ДЖУНГЛИ В ПАРИЖЕ

На парижской выставке Общества независимых художников 1891 года среди картин импрессионистов, на которых игра цвета порой скрадывала контуры изображаемых предметов, висело небольшое полотно, привлекающее внимание тщательностью выписанных деталей. На почти плоском переднем плане, состоящем из длинных желтых мечевидных листьев, была нарисована фигурка тигра с оскаленной пастью и круглым стеклянным глазом детской игрушки. Задняя лапа зверя невесомо опиралась на траву. Ветви фантастических деревьев гнулись под струями тропического ливня. Синее небо на заднем плане прорезали белые ниточки молний. По слухам, картина «Нападение в джунглях» была написана Анри Руссо после его поездки в Мексику. На самом деле художник никогда не покидал Европы...

ДЖУНГЛИ В ПАРИЖЕ - 855643912186
Нападение в джунглях. 1891 г.

21 мая 1844 года в семье скромного французского жестянщика родился мальчик. По сложившейся традиции родители дали ему три имени – Анри Жюльен Феликс. Скромные финансовые возможности семьи непозволяли юноше мечтать о свободном выборе занятий. В 20 лет, просто чтобы вырваться из дома в большой мир, Анри ушел на военную службу. Однако военная карьера не доставляла молодому человеку радости. В 1868 году Руссо поселился в Париже, в ремесленном квартале Плезанс. Отсутствие профессионального образования
заставило его занять пост мелкого чиновника в таможенном ведомстве Парижа. Анри встречал суда, которые поднимались вверх по Сене – сначала вдоль набережной Отей, а затем к заставе Ванв. Отсюда его прозвище среди друзей – Таможенник. В душе Анри всегда чувствовал себя художником, но полностью отдаться любимому делу сумел, только выйдя в отставку. У Руссо не было возможности получить художественное образование. Он был самоучкой, и его ранние работы стали прекрасными образцами примитивного искусства. Самобытного художника увлекало изображение природы, ее бесконечное и непостижимое разнообразие. «Вы себе не можете представить, - писал он другу, - когда я еду в деревню и повсюду вижу солнце, зелень и цветы, то говорю себе: «Неужели все это принадлежит мне?»».
ДЖУНГЛИ В ПАРИЖЕ - 855643924730
Вид фортификаций с порта Ванв. 1909 г. Эрмитаж

Самые ранние полотна Руссо датированы 1880 годом. В Салоне Независимых художник впервые выставился в 1886 году, показав свою работу «Карнавальный вечер». Слишком нарочитым построением планов и тщательно выписанными деталями пейзажа картина вызвала насмешки у публики, однако была высоко оценена профессионалами. Когда к ней, думая позабавить, подвели Камиля Писсарро, мастер пришел в восторг от богатства тонов этого полотна, и вскоре Руссо снискал в парижских художественных кругах репутацию забавного чудака. Изображения буйных тропических джунглей стал появляться в его работах с 1891 года. Комментируя картину «Нападение в джунглях», художник Феликс Валлотон писал: «С каждым годом картины господина Руссо становятся все более впечатляющими… Это альфа и омега живописи настолько волнующа, что перед этим мастерством и детским восторгом исчезают самые серьезные сомнения».
ДЖУНГЛИ В ПАРИЖЕ - 855643934458
Карнавальный вечер. 1886 г.

Он рисовал по выходным дням; таких художников в Париже называли «воскресными», и страстно мечтал приобщиться к миру настоящих профессионалов. Салон Независимых с его выставками без жюри давал ему такую возможность. «Я выставляюсь, следовательно, я – художник», - писал он в своей записной книжке. В отличие от многих начинающих примитивистов Руссо не копировал природу. У него не было возможности посетить дальние экзотические страны с их буйной растительностью. Однако Руссо это не смущало. Вдохновение он черпал в самом центре Парижа – в оранжереях его Ботанического сада.
ДЖУНГЛИ В ПАРИЖЕ - 855643940858
Голодный лев бросается на антилопу. 1905 г.

Значительная часть картин, относящаяся к позднему периоду творчества Русо, - это экзотические пейзажи, фантастические изображения джунглей. Его внимание сосредоточивалось главным образом на придумывании, сочинении картин, а не на использовании впечатлений от натуры. В каком-то смысле Руссо шел дальше импрессионистов, от которых почерпнул необыкновенное цветовое разнообразие. Арсен Александр, наблюдавший Руссо в мастерской во время работы, писал: «Я обратил внимание на его палитру, на которой он смешивал зеленые краски для экзотического леса. Он одновременно работал над всеми подобными оттенками на картине. Я никогда больше не видел палитры, которая был блистала такой живописной гаммой зелени». Фантазия Руссо рождала странные «наивные» картины, сюжеты которых во многом предвосхищали опыты сюрреализма.
ДЖУНГЛИ В ПАРИЖЕ - 855643954170
Дама, гуляющая в экзотическом лесу. 1905 г.

Например, в картине «Женщина, гуляющая в экзотическом лесу», фигурка дамы, одетой в парадное белое французское платье, кажется крошечной на фоне огромных трав, фантастических цветов и апельсиновых деревьев. Наивный взгляд человека, не убившего в своей душе ребенка, был характерной чертой творчества Руссо. Когда в 1907 году уже давно вышедшего в отставку Анри обвинили в банковском мошенничестве, он в качестве доказательства своей невиновности показал свои картины. Обвинения были сняты. Суд решил, что человек столь простодушный и наивный просто не способен пуститься в сложные финансовые махинации. При этом Руссо был всесторонне одаренным человеком, сочинял музыку, играл на скрипке и сочинял мелодрамы, полные той же наивной фантазии, что и его полотна.
ДЖУНГЛИ В ПАРИЖЕ - 855643979002
Нападение тигра на буйвола. 1908 г.

При жизни Руссо мечтал о призвании. Написав большое полотно «Спящая цыганка», он обратился в письме к мэру своего родного города Лаваля со следующим предложением: «Имею честь обратиться к Вам в качестве земляка, который, являясь художником-самоучкой, хотел бы, чтобы его родной город приобрел одно из его новых произведений. Я предлагаю купить жанровое полотно «Спящая цыганка» (2,60х1,90 м). Странствующая смуглянка, исполнительница песен под мандолину спит глубоким сном, сломленная усталостью, рядом с ней изображен лежащий кувшин (внутри него питьевая вода). Неожиданно появляется лев, обнюхивает ее, однако не трогает девушку. Все утопает в лунном свете, царит поэтичная атмосфера. Действие происходит в иссушенной пустыне. Цыганка одета в восточные одежды. Я уступлю Вам картину за сумму 1.800-2.000 франков, потому что был бы счастлив, если бы в Лавале осталась память обо одном из его сыновей. В надежде на то, что мое предложение будет благосклонно принято, примите, господин мэр, заверения в моем уважении. Анри Руссо, художник, улица Верцингеториг, 15, Париж». Письмо осталось без ответа.
ДЖУНГЛИ В ПАРИЖЕ - 855643984378
Спящая цыганка. 1897 г.

Руссо умер 4 сентября 1910 года, в возрасте 66 лет. На его могиле лежит камень с эпитафией Аполлинера:

Милый Руссо, ты нас слышишь?
Мы приветствуем тебя,
Делоне, его жена, господин Кеваль и я.
Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам.

Мы доставим тебе кисти, краски, холсты,
Чтобы свой священный досуг, озаряемый светом истины,
Ты посвятил живописи,
И чтобы, как когда-то меня,
Ты написал звездный лик.
ДЖУНГЛИ В ПАРИЖЕ - 855643992570
АНРИ РУССО. "Грехопадение". Библейский сюжет

Комментарии