была зампредом горисполкома г. Челябинска, живет в Кисловодске;
сын Султанбек Жогишев.1935 года рождения, окончил КБГУ инженерно- строительный факультет, был организатором и первым директором гидрогеологической станции.
Вторая дочь Фатимы (Кунаны) Ляля, годы жизни 1912- 1987.
Дети Ляли: сын Шамиль Таиров, 1937 года рождения, живет в Адыгее; дочь Лиля 1941 года рождения, живет в Баку
Сын Фатимы (Кунаны) - Али Шипшев, годы жизни (1915- 1967), до войны работал директором рыбного хозяйства в Азербайджане. Участник ВОВ.
Дети Али: сын Гена 1946 года рождения; дочь Вера 1948 года рождения, живут в г. Шахты.
Часть этой ветки эмигрировала в США, где сегодня живут их потомки Бэбс и Кристина Шардановы.
Туда же из Иордании переселилиась часть семьи ветви двоюродного брата Батырбека - Муссы Шарданова, представленная сегодня Фэйсэлом Щерданом.
В Иорданию они перебралась еще до революции.
Из троих братьев Батырбека - Измаила, Исуфа и Берда, наиболее раскрыта история последнего.
=========================================
Владимир Шмелёв
Группа «Наследие" (Екатеринодар-Краснодар).