29 мая 2019

Архитектурная жемчужина Краснодара.

Старинные здания города, память о каких людях и событиях они хранят....
Владимир Шмелёв

Памятник архитектуры "Дом купцов Богарсуковых. 1900-1901 гг.».
Ул. Гимназическая, 67.
С 1960 г. здесь размещается  Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына.
Это здание появилось в 1900–1901 годах по заказу братьев Богарсуковых.
Купцы Карп и Христофор Богарсуковы — одни из самых богатых людей города, построили его для проживания своих семей.
Двухэтажное здание затмило внешним видом ДОХОДНЫй дом Богарсуковых (гостиница  "Центральная") и «Гранд-Отель»  Губкина.
Екатеринодар, ул.Гимназическая.1901 г. ДОХОДНЫй дом Богарсуковых до перестройки по проекту Козлова  (второй этаж арендовала  гостиница  "Центральная",  Дом братьев Богарсуковых, гостиница "Гранд-Отель" Губкина до перестройки.
В последующие годы по соседству с этим строением, а также в соседних кварталах было выстроено немало красивых особняков, однако ни один из них не смог затмить изящество особняка Богарсуковых.
Это удивительной красоты здание  было построено всего за один год!!!

К сожалению имя архитектора  осталось неизвестным - в архивных документах и дошедших до нас екатеринодарских газет нет ни одного упоминания об этом человеке.

Архитектурное решение проекта сооружения  в духе «классической эклектики», весьма умело, не нарушая геометрических пропорций и чувства меры, соединило классический и барочный стили.
Объемная прямолинейная композиция постройки, перекрытой по торцам двумя скатами, а в центральной части — широким ризалитом, укреплена тремя аттиками со слуховыми окнами.

Все центральные надстройки четко вырисовываются на фоне приподнятой крыши, сработанной в виде усеченной пирамиды.
Чрезвычайно роскошно декорирована верхняя часть ризалита.
Широкий балкон, обрамленный узорными столбиками, дополняет впечатление.

Внутреннее убранство  было под стать фасаду.

Коридоры дома Богарсуковых были вымощены метлахской половой плиткой производства харьковского завода Эдуарда Бергенгейма, считавшейся в те годы лучшим отделочным материалом на юге Российской Империи.

В 1906 году братья-купцы пригласили расписать помещения в своем фамильном доме итальянских художников, выставка картин которых проходила в то время в Екатеринодаре.

Настенная и потолочная живопись была полна сказочных картин, фантастических пейзажей и аллегорических портретов в итальянской манере.
Воображение поражала великолепная лепка потолков – цветы, листья, фрукты, – повторяющая элементы наружного декора.
Потолки дома украшала лепнина, повторяющая элементы наружного декора – цветы, фрукты, листья.
Потолок «Мавританского зала».
Лестница из белого мрамора, ведущая на второй этаж, с перилами, выполненными в виде ковани, изображающей растительно-цветочный орнамент.

Сложные элементы мраморной лестницы были выполнены в мастерской Константина Дитриха, младшего брата известного советского скульптора Леопольда Дитриха*.
————————————
* Дитрих Леопольд Августович
(1877–1954).
Родился 8 декабря 1877 г. в Варшаве. Сын художника. В 1904 г. приехал в Екатеринодар Кубанской области. В 1905—1912 гг. был вольнослушателем на скульптурном отделении Петербургской Академии Художеств, как стипендиат городской управы Екатеринодара.
В 1912 г. за скульптуру «Саломея» получил звание свободного художника.
Внес существенную лепту в формирование декоративного облика фасадов многих зданий Петербурга, особенно в период расцвета модерна.
Совместно с В.В. Козловым выполнили целый ряд премированных проектов разных памятников.
По заказу Управления КМВ в 1913—1915 гг. создают разнообразное декоративное убранство грязелечебниц в Пятигорске и Ессентуках, а также декоративную ограду для обелиска на месте дуэли М. Ю. Лермонтова в Пятигорске.
В 1919—1924 гг. работают над скульптурными образами видных революционеров и занимаются реставрацией памятников архитектуры в Петрограде.
В последующие годы, Дитрих создает галерею портретов современников, а также крупные памятники: Г. К. Орджоникидзе в г. Орджоникидзе (1949 г.) и Алишеру Навои в Ташкенте.
—————————————-

Парадный зал был убран особенно богато – украшенный восточными арабесками потолок и пол наборного паркета, а стены расписаны мастерами альфрейной* росписи.
* Термин «альфрейная живопись» восходит к итальянскому »al fresca» и подразумевает роспись по мокрой штукатурке.
Роспись стен под мрамор.

Сюжеты росписей варьировались от зала к залу.
В «мавританской» курительной комнате, в которой собирались мужчины для неспешной беседы за кальяном, были изображены сцены из восточной жизни, иллюстрирующие рассказы главы семьи Никиты Павловича о времени, проведенном им в Османской империи.
В других залах в росписях преобладали модные в те времена античные сюжеты.

В «Миниатюрных рассказах» известного адыгейского просветителя Сефербия Сиюхова описан случай, связанный с особняком Богарсуковых:
«В 1900 году богатые братья, купцы Богарсуковы Мэджлыш, Къашатыр и Христофор из черкесогаев (черкесские армяне), построили большой красивый дом в Екатеринодаре по Гимназической улице.
Когда дом был окончен, хозяева устроили большой обед с приглашением гостей в связи с новосельем.
Среди гостей были и черкесы, в том числе Шумаф Хакуй.

Обед прошел оживленно и весело. После обеда старший из братьев, Мэджлыш, а по-русски Никита Павлович, захотел показать гостям внутреннее устройство дома.
Он повел гостей по всем комнатам и коридорам, показал богатую отделку стен масляными красками, паркетные полы, богатую мебель, картины, водопроводное устройство с огромными раковинами-умывальниками и ваннами, электроосвещение с большущими люстрами, которые были усеяны гроздьями лампочек, паровое отопление.
После окончания осмотра Мэджлыш спросил гостей, понравился ли дом, и, в частности, с этим же вопросом обратился к Шумафу Хакуй, желая, видимо, озадачить его.
Шумаф не смутился и сказал: «Ну как может не понравиться такой дом, когда это даже не дом, а целый дворец. Но меня удивляет одно, как это ты, умный человек, строя такой богатый дом со всеми удобствами на долгие годы, не догадался хотя бы в одной из множества комнат поставить такой замок, который мог бы воспрепятствовать пробраться Малакульмоуту (ангелу смерти).
Ты должен согласиться, что допустил непростительное упущение…». 
Меджлыш, почувствовав долю яда в этой шутке, ответил: «Что же поделаешь, Шумаф, такой инженер еще не родился…».
В богато убранном парадном зале находилась сцена, на которой разыгрывались любительские спектакли.

В первой половине XIX века на Кубани роли в подобных представлениях, как правило, исполняли офицеры Кубанского казачьего войска.
Однако с момента преобразования Екатеринодара в гражданский город в 1860-х годах в развитии любительского театра стали участвовать, главным образом, представители местной интеллигенции: музыканты, преподаватели, врачи.

Со временем дом Богарсуковых * стал одним из «культурных центров» кубанской столицы: здесь проводились городские благотворительные концерты, рождественские ёлки, давал спектакли домашний театр, проходили заседания Кубанского попечительского комитета о тюрьмах, директором которого являлся Христофор Богарсуков.

——————————-
* Братья Никита, Карп и Христофор Богарсуковы принадлежали к старинному роду константинопольских армян, переселившихся на Кавказ.
Старший брат БОГАРСУКОВ НИКИТА ПАВЛОВИЧ основатель купеческого клана мануфактурной торговли.
Живя среди горцев, принял русское подданство, проявил себя как искусный дипломат при урегулировании конфликтов между русскими и черкесами.
В 1860 году переехал в Армавир.
Начав дело с нуля, не имеющий образования начинающий предприниматель довольно быстро разбогател, завоевал авторитет и подлинное уважение.
Никита Павлович Богарсуков – по торговым делам совершал множество длительных поездок.
Став значимой фигурой в Кубанской области, развивая армянские связи, являлся ктитором церкви Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринодаре, он не порывал со своими черкесскими товарищами, друзьями и компаньонами.
Окончание Кавказской войны, преобразование Екатеринодара в город гражданский открыло самые широкие возможности для развития здесь торговли, промышленности, предпринимательства.
Богатства кубанской земли, выгодное географическое положение, огромные перспективы для развития – все это привлекало сюда людей и капиталы.
Братья Богарсуковы сумели уловить эти тенденции и использовать благоприятную экономическую ситуацию для развития своего бизнеса и роста семейного благосостояния.
Они начали заниматься мануфактурной торговлей еще в 50-х гг. XIX в.
В 70-ые годы XIX века с братьями Карпом и Христофором Никита Павлович переехал в Екатеринодар.

В 1889 г. в Екатеринодаре был основан Торговый дом «Братья Карп и Христофор Богарсуковы», который вел большую оптовую и розничную мануфактурную торговлю в Кубанской области и за ее пределами.
Фотография состава сотрудников Екатеринодарского отделения Торгового Дома «Никита Богарсуков и сыновья» за 1908 год.

На фотографии в центре изображен Никита Павлович Богарсуков, вокруг него его сыновья-наследники - Артемий, Аким, Яков и Егор (Георгий), которые были основными пайщики Торгового дома, а вверху по краям — его внуки.

Торговый дом имел разветвленную сеть: его магазины и склады находились в Новороссийске, Ростов-на-Дону, Майкопе, Сухуми, Армавире, Екатеринодаре.
Товары для своих магазинов Богарсуковы получали из крупнейших городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Лодзи и др.
В Кубанской области действовал также ТД «Никита Богарсуков и сыновья» (основан в 1894 г.).
В 1910 г. Никита, Карп и Христофор Павловичи Богарсуковы акционировали свои предприятия (произошло слияние).

Торговый дом «Братья Богарсуковы» стал одной из крупнейших торговых фирм в России (находилась на шестом месте в России среди подобных предприятий).
Семья екатеринодарского купца Никиты Павловича Богарсукова. 1913 год.
В. Бардадым «Архитектура Екатеринодара». 2009 г.

Торговый дом действовал в форме полного товарищества, в котором все семь компаньонов (полных товарищей) принадлежали к семье Богарсуковых. Специализировалась на торговле мануфактурными товарами (тканями, текстильными изделиями).
Район операций: Екатеринодар, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Майкоп, Сухуми, где имелись оптово-розничные и розничные магазины Товарищества.
В Екатеринодаре и Новороссийске имелись также мастерские готового платья.
Основной капитал фирмы в 1914 г. – 1,2 млн. руб.
Большая часть средств была вложена в магазины и товары (около 2,5 млн. руб.), на счетах фирмы в 1914 г. имелось 190 тыс. руб.
Было выпущено 400 именных паев по 3000 руб., основной пакет которых принадлежал семье Богарсуковых..
В 1913–14 гг. чистая прибыль составила свыше 110 тыс. руб.
На торговых предприятиях Богарсуковых в 1913 г. было занято свыше 180 рабочих и служащих.

Семья Богарсуковых активно поддерживала национальные благотворительные организации, появившиеся в начале ХХ века (Армянское дамское благотворительное общество, Эллинское и Черкесское благотворительные общества и др.).

С началом гражданской войны семья Богарсуковых спешно покинула Екатеринодар и бежала заграницу.
Прекратил существование семейный Торговый дом Богарсуковых.

После гражданской войны и установления Советской власти многочисленная семья Богарсуковых оказалась рассеянной по разным городам страны и мира.
В настоящее время потомки славной фамилии живут в Москве, Краснодаре, Армавире, США, Румынии и т.д.
Фамильный склеп Богарсуковых на Всесвятском кладбище, где в марте 1913 года был захоронен глава рода Никита Павлович Богарсуков, был разграблен в годы Гражданской войны и лишён достойного ухода, но до сих пор выглядит впечатляюще, хотя вместо решеток на окнах часовни современная кирпичная кладка.

=======================
О братьях Богарсуковых смотрите
https://ok.ru/group/59251204161596/album/59259656929340

В годы гражданской войны в доме братьев-купцов был располагалась резиденция  командующего Добровольческой Армии, А.И. Деникина, а после смены власти в 1920 году в нем располагалась армейская санитарная часть.
В разное время бывший дом Богарсуковых занимали отдел ЧК, службы Крайисполкома и Дом пионеров.
В 1961 году здание было передано Краснодарскому историко-археологическому музею имени Фелицына.
=========================

Годы и тяжелые испытания отразились на сохранности здания.
В 2003  году принято решение о проведении реставрационных работ.
Проект реставрации выполнен ООО «Памятники Кубани», авторы: В.Н. Курли́к, В.В. Кочетко́в, М.В. Талала́й, С.С. Бадртди́нова, В.И.Ба́зик, Е.И. Зу́ккель.
Капитальный ремонт здания и масштабная реставрация музея велись с 2004 по 2008 гг.

На полную реставрацию особняка из краевого бюджета было выделено более 40 млн. рублей.

Цель реставрации — вернуть изначальный облик внутренних интерьеров и фасада дома купцов Богарсуковых.
Скрупулезная работа по расчистке и восстановлению частично утраченной росписи, воссозданию внешнего и внутреннего облика дворца заняла два года.

Интерьер потолка бального зала был практически полностью утрачен.
В 1928 году всю роспись потолка покрыли толстым слоем штукатурки, мотивируя это тем, что «советским гражданам роскошь не нужна".

Реставраторами воссоздана лепнина на потолках, художественная роспись стен, паркетный и мозаичный пол, отделка деревом потолка в некоторых залах.
Отделка потолков деревом.
На потолок зала вернули изображения ангелов.
В ходе реставрационных работ в нескольких музейных залах под слоями штукатурки и красок были обнаружены альфрейные росписи.
Представьте теперь восторг реставраторов, увидевших при расчистке от многочисленных слоев побелки и краски потолка и стен красочный слой, датируемый началом прошлого века.
Так выглядел Мавританский зал после расчистки стен.
Мавританский зал  после реставрации.
Полностью утраченный фрагмент был восстановлен на основе картин Делакруа (Марокканский цикл).
Парадный (бальный) зал после реставрации.

Как уже отмечалось выше, по воспоминаниям старожилов, настенная и потолочная живопись с различными сюжетами и разнообразной стилистикой (от фантастических пейзажей и аллегорических портретов в итальянской манере до сказочных картин) в интерьерах особняка  появилась в 1906 году, когда братья-купцы пригласили расписать помещения в своем фамильном доме итальянских художников, выставка картин которых проходила в то время в Екатеринодаре.

В 2008 году реставрация дома купцов Богарсуковых была завершена.
Этот труд оценили по заслугам.

В июне 2009 года на Всероссийском конкурсе-смотре объектов реставрационных работ дом купцов Богарсуковых в Краснодаре и особняк Н. Второва в Москве заняли первое место.

=================
В залах музея размещена экспозиция реликвий и регалий Кубанского казачьего войска.
В коллекции более 90 уникальных знамен, значимых для истории Российского государства.
Знамя к 200-летию Кубанского казачьего войска (1696-1896), единственное, которое хорошо сохранилось.
А ниже находятся и два знамени Черноморского казачьего войска, которые историки относят к концу XVIII века.
Слева выставлено оружие тех времён, морской абордажный кинжал образца 1856 года и драгунская офицерская шашка конца XX века.
Справа располагаются сабли, одна в восточном стиле, а другая венгерская.
Снизу веером размещены боевые штыки-тесаки образца 1843 года.
Георгиевские знамена, пожалованные императором Александром II 8-му Пластунскому батальону Кубанского казачьего войска за героическую защиту и оборону Севастополя.
Яркими предметами являются подарки императрицы Екатерины II, императоров Александра I и Николая I: серебряные с позолотой блюда работы известных ювелирных мастеров России Хлебникова, Овчинникова и К.Фаберже.

Среди уникальных регалий: Грамота Екатерины II, привезенная А. Головатым из Петербурга, хранилась в Екатеринодаре, сначала в войсковом казачьем штабе, затем в войсковом Александро-Невском соборе.
В дни праздников и торжеств, по церемониалу, ее выносили на парады и молебны на площади Екатеринодара.
Исторический момент передачи грамоты запечатлен на картинах и в бронзе - на постаменте памятника Екатерины Второй в Краснодаре.
С него спадает длинный свиток с золотым екатерининским орлом и выпуклым шрифтом: «Высочайшая грамота 30 июня 1792 года».
Князь Григорий Потемкин-Таврический чуть придерживает грамоту и разворачивает в сторону последних старшин Запорожской Сечи и первых старшин Черноморского казачества: войскового судьи Антона Головатого, слушающего атамана Сидора Белого и осеняющего себя крестом войскового есаула Захария Чепеги.
На самом деле грамота была выполнена на листах белой бумаги.
Коричневыми чернилами на ней написан текст, скрепленный сургучной печатью.

Жалованная грамота была возвращена на Кубань в апреле 2007 года и сразу же отправлена в московский НИИ реставрации. 
В декабре 2007 года реставрация была завершена.
Жалованная грамота хранится под стеклом, при строгом соблюдении температуры, влажности и освещенности.
Во время экскурсий отдергивается бархатная занавеска и каждый посетитель может видеть главную святыню ККВ и всего казачьего края.
Напристольное евангелие, которое существует с 1759 года.
Его напечатали в России, таких книг было всего 600 экземпляров, а печатали их долгих три года, вес около 30 килограммов.
В 1763 году евангелие было подарено сечевой церкви Покрова Пресвятые Богородицы последним атаманом Запорожской Сечи Петром Калнышевским
Евангелие напрестольное. Россия, 1771 год. Серебро, золочение, эмаль, чеканка. Дар священника станицы Старонижестеблиевской Кубанскому Войсковому музею в 1912 году.
Чаша-потир из серебра датируется 1861 годом.
Чашам— потир, со вставками из фарфора и гравировкой.
Янычарская «алебарда Головатого».
В музей алебарда поступила в числе 1-й партии Регалий в апреле 2007 г.
Поступила она без древка, хотя в списке, составленном 18 октября 1946 г. в американской оккупационной зоне в лагере Мемминген (Бавария), оно еще на месте – «…ящик № 5…9 — алебарда (ея древко отдельно)».

Что касается оружия, то за все время формирования коллекции, начиная с XVIIIе в. в ней, согласно архивным документам, числится только шесть предметов.
Старинное бронзовое трехфунтовое орудие 1732 г., Высочайше пожалованное через светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического в конную команду Черноморского казачьего войска 22 октября 1788 г..
На момент вывоза коллекции Регалий за границу в 1920 г. пушка стояла возле атаманского дворца.
Подробнее смотрите
https://ok.ru/group/59251204161596/topic/6985430704134
=====================
Процесс формирования казачьих регалий продолжался на протяжении XVIII- XIX веков.
Они – символы доблести, геройства и чести.
Все важнейшие церемониалы, парады, молебны и войсковые праздники в дореволюционной истории казачества сопровождались выносом этих реликвий.
Судьба казачьих регалий – одна из драматических страниц истории Кубани.

Прошло 100 лет с того момента, когда кубанские войсковые регалии покинули Родину и были вывезены за границу во имя их спасения для будущих поколений и истории казачества.
В 1920 году кубанское войсковое правительство принимает решение об отправке регалий за границу, избрали Сербию.
Поездом они были доставлены в г. Новороссийск и в феврале 1920 года регалии на пароходе «Константин» покинули Россию.
В 20-40-х годах ХХ века в Белграде находился и кубанский Войсковой музей, в котором экспонировались и хранились регалии. 
Большие испытания на долю кубанских регалий выпали 6 апреля 1941 г. - во время бомбардировки Белграда люфтваффе Военный Музей был разграблен, причем в значительной мере пострадали исторические ценности, принадлежащие кубанским казакам.

И хотя, Высочайшие грамоты и большинство знамен сохранились, а разграблению подверглись, главным образом, вещи из серебра, пропали также и некоторые ценные мемориальные предметы, в том числе, холодное оружие великого князя Михаила Николаевича и наградная сабля войскового судьи Черноморского казачьего войска А.А. Головатого, пожалованная ему светлейшим князем Г.А. Потемкиным-Таврическим 14 апреля 1790 г.
———————-
Примечание.
Ножны кинжала великого князя Михаила Николаевича не были украдены во время белградского ограбления и до сих пор находятся в США (г. Хоуэлл, шт. Нью-Джерси).
———————-

Затем регалии были перевезены в страны Западной Европы, а в 1949 г.- в США.
В г. Нью-Йорк для хранения и экспонирования регалий был куплен дом, который стал центром кубанской казачьей эмиграции, назывался он «Русский Дом».
В конце 70-х годов ХХ века в штате Нью-Джерси была куплена земля и построено новое здание Кубанского Войскового музея, в котором экспонировались и хранились кубанские регалии.
В октябре 2006 года на Кубань прибыла делегация кубанских казаков из США во главе с атаманом А.М. Певневым и 16 октября был подписан Договор о возвращении регалий на Родину.
19 октября 2006 г.   
Соглашение о передаче Реликвий ККВ подписали атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов и атаман ККВ за рубежом Александр Певнев.

Губернатор Краснодарского края А. Ткачев заверил американских гостей, что гарантом безопасности реликвий Кубанского казачьего войска выступает администрация края.
"И мы не только берем на себя обязательства по их реставрации, - заявил он. - Но, как и обещали во время нашей последней поездки в Нью-Джерси, изготовим точные копии и передадим их в музей в США".

=====================
Использованы материалы публикаций краеведа  В. Бардадыма и историка В. Бондаря,  сайта Краснодарского историко-археологический музея-заповедника имени Е. Д. Фелицына, издания Юга.ру, а также собственные наблюдения и впечатления.
Владимир Шмелёв.

Комментарии

  • 29 мая 2019 16:12
    ОГРОМНОЕ СПАСИБО !!!!!!!!!!!
  • 29 мая 2019 19:41
    Работа по истории дома Багарсуковых настолько хороша , что нет слов .....
  • 29 мая 2019 19:50
    Великолепны фотографии до и после реставрации залов дома...            Хотелось бы фото лестницы....
  • 30 мая 2019 10:48
    Если Вы о лестнице с кованными перилами, то фото лестницы есть, но из за геометрии её невозможно сфотографировать во всей красе.
    «Лестница из белого мрамора, ведущая на второй этаж, с перилами, выполненными в виде ковани, изображающей растительно-цветочный орнамент.
    Сложные элементы мраморной лестницы были выполнены в мастерской Константина Дитриха, младшего брата известного советского скульптора Леопольда Дитриха».
    Но есть в особняке и другая, парадная  лестница без кованных элементов.
    Фотография
  • 30 мая 2019 14:56
    Спасибо ... Владимир , можно ли перекинуть это классное  эссе о доме на Фейсбук ...   Хочется , чтоб как можно больше людей познакомились ...
  • 30 мая 2019 15:22
    Вы  ,  Владимир ,верны  своим  традициям  -  если  работа  с  Историей - всегда  грандиозно  ,  ярко,  весомо,  точно  .  Ваше хобби  стало   высоко  профессиональным  ,  на  радость  всем  нам -  Ваших  соратников и почитателей  Истории...............
  • 30 мая 2019 20:26
    Благодарю за высокую оценку.
  • 31 мая 2019 10:32
    Очень хороший материал. Для полноты картины - несколько уточнений. Богарсуковский дом - не  особняк, он стоит в общем ряду застройки.В этой части города особняков почти не было. В годы Гражданской войны здесь располагался не  штаб Добрармии, а резиденция А.И. Деникина. Комплексная реставрация здания началась в 2003 году, а часть росписи сделана в советское время, когда в здании располагался Дворец пионеров.
  • 8 июн 2019 22:09
    Виталий Вячеславович, благодарю Вас за полезные замечания.
    Действительно, по одному критерию не особняк* (отдельно стоящий).
    Внесу в текст правки.
    * Особняк — большой, зачастую богато декорированный отдельно стоящий частный дом, иногда дворцового типа.

    Что касается сроков начала комплексной реставрации здания, то ориентировался на официальный документ -Распоряжение главы Администрации Краснодарского края от 06 октября 2004 года.
    Фотография
  • 27 июн 2019 11:56
    В коллекции более 90 уникальных знамен, значимых для истории Российского государства.

    Георгиевское знамя 2-го Хопёрского казачьего полка Кубанского казачьего войска "За отличие при покорении Западного Кавказа в 1864 году".

    Георгиевские знамена, пожалованные императором Александром II 8-му Пластунскому батальону Кубанского казачьего войска за героическую защиту и оборону Севастополя.

    Яркими предметами являются подарки императрицы  Екатерины II, императоров Александра I и Николая I: серебряные  с позолотой блюда работы известных ювелирных мастеров России Хлебникова, Овчинникова и К.Фаберже.

    Среди уникальных регалий: Грамота Екатерины II, привезенная А. Головатым из Петербурга, хранилась в Екатеринодаре, сначала в войсковом казачьем штабе, затем в войсковом Александро-Невском соборе.
    В дни праздников и торжеств, по церемониалу, ее выносили на парады и молебны на площади Екатеринодара.

    Исторический момент передачи грамоты запечатлен на картинах и в бронзе - на постаменте памятника Екатерины Второй в Краснодаре.

    С него спадает длинный свиток с золотым екатерининским орлом и выпуклым шрифтом: «Высочайшая грамота 30 июня 1792 года».
    Князь Григорий Потемкин-Таврический чуть придерживает грамоту и разворачивает в сторону последних старшин Запорожской Сечи и первых старшин Черноморского казачества: войскового судьи Антона Головатого, слушающего атамана Сидора Белого и осеняющего себя крестом войскового есаула Захария Чепеги.

    На самом деле грамота была выполнена на листах  белой  бумаги.
    Коричневыми чернилами на ней написан текст, скрепленный сургучной печатью.

    Жалованная грамота была возвращена на Кубань  в апреле 2007 года и сразу же отправлена в московский НИИ реставрации. 
    В декабре 2007 года реставрация была завершена.
    Жалованная грамота хранится под стеклом, при строгом соблюдении температуры, влажности и освещенности.
    Во время экскурсий отдергивается бархатная занавеска и каждый посетитель может видеть главную святыню ККВ и всего казачьего края.

    Напристольное   евангелие, которое существует с 1759 года.
    Его напечатали в России, таких книг было всего 600 экземпляров, а печатали их долгих три года, вес около 30 килограммов.
    В 1763 году евангелие было подарено сечевой церкви Покрова Пресвятые Богородицы последним атаманом Запорожской Сечи Петром Калнышевским

    Евангелие напрестольное. Россия, 1771 год. Серебро, золочение, эмаль, чеканка. Дар священника станицы Старонижестеблиевской Кубанскому Войсковому музею в 1912 году.

    Чаша-потир из серебра датируется  1861  годом.