В Русской Православной Христианской Церкви МАСЛЕНИЦА в 2020 году празднуется с 24 февраля по 1 марта.
МАСЛЕНИЦА, МАСЛЯНИЦА, СЫРНАЯ СЕДМИЦА, СЫРНАЯ НЕДЕЛЯ — один из немногих изначально языческих русских праздников, в древности связанный с проводами зимы и встречей весны, который после Владимирова Крещения Руси подвергался запретам и гонениям, но всё же относительно сохранился, хотя со временем и подвергся частичной христианской переделке.
Ныне Масленица — это неделя, предшествующая православно-христианскому Великому Посту. Дни христианской Масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий Пост, который предваряет праздник Пасхи. Поэтому Масленица относится к переходящим праздникам Русской Православной Церкви, время которых определяется датой Пасхи. Дата Пасхи определяется не только по солнечному календарю, но и по лунному, и по дню недели. В ортодоксальном христианстве Пасха празднуется в первое воскресение после первого полнолуния, которое наступает вслед за Весенним Равноденствием.
По Церковному Уставу, во время Масленицы не разрешается употребление мяса, отсюда другое наименование Масленицы — "Мясопустная Неделя". Но при этом на Масленицу разрешается употребление рыбы, яиц и молочных продуктов (в том числе и сливочного масла), откуда и взялось главное название. И хотя по церковным канонам основная цель этой недели, предваряющей начало Великого Поста, — молитвы, очищение души от грехов, примирение с ближними, прощение обид и примирение со своей совестью, в этом празднике остался яркий след языческого наследия. Празднование Широкой Масленицы до сих пор включает в себя многие ритуальные языческие моменты, как, например, сжигание чучела Масленицы, различные народные гуляния, игры и увеселения. Всю эту неделю народ провожает надоевшую зиму, печёт блины, торжественно трапезничает и ходит друг к другу в гости.
До Владимирова Крещения Руси Масленица называлась "Комоедица" и была связана с Днём Весеннего Солнцеворота, а отмечалась она в течение 7 дней, предшествующих Дню Весеннего Равноденствия, и 7 дней после этого дня. Праздник стал именоваться как "Масленица" лишь с XVI века, когда, после неудачных запретов и гонений, был включён в церковные праздники и поставлен в зависимость от Великого Поста, будучи отождествлён с церковной "Сырной Седьмицей" (то есть неделей). Масленица получила своё название от христианского церковного календаря и Устава. Изначальный же праздник, КОМОЕДИЦА — великий праздник Весны Священной, приходящей с Небес в День Весеннего Равноденствия (20 или 21 марта), — часто попадал на время проведения православно–христианского Великого Поста, когда всякие весёлые празднества и игрища Церковью запрещались, а то и карались. В народе трансформированный на церковно–христианский лад праздник получил название "Масленица" и продолжал праздноваться с прежним языческим размахом, но уже в иные даты, привязанные ко дню православной Пасхи (начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, затем идёт 7– недельный Великий Пост перед Пасхой).
Для славян Комоедица долгое время была частью обрядов, связанных со встречей Нового Года, точнее — Нового Лета, Новолетия! В дохристианской Руси Новое Лето отсчитывалось от Дня Весеннего Равноденствия.
После установления христианского тоталитаризма Новое Лето на Руси стало праздноваться 1 марта (или протальника), подобно тому, как длительное время праздновали Новый Год в древней Римской Империи и в некоторых средневековых странах Европы. С 1492 года, в соответствии с греко–христианской традицией, по указу царя и государя всея Руси Ивана III празднование Нового Года было перенесено на 1 сентября. И лишь в 1699 году, по примеру государств Западной Европы того времени, первый император России Пётр I перенёс День Нового Года на 1 января. Вообще же начало года с 1 января впервые было установлено в Римской Империи по указу императора и великого понтифика (то есть верховного жреца) Юлия Цезаря в 46 г. до н.э..
КОМОЕДИЦА — это время, когда пробуждается Природа и Солнце–дитя Коляда становится юношей Ярилой. При этом в организме человека происходит перенастройка гормональной системы и подготовка к весенней форме активности. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Поэтому и основным блюдом Комоедицы и масленичной недели является блин. Он символизирует Солнце, которое в это время года разгорается всё ярче и светит всё больше, удлиняя дни и укорачивая ночи. По давним поверьям считалось: как встретит человек Новолетие, таким весь год и будет. Потому и не скупились наши предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. Точно также считалось, что человек, скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года, а безудержное чревоугодие и веселье — непременный залог будущего благополучия, процветания и успеха. И называли Комоедицу, а позже — Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".
В период запретов и гонений на празднование Масленицы церковные проповедники с осуждением писали, что в эти дни люди безумствовали, предавались разгулу, неистовству и разврату. Особому осуждению подвергались употребление алкоголя и маскарад ряженых, когда люди одевались пугалами, страшилищами, мужчины часто наряжались в женские наряды, а женщины — в мужские.
Многие исследователи считают, что праздник Комоедица называется так потому, что, в числе прочего, он посвящён помину умерших и пробуждению медведей, которых считали тотемными животными, то есть прародителями людей. "Ком" — это медведь. Отсюда же "команика" — «медвежья ягода». Она же ежевика, снобориха. Есть мнение, что популярное выражение «первый блин — комам» — возможно, именно так оно звучало у древних славян — означало отнюдь не то, что сегодня. Это был обычай оставлять первые блины комам, лесным медведям. Впоследствии блин, выпекаемый первым на Масленой неделе, выкладывали на слуховое (по-другому — смотровое) окошко «для душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. После периода запретов и гонений Христианская Церковь оставила празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа, но сдвинула любимый народом праздник проводов Зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней. После этого календарного сдвига праздник утратил связь с астрономическим событием — Днём Весеннего Равноденствия, днём прихода языческой Весны Священной. Это отчасти разорвало его сакральную связь с традициями древних волхвов, в которых именно дни зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками, ибо это есть ключевые точки, определяющие биоритмы всей планеты Земля.
Шли века, менялась жизнь, но наследие Комоедицы окончательно так и не было уничтожено, широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить русский народ отказаться от любимого праздника — хлебосольного и разгульно–веселого. Одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край народным веселием.
Позже российские цари стали сами принимать активное участие в организации масленичных гуляний. Сам Петр I, известный любитель всяческих увеселений, открывал масленичные гуляния в столице у Красных Ворот. Инициаторами и участниками празднеств Масленицы были и Екатерина I, и Екатерина II. Со времён Петра I масленичные потехи в городах стали возрождаться и совершенствоваться. На льду рек или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками и даже деревянными скульптурами. В Петербурге начала XIX века особо славились горки купца Подозникова. Они строились на Неве, напротив Сената, и достигали 26 метров в высоту. Катание с искусственных городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах–балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
Любимым развлечением парней на масленичной неделе были кулачные бои, а в некоторых районах — "взятие снежного городка", как отзвук представлений о борьбе Зимы с наступающей Весной. Собравшись, люди дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили её на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Одни удальцы осаждали крепость, а её защитники — отбивались снежками. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, часто ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска и украшенные цветными ленточками.
Сегодня Масленица стала почти государственным праздником, а её празднование снова выражается широкой народной традицией с карнавалами, фейерверками, балаганами, аттракционами, театрализованными представлениями и обильным угощеньем.
В народных традициях, восходящих ещё к периоду «двоеверия», каждый день Масленицы имеет своё название и своё значение.
ПОНЕДЕЛЬНИК — «ВСТРЕЧА». Народ встречал Чистую Масленицу – широкую боярыню. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника же, катаясь с горки на санках или просто на «пятой точке», перекрикивая друг друга, кричали: «Масленица приехала! Масленица приехала!».
ВТОРНИК — «ЗАИГРЫШИ». С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов, начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания и другие забавы. Звали родных и знакомых: «У нас–де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». На гуляньях женихи выглядывали себе невест, а девушки — суженых. Сохранилась пословица: «На Масленицу — сватовство, на Красную Горку — свадьба». Хозяева рассылали с устными приглашениями к друзьям, родственникам и будущим невесткам или зятьям «позыватков». Позыватку встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Если позываток приносил хозяевам от будущих родственников отказ посетить их дом, то это означало, что дочку прочат за другого, либо парня хотят женить на другой, значит, будущая свадьба под угрозой.
СРЕДА — «ЛАКОМКИ». В этот день зять приходил «к тёще на блины». Тёща принимала у себя всех своих зятьев, иногда до десяти человек, а также всех других родственников. И приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Поэтому Масленица была разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя всё заложи, но Масленицу проводи!». Устраивались катания в повозках, пляски, распевались веселые песни, разыгрывались смешные сценки про тёщу и зятя. Считалось, что на Лакомку нужно: «Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду».
ЧЕТВЕРГ — «ШИРОКИЙ РАЗГУЛ». С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. На улицы вывозили чучело Масленицы, которое сопровождали ряженые детишки, выпрашивающие себе угощения.
ПЯТНИЦА — «ТЁЩИН ВЕЧЕРОК». Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а утром присылал нарядных "знатных". Чем больше знатных, тем больше к тёще уважения и почести. Говорили, что: «У тёщи зятёк — любимый сынок».
СУББОТА — «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ». Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок (золовка — сестра мужа). Новобрачная, или девушка, которая уже считалась невестой, должна была одарить подарками всех сестёр мужа или жениха. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа были замужние, то невестка приглашала замужнюю родню.И именно в этот день обычно строили и брали штурмом снежный городок, что символизировало победу Весны над Зимой.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ МАСЛЕНИЦЫ — «ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ», «ПРОВОДЫ». В этот день в храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят: «Бог простит». В этот последний день перед Великим Постом по православно-христианскому обычаю люди просят друг у друга прощения, чтобы начать поститься с чистыми мыслями. Этот обычай православные христиане чтят до сих пор. Обычно при взаимном прощении принято три раза поцеловаться, поэтому это воскресение в центральных губерниях России называли "прощаньями", или "проводами", а в северных губерниях и Сибири "целовником", или "целовальником". В старину в Прощеное Воскресенье новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тёщу, кума и куму, сватов и дружек подношениями. Они также кланялись в ноги родителям и просили родительского прощения и благословения.В этот день также поминали усопших, посещали могилы родственников. В воскресенье принародно сжигали чучело Маслены, а до крещения Руси — чучело Марены, что немного созвучно. Этот обряд был символом Зимы, которая переломилась на Лето. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай». Само чучело изготавливали из соломы, солома символизировала мёртвую часть, оставшуюся от обмолоченного колоса, а зерно — вечно живую, дающую жизнь. Предваряли сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем, блинами и булочками–жаворонками. Когда же чучело сгорало, праздник завершался последней забавой: молодежь прыгала через костёр. Ритуальным блюдом масленичного воскресения была яичница, соотносящаяся одновременно и с образом Солнца, и с символом "Золотого Яйца Рода", вечного начала Вселенной.
Современные русские неоязычники, или "родноверы" не празднуют Масленицу (или Комоедицу) за семь дней перед Великим Постом, так как лунный календарь, от которого зависят дни Масленицы, не является их традицией, их главные праздники ориентированы только на Солнечный цикл. Изначальная Масленица (а точнее — Комоедица) приходится на празднование Дня Весеннего Равноденствия, когда день становится равным ночи. Весеннее Равноденствие в России, да и на всём северном полушарии Земли, по современному, григорианскому календарю наступает 20 или 21 марта, когда Солнце при своём видимом годичном перемещении по небосводу пересекает небесный экватор и переходит из южного полушария в северное, тогда земная ось перпендикулярна солнечным лучам, а сами лучи Солнца равномерно касаются обоих полюсов. В южном полушарии — наоборот, мартовское равноденствие является осенним, а сентябрьское — весенним. В конце концов Комоедица в форме Масленицы была принята русским христианством, но не по солнечному, а по солнечно–лунному календарю, поэтому в русском православном христианстве у Масленицы плавающая дата, которая зависит от христианской Пасхи.
Если это ни кому не вредит, то сие есть личное дело каждого человека — чему поклоняться, и что праздновать. Многие эзотерики, неоязычники и любители русской народной культуры древние солнечные славянские праздники и происходящие от них праздники Русской Православной Церкви чтят по двум календарям. Христианские — в широком кругу близких, друзей и знакомых; солнечные — в узком кругу единомышленников. Если есть к тому симпатия, так же можете делать и Вы.
ПАРАКЛЕТ–ЙОГА
:Дмитрий Коноплицкий
МАСЛЕНИЦА И КОМОЕДИЦА
В Русской Православной Христианской Церкви МАСЛЕНИЦА в 2020 году празднуется с 24 февраля по 1 марта.МАСЛЕНИЦА, МАСЛЯНИЦА, СЫРНАЯ СЕДМИЦА, СЫРНАЯ НЕДЕЛЯ — один из немногих изначально языческих русских праздников, в древности связанный с проводами зимы и встречей весны, который после Владимирова Крещения Руси подвергался запретам и гонениям, но всё же относительно сохранился, хотя со временем и подвергся частичной христианской переделке.
Ныне Масленица — это неделя, предшествующая православно-христианскому Великому Посту. Дни христианской Масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий Пост, который предваряет праздник Пасхи. Поэтому Масленица относится к переходящим праздникам Русской Православной Церкви, время которых определяется датой Пасхи. Дата Пасхи определяется не только по солнечному календарю, но и по лунному, и по дню недели. В ортодоксальном христианстве Пасха празднуется в первое воскресение после первого полнолуния, которое наступает вслед за Весенним Равноденствием.
По Церковному Уставу, во время Масленицы не разрешается употребление мяса, отсюда другое наименование Масленицы — "Мясопустная Неделя". Но при этом на Масленицу разрешается употребление рыбы, яиц и молочных продуктов (в том числе и сливочного масла), откуда и взялось главное название. И хотя по церковным канонам основная цель этой недели, предваряющей начало Великого Поста, — молитвы, очищение души от грехов, примирение с ближними, прощение обид и примирение со своей совестью, в этом празднике остался яркий след языческого наследия. Празднование Широкой Масленицы до сих пор включает в себя многие ритуальные языческие моменты, как, например, сжигание чучела Масленицы, различные народные гуляния, игры и увеселения. Всю эту неделю народ провожает надоевшую зиму, печёт блины, торжественно трапезничает и ходит друг к другу в гости.
До Владимирова Крещения Руси Масленица называлась "Комоедица" и была связана с Днём Весеннего Солнцеворота, а отмечалась она в течение 7 дней, предшествующих Дню Весеннего Равноденствия, и 7 дней после этого дня. Праздник стал именоваться как "Масленица" лишь с XVI века, когда, после неудачных запретов и гонений, был включён в церковные праздники и поставлен в зависимость от Великого Поста, будучи отождествлён с церковной "Сырной Седьмицей" (то есть неделей). Масленица получила своё название от христианского церковного календаря и Устава. Изначальный же праздник, КОМОЕДИЦА — великий праздник Весны Священной, приходящей с Небес в День Весеннего Равноденствия (20 или 21 марта), — часто попадал на время проведения православно–христианского Великого Поста, когда всякие весёлые празднества и игрища Церковью запрещались, а то и карались. В народе трансформированный на церковно–христианский лад праздник получил название "Масленица" и продолжал праздноваться с прежним языческим размахом, но уже в иные даты, привязанные ко дню православной Пасхи (начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, затем идёт 7– недельный Великий Пост перед Пасхой).
Для славян Комоедица долгое время была частью обрядов, связанных со встречей Нового Года, точнее — Нового Лета, Новолетия! В дохристианской Руси Новое Лето отсчитывалось от Дня Весеннего Равноденствия.
После установления христианского тоталитаризма Новое Лето на Руси стало праздноваться 1 марта (или протальника), подобно тому, как длительное время праздновали Новый Год в древней Римской Империи и в некоторых средневековых странах Европы. С 1492 года, в соответствии с греко–христианской традицией, по указу царя и государя всея Руси Ивана III празднование Нового Года было перенесено на 1 сентября. И лишь в 1699 году, по примеру государств Западной Европы того времени, первый император России Пётр I перенёс День Нового Года на 1 января. Вообще же начало года с 1 января впервые было установлено в Римской Империи по указу императора и великого понтифика (то есть верховного жреца) Юлия Цезаря в 46 г. до н.э..
КОМОЕДИЦА — это время, когда пробуждается Природа и Солнце–дитя Коляда становится юношей Ярилой. При этом в организме человека происходит перенастройка гормональной системы и подготовка к весенней форме активности. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Поэтому и основным блюдом Комоедицы и масленичной недели является блин. Он символизирует Солнце, которое в это время года разгорается всё ярче и светит всё больше, удлиняя дни и укорачивая ночи. По давним поверьям считалось: как встретит человек Новолетие, таким весь год и будет. Потому и не скупились наши предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. Точно также считалось, что человек, скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года, а безудержное чревоугодие и веселье — непременный залог будущего благополучия, процветания и успеха. И называли Комоедицу, а позже — Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".
В период запретов и гонений на празднование Масленицы церковные проповедники с осуждением писали, что в эти дни люди безумствовали, предавались разгулу, неистовству и разврату. Особому осуждению подвергались употребление алкоголя и маскарад ряженых, когда люди одевались пугалами, страшилищами, мужчины часто наряжались в женские наряды, а женщины — в мужские.
Многие исследователи считают, что праздник Комоедица называется так потому, что, в числе прочего, он посвящён помину умерших и пробуждению медведей, которых считали тотемными животными, то есть прародителями людей. "Ком" — это медведь. Отсюда же "команика" — «медвежья ягода». Она же ежевика, снобориха. Есть мнение, что популярное выражение «первый блин — комам» — возможно, именно так оно звучало у древних славян — означало отнюдь не то, что сегодня. Это был обычай оставлять первые блины комам, лесным медведям. Впоследствии блин, выпекаемый первым на Масленой неделе, выкладывали на слуховое (по-другому — смотровое) окошко «для душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. После периода запретов и гонений Христианская Церковь оставила празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа, но сдвинула любимый народом праздник проводов Зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней. После этого календарного сдвига праздник утратил связь с астрономическим событием — Днём Весеннего Равноденствия, днём прихода языческой Весны Священной. Это отчасти разорвало его сакральную связь с традициями древних волхвов, в которых именно дни зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками, ибо это есть ключевые точки, определяющие биоритмы всей планеты Земля.
Шли века, менялась жизнь, но наследие Комоедицы окончательно так и не было уничтожено, широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить русский народ отказаться от любимого праздника — хлебосольного и разгульно–веселого. Одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край народным веселием.
Позже российские цари стали сами принимать активное участие в организации масленичных гуляний. Сам Петр I, известный любитель всяческих увеселений, открывал масленичные гуляния в столице у Красных Ворот. Инициаторами и участниками празднеств Масленицы были и Екатерина I, и Екатерина II. Со времён Петра I масленичные потехи в городах стали возрождаться и совершенствоваться. На льду рек или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками и даже деревянными скульптурами. В Петербурге начала XIX века особо славились горки купца Подозникова. Они строились на Неве, напротив Сената, и достигали 26 метров в высоту. Катание с искусственных городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах–балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
Любимым развлечением парней на масленичной неделе были кулачные бои, а в некоторых районах — "взятие снежного городка", как отзвук представлений о борьбе Зимы с наступающей Весной. Собравшись, люди дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили её на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Одни удальцы осаждали крепость, а её защитники — отбивались снежками. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, часто ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска и украшенные цветными ленточками.
Сегодня Масленица стала почти государственным праздником, а её празднование снова выражается широкой народной традицией с карнавалами, фейерверками, балаганами, аттракционами, театрализованными представлениями и обильным угощеньем.
В народных традициях, восходящих ещё к периоду «двоеверия», каждый день Масленицы имеет своё название и своё значение.
ПОНЕДЕЛЬНИК — «ВСТРЕЧА».
Народ встречал Чистую Масленицу – широкую боярыню. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника же, катаясь с горки на санках или просто на «пятой точке», перекрикивая друг друга, кричали: «Масленица приехала! Масленица приехала!».
ВТОРНИК — «ЗАИГРЫШИ».
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов, начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания и другие забавы. Звали родных и знакомых: «У нас–де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». На гуляньях женихи выглядывали себе невест, а девушки — суженых. Сохранилась пословица: «На Масленицу — сватовство, на Красную Горку — свадьба». Хозяева рассылали с устными приглашениями к друзьям, родственникам и будущим невесткам или зятьям «позыватков». Позыватку встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Если позываток приносил хозяевам от будущих родственников отказ посетить их дом, то это означало, что дочку прочат за другого, либо парня хотят женить на другой, значит, будущая свадьба под угрозой.
СРЕДА — «ЛАКОМКИ».
В этот день зять приходил «к тёще на блины». Тёща принимала у себя всех своих зятьев, иногда до десяти человек, а также всех других родственников. И приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Поэтому Масленица была разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя всё заложи, но Масленицу проводи!». Устраивались катания в повозках, пляски, распевались веселые песни, разыгрывались смешные сценки про тёщу и зятя. Считалось, что на Лакомку нужно: «Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду».
ЧЕТВЕРГ — «ШИРОКИЙ РАЗГУЛ».
С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. На улицы вывозили чучело Масленицы, которое сопровождали ряженые детишки, выпрашивающие себе угощения.
ПЯТНИЦА — «ТЁЩИН ВЕЧЕРОК».
Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а утром присылал нарядных "знатных". Чем больше знатных, тем больше к тёще уважения и почести. Говорили, что: «У тёщи зятёк — любимый сынок».
СУББОТА — «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ».
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок (золовка — сестра мужа). Новобрачная, или девушка, которая уже считалась невестой, должна была одарить подарками всех сестёр мужа или жениха. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа были замужние, то невестка приглашала замужнюю родню.И именно в этот день обычно строили и брали штурмом снежный городок, что символизировало победу Весны над Зимой.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ МАСЛЕНИЦЫ — «ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ», «ПРОВОДЫ».
В этот день в храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят: «Бог простит».
В этот последний день перед Великим Постом по православно-христианскому обычаю люди просят друг у друга прощения, чтобы начать поститься с чистыми мыслями. Этот обычай православные христиане чтят до сих пор. Обычно при взаимном прощении принято три раза поцеловаться, поэтому это воскресение в центральных губерниях России называли "прощаньями", или "проводами", а в северных губерниях и Сибири "целовником", или "целовальником". В старину в Прощеное Воскресенье новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тёщу, кума и куму, сватов и дружек подношениями. Они также кланялись в ноги родителям и просили родительского прощения и благословения.В этот день также поминали усопших, посещали могилы родственников.
В воскресенье принародно сжигали чучело Маслены, а до крещения Руси — чучело Марены, что немного созвучно. Этот обряд был символом Зимы, которая переломилась на Лето. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай». Само чучело изготавливали из соломы, солома символизировала мёртвую часть, оставшуюся от обмолоченного колоса, а зерно — вечно живую, дающую жизнь. Предваряли сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем, блинами и булочками–жаворонками. Когда же чучело сгорало, праздник завершался последней забавой: молодежь прыгала через костёр.
Ритуальным блюдом масленичного воскресения была яичница, соотносящаяся одновременно и с образом Солнца, и с символом "Золотого Яйца Рода", вечного начала Вселенной.
Современные русские неоязычники, или "родноверы" не празднуют Масленицу (или Комоедицу) за семь дней перед Великим Постом, так как лунный календарь, от которого зависят дни Масленицы, не является их традицией, их главные праздники ориентированы только на Солнечный цикл. Изначальная Масленица (а точнее — Комоедица) приходится на празднование Дня Весеннего Равноденствия, когда день становится равным ночи. Весеннее Равноденствие в России, да и на всём северном полушарии Земли, по современному, григорианскому календарю наступает 20 или 21 марта, когда Солнце при своём видимом годичном перемещении по небосводу пересекает небесный экватор и переходит из южного полушария в северное, тогда земная ось перпендикулярна солнечным лучам, а сами лучи Солнца равномерно касаются обоих полюсов. В южном полушарии — наоборот, мартовское равноденствие является осенним, а сентябрьское — весенним. В конце концов Комоедица в форме Масленицы была принята русским христианством, но не по солнечному, а по солнечно–лунному календарю, поэтому в русском православном христианстве у Масленицы плавающая дата, которая зависит от христианской Пасхи.
Если это ни кому не вредит, то сие есть личное дело каждого человека — чему поклоняться, и что праздновать. Многие эзотерики, неоязычники и любители русской народной культуры древние солнечные славянские праздники и происходящие от них праздники Русской Православной Церкви чтят по двум календарям. Христианские — в широком кругу близких, друзей и знакомых; солнечные — в узком кругу единомышленников. Если есть к тому симпатия, так же можете делать и Вы.
Автор статьи: Дмитрий Коноплицкий.